Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → Мастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игр → МАСТЕР-КЛАСС: Как организовать импровизированный театр теней
___________________________________________
.
В.М.Букатов
доктор педагогических наук
Пять экскурсов-приложений для особо заинтересованных читателей блока МАСТЕР-КЛАСС: Как организовать импровизированный театр теней
.
Экскурс ВТОРОЙ: О ДЕЛЕНИИ/ОБЪЕДИНЕНИИ в команды
1. Объединение в команды по разрезанным открыткам
3. При желании всегда можно найти общее
.
1. Объединение в команды по разрезанным открыткам
Когда-то я очень часто пользовался разрезанными открытками. Это была четко отработанная технология деления/объединения в команды. Теперь уже классика.
Открытки размером в тетрадный лист разрезались на шесть частей, все части подклеивались картоном для твердости. Каждый участник, не глядя, вытягивал из шапки (коробки, целлофанового пакета, тряпичного мешочка) фрагмент и искал себе товарищей, чтобы составить всю картинку целиком.
В моём арсенале появилась даже особая детально разработанная технология, которая условно называется «знакомство». Рассчитана она на два часа. И в результате выполнения собравшимися всей цепочки заданий пойманными оказываются чуть ли не большая часть «ста тридцати трёх зайцев». Там все успевают и перезнакомиться друг с другом, и почувствовать «локоть поддержки», и открыть в себе резервы памяти и сообразительности, и обжить доставшуюся картинку, открывая в её смысловом ряду семиотическую и/или культурологическую глубину. /См. ФОТО-примеры в тексте рассказа о МАСТЕР-КЛАССЕ/
Деление по открыткам я использовал практически на всех своих семинарах, проходивших во многих городах. Но потом, когда я попадал на занятие к кому-нибудь из моих семинаристов, то видел, что чаще всего для деления на команды они предлагали либо цветные квадратики, либо билетики с геометрическими фигурами. То есть, собрать надо было зеленые с зелеными, красные с красными и т.д. либо треугольнички с треугольничками, квадратики с квадратиками и т.д. И этот ужасающий примитивизм я встречал не только в детских садах и в начальной школе, но и на уроках в средней школе и даже в выпускных (!) классах.
Я стонал, возведя очи к небу:
– Ну-ка вспомните, с помощью каких интересных, информационно насыщенных и воображение интригующих фрагментов вы сами собирались в команды на семинарских занятиях. Так что же своим ученикам вы даёте такую «ерунду», где всё сразу предсказуемо, а потому и неинтересно. Разве такой примитив будет способствовать появлению, укреплению или развитию игровой атмосферы?!
В конце концов, видя, что «Васька слушает, да ест», я исходный замечательнейший прием – деление по разрезанным открыткам – стал использовать всё реже и реже (раз многие из учителей его так бессовестно искажают). На мастер-классе же, о котором идёт речь, приём «разрезанная открытка», попав в сопряжение с идеей «ткать интерес из воздуха», трансформировался в некий милый виртуальный вариант: всем собраться по тройкам, чтобы или какая-то буковка совпала или что-то на собственных рисунках оказалось созвучным.
3. При желании всегда можно найти общее
Надо сказать, что расчет у меня был достаточно простой и одновременно эффективный. Я прикинул, что практически в любых трёх формулировках «малых родин» хоть одну какую-то буковку да найти можно. Да и в рисунках при желании всегда можно найти что-то общее. Ну, например, хотя бы то, что они нарисованы шариковой ручкой. Или что есть прямые линии (или, наоборот, не прямые, а изогнутые). Или что в рисунке нет рамки. И т.д.
Но это – при желании. А если такого желания не будет, то участники в упор не увидят очевидных повторений. Значит, и в тройке (малой группе) они сразу сработаться не смогут, и им для сплочения нужна будет особая помощь «режиссуры урока» (которая, кстати, запланирована в классическом варианте технологии «знакомство»).
.
.
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → Мастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игр → МАСТЕР-КЛАСС: Как организовать импровизированный театр теней
.