Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

[III] О необходимой АВТОРИТАРНОСТИ приёма «малых шажков»

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАМастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игрМАСТЕР-КЛАСС: Как организовать импровизированный театр теней

___________________________________________

.

.

В.М.Букатов

доктор педагогических наук

Пять экскурсов-приложений для особо заинтересованных читателей блока МАСТЕР-КЛАСС: Как организовать импровизированный театр теней

Экскурс ТРЕТИЙ: О необходимой АВТОРИТАРНОСТИ  приёма «малых шажков»

Типичная ситуация: когда работа начинает явно закручиваться, то и ведущему частенько явно начинает казаться, что, несмотря на его прекрасную задумку, дело поддаётся-таки с великим трудом. И эта коварная ловушка НЕТЕРПЕЛИВОСТИ то и дело подстерегает ведущих, сколь бы не были они искушены в проведении занятий, мастер-классов, тренингов.

С одной стороны, ведущему нужно уметь слушать подсказки своей интуиции, а с другой – уметь держать себя в руках и не вмешиваться в процесс налаживания внутригруппового и межгруппового темпо/ритма. «Помешивать, чтобы не пригорало» – НУЖНО, а вот вмешиваться – НЕ СТОИТ.

На парадоксах, типа − помешивать, но не вмешиваться − строятся большинство социо-игровых технологий. Рассмотрим такую ситуацию. После сообщения о том, что присутствующим нужно собираться в тройки, прошло секунд пять – а все сидят и вставать, кажется, не собираются. Тут ведущего посещает уверенность, что эта публика «таким макаром» пожалуй что и минуту спокойно просидит, и тогда весь рабочий темпо/ритм точно пойдет насмарку. Поэтому, мобилизовавшись, он прибегает к «драконовской мере» (в игровом, то есть хорошем смысле) – повторению приёма «малых шажков».

– Все встали!!! – «упругим» голосом произнёс ведущий. И дождавшись поголовного выполнения, продолжил: – Показали своему ближайшему соседу свою открытую тетрадь, чтобы он убедился в наличии и слова (формулировки), и рисунка. И когда сосед в знак одобрения кивнет вам, вы выходите из-за стола и отправляетесь искать свою тройку.

То есть пребывание собравшихся в недоумении и потерянности ведущий заменяет на чёткое выполнение ими маленьких крошечных заданий-ступенек: встали, показали, вышли, отправились – то есть доступных, забавных, понятных и однозначных «простых физических действий» (по К.С.Станиславскому). Показать соседу свои каракули и получить его одобрение – уже почти всем из собравшихся любопытно. А невольно соглашаясь на выполнение этого мини-задания, они потом обнаруживают, что им ничего не стоит отправиться и на поиски «своей тройки».

В результате ведущий никого «пинками» не поднимал и в формирование коллективного темпо/ритма грубо не вмешивался. Он, как заправский повар, «помешивал, чтобы не пригорало». И это помогло большей части присутствующих включиться в работу, увлекая своим примером (или как сейчас модно говорить – энергетикой) оставшуюся часть, явно меньшую, привыкшую плестись в хвосте, тормозить или отставать (но подчеркнём, что, скорее всего, по весьма разным и наверняка уважительным причинам).

.

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАМастерство КОНСТРУИРОВАНИЯ и проведения дидактических игрМАСТЕР-КЛАСС: Как организовать импровизированный театр теней

.

.

Яндекс.Метрика