Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Солнечная система и звезды (5кл)

Сам себе РЕЖИССЁРГЕОГРАФИЯ

[2] Сам себе РЕЖИССЁР ФИЗИКА

___________________________________

МОУ «Оболенская СОШ» Серпуховского района Московской области

Природоведение в 5 кл.// Комбинированный урок «Солнечная система и звезды»

Учитель  физики

Рузаева Елена Григорьевна

Природоведение в 5 «б» классе. Октябрь. Повторение пройденных тем и изучение звёздного неба я решила провести в социо-игровой форме. В классе 12 человек совершенно разного уровня подготовки. На уроке – 11 человек. Класс не отличается особой дружбой, достаточно часто возникают различные «междоусобицы» с претензиями, обидами и угрозами. Мне даже сначала пришлось присматриваться к ним, чтобы решиться на проведение урока в социо-игровом стиле.

Начало урока – построиться «по количеству пуговиц» в глубоком секрете от учителя (!). Таинственные перешептывания и тихое выяснение, у кого сколько пуговиц, проходило в почти глубокой тишине.

После таинственного построения классу надо было рассчитаться на первый-второй-третий. В результате две команды по 4 человека и в одной – три человека.

Первое задание – в тишине вспомнить и повторить самые главные темы прошедших уроков: планеты Солнечной системы; астероиды, метеоры, кометы, метеориты; звезды.

На задание – 5 минут. Готовность – встать и дружно (обязательно дружно!) хлопнуть в ладоши.

Шелест страниц учебника, нашептывание каких-то определений, объяснение, пояснение. Повторение прошло очень сосредоточенно. Через 6 минут первая команда объявила о своей готовности. Остальные так же не заставили себя долго ждать.

А теперь очередь за выполнением задания. Прошу подойти ко мне самого высокого. Начались споры – кто самый высокий в команде. Начали спорить, меряться по росту, ругаться друг на друга.

Жду, не вмешиваясь, – они сами должны научиться и выбирать, и соглашаться со своим выбором, даже если он и оказался не в их пользу. Ждать мне пришлось около полутора минут. Наконец «проводнички» подошли ко мне.

Первое задание объясняю очень подробно – всё-таки в первый раз: на обозначенной вокруг Солнца орбите надо расположить комету. Каждая команда получает два изображения кометы с хвостами разной длины. За две минуты они должны обсудить правильность  расположения кометы на орбите. Готовность – дружный хлопок.

Представители команд очень быстро, по очереди (чья команда первой хлопнула в ладоши, тот и идёт) расставляют на подготовленной орбите  свои изображения кометы. Орбита нарисована на пленке для графопроектора. А на неё накладываются изображения, которые отмечаются цифрами (что бы было понятно, чья команда правильно или неправильно расположила на орбите свою комету).

Картина получилась очень интересной. Бедную комету метало из одного конца орбиты в другой с невообразимым разворотом хвоста…

Надо исправлять положение. Предлагаю командам обсудить правильность расположения кометы на орбите с помощью учебника. На подготовку – 4 минуты.

Работа закипела. Уже через 2 минуты послышались взаимные упреки, возгласы. Через 4 минуты желающие исправить ошибки колдовали над своими кометами. Положение было исправлено, и кометы «помчались» по своим траекториям. А ребята вздохнули с облегчением и получили по дополнительному баллу.

Теперь прошу встать самого темноволосого в команде. И опять без разборок не обошлось. Но «проводнички» ко мне отправились всё же побыстрее. Задание командам – ответить на вопросы, предложенные на карточке. Ответы записать на листочке – либо «да», либо «нет». Готовность – дружный хлопок. Работа в группах закипела.

Задания у каждой группы были разные. При проверке ответов ребятам из других команд придётся вспомнить все пройденные и повторённые темы.  Первый хлопок – дополнительный балл за скорость.

Когда все ученики были готовы, направляю по часовой стрелке группы на проверку соседей. Затем – еще один переход и проверка следующих соседей.

Итак, ответы в каждой карточке проверили две команды, проставив «+» или «-». Теперь команды подсчитывают, сколько плюсов они получили, то есть, сколько правильных ответов зачли им другие команды. Число плюсов и минусов записывается на доске. И команды получают новое задание.

В роли посыльного вызываю к себе самого светловолосого в команде. На этот раз выполнять задание нужно было ещё быстрее. Объясняю: за 4 минуты определить (с помощью учебника) созвездия по конфигурации звёзд. И на отдельном листке записать их названия.

Работа по определению созвездий началась очень активно. Отведённое время ещё не прошло, а уже первая команда объявила о своей готовности. Остальные так же не заставили себя долго ждать.

Предлагаю взаимную проверку. Теперь команды идут против часовой стрелки. Проверка занимает не больше минутки. Когда всё было проверено, команды вернулись на свои места.

Определение созвездий по их очертаниям – это новая тема, поэтому я хочу перепроверить правильность ученических записей на листочках. Для этого на своём столе располагаю большой атлас с созвездиями. Предлагаю командам выходить цепочкой по одному и каждому проверять только по одному созвездию.

Порядок  выхода возлагаю на команду. Здесь ребята сработали четко – выходили друг за другом, не обгоняя и не опаздывая.

А мои опасения относительно правильности, к сожалению, оправдались. Почти все созвездия были названы командами неправильно. Зато сколько было радости, когда из 6 созвездий, одно с первого раза оказалось названным верно!

Подводим итоги. Ну и конечно подсчитываем баллы.

Вторая команда набрала больше всех очков и заработала оценку «отлично». Двум другим предлагаю совместным голосованием выбрать самого активного в команде – ему ставится оценка «5», остальным – «4».

Урок заканчивается. Домашнее задание напрашивается само – прочитать в учебнике раздел «Созвездия» и еще раз проверить, как запомнилась конфигурация самых известных созвездий.

Рузаева Елена Григорьевна

.

Сам себе РЕЖИССЁРГЕОГРАФИЯ

[2] Сам себе РЕЖИССЁР ФИЗИКА

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика