Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
_________________________________
Елена КАСАТКИНА,
зав. кабинетом дошкольного образования Вологодского
Института развития образования
О старинных играх в детских садах
По материалам газеты «Детский сад со всех сторон» ( №22[300]/2006)
В поисках едва не забытых сокровищ
Обучение присловьям и игровой вариативности
х◊х◊х◊х◊х
В поисках едва не забытых сокровищ
Развитие ребенка в крестьянском обществе происходило на фоне трудовой деятельности взрослых; дети старались подражать им, а народные игры или имитировали трудовую деятельность, или целенаправленно способствовали развитию тех качеств, которые для этой деятельности необходимы. То есть ловкость, соответствующие возрасту силу, выносливость, а также такие нравственные и интеллектуальные качества как смелость, выдержка, сообразительность, инициатива, наблюдательность.
Насколько продолжают оставаться важными для нас эти качества, настолько же значимым остается и использование народных игр.
Но народные игры находятся сейчас в критическом, едва ли не в катастрофическом состоянии. Выросло целое поколение воспитателей и родителей, не умеющих не только приобщить детей к народным играм, но и вообще мало что о них знающих. Педагогами-профессионалами не используется и сотой доли того, что известно.
Именно поэтому педагогические коллективы многих вологодских детских садов предприняли попытку возрождения народных игр и активного их использования в педагогическом процессе, определив одну из основных задач – научить ребенка самостоятельно и с удовольствием играть в народные игры.
Воспитателями собраны и записаны десятки народных игр, причем и такие из них, которые еще «живы» в памяти старожилов области, и те, о которых знают только специалисты. Собранные народные игры проанализированы, определены игры, которые можно использовать в современных детских садах, и часть из них уже успешно используется в настоящее время. Ведется работа по сбору народных игрушек Вологодской области, которые также уже используются в детских садах.
И мы увидели, как растет интерес детей и воспитателей к народным играм, праздникам, игрушкам. Насколько такой подход способствует развитию детей, помогает приобщить их к истории и культуре своего народа, понять то особенное, что отличает Вологодский край от других районов России и других стран, понять особенности образа жизни разных народов, учит уважать отличное от своего мировоззрение других.
Особенно популярными и любимыми остаются такие народные игры, как «Горелки», «Русская лапта», «Игры с мячом». Ну, а «Городки» – игра исконно русская. Она была распространена еще в Древней Руси. Игра простая, не требующая больших площадок и сложного оборудования, увлекаются ею и по сей день. Многие выдающиеся люди были любителями «Городков». С увлечением играл в них Александр Суворов. Большим поклонником «Городков» был Лев Толстой, особенно любивший играть с крестьянской молодежью. Увлекался игрой в «Городки» академик Павлов, с удовольствием занимался «Городками» Горький, а его партнерами были писатель Леонид Андреев и певец Шаляпин.
Наши предки знали и «Штандер», и «Ножички», и теперешние «Лягушки» часто под очень смешными и странными названиями. Например, «Салочки» были известны как игра «в лапки», «Штандер» – в «Коньки» и «На укос». А обычные удары мячом об пол – кто больше – назывались игрой в «Наквитки».
Толковый словарь В.Даля дает мячу такое определение: «Мяч, мячик, мячишка, мячище – упругий небольшой шар, смотанный клубком или набитый шерстью для игры». Человечество играет в мяч испокон веков: Афины, Спарта, Рим. Мяч явился едва ли не первым и основным атрибутом изначальных форм спорта. «Сферомахия» – индивидуальные упражнения с набивным мячом – входила в особый раздел древнегреческой гимнастики. Толк в играх с мячом понимали и римляне: их состязания носили уже коллективный характер, тогда появились надувные кожаные мячи («фоллис»), и, если верить «Британской энциклопедии», ажиотаж в этих играх был ничуть не меньше, чем в нынешнем регби.
Разновидности ЖМУРОК
До сих пор не забылись и старинные «Жмурки», более известные в давние времена под названием «Слепой козел».
Правила этой «молодецкой» игры остались почти без изменения, забылись только присловья. Водящий назывался «слепым козлом», выбирался по жребию и должен был начинать ловить спрятавшихся лишь после того как один из них скажет:
Слепой козёл!
Не ходи к нам ногой,
Поди в кут,
Где холсты ткут,
Там тебе
Хлыстик дадут.
Различалась еще одна разновидность «Жмурок» – «Дергачи».
Отличалась она от «Слепого козла» тем, что играющие не имели права сходить с места. Они могли путать «водыря», крича измененными голосами непременно: «Дерг-дерг!» Или дергать его за одежду. Он же должен был отгадывать по именам, кто кричит и кто дергает.
Подчеркнём, что игра в «Жмурки» в каждом районе Вологодской области до сих пор имеет разное название: «Слепая сковорода», «Куриная слепота», «Кривой петух» и т.д. Но началу игры во всех случаях предшествует разговор с водящим:
− Кот, кот, на чём стоишь?
– На квашне.
– Что в квашне?
– Квас!
– Лови мышей, а не нас.
Водящий несколько раз поворачивается на одном месте, а затем начинает искать детей, как правило, с закрытыми глазами.
Обучение присловьям и игровой вариативности
Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьевка), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства.
Несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально, выразительно. Воспитатель даёт представление о ее содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутики, правилах игры, затем поясняет роль ведущего и переходит к распределению ролей с помощью считалок, использует поощрение или предлагает детям осуществить выбор самостоятельно.
Перед началом игры можно задать детям 2–3 вопроса на уточнение содержания, правил. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли. В таких условиях ребенок не может не проявить требуемые от него качества.
Согласно классификации игр детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста, разработанной С.Л. Новосёловой, класс народных игр, идущих от исторических традиций этноса, включает в себя три основных вида, которые в свою очередь делятся на подвиды: обрядовые (культовые, семейные, сезонные), тренинговые (интеллектуальные, сенсомоторные, адаптивные); досуговые (игрища, тихие игры, забавы, развлечения).
Каждый отдельный вид игры имеет многочисленные разновидности и варианты. Дети очень изобретательны. Они усложняют и упрощают известные игры, придумывают новые правила, детали.
Всем известны шашки – древняя игра. Но вот кто-то выдумал «Уголки» – игру, основанную на принципах шашек, но совершенно другую. А может быть, ее придумали взрослые? Но вот «Чапаевцы» – игра, которую точно придумали дети. Шашки расставляются по крайней линии, и надо щелчком сбить шашки противника, стоящие напротив. А у «Чапаевцев» существуют свои разновидности.
Жизнь детей и их досуг дома и в детском саду должны быть такими, чтобы дети, вырастая, могли вспомнить отчий дом со сказочным скворечником и резными наличниками, деревья, которые они посадили своими руками, материнские песни детства, бабушкино рукоделие и свои, ребячьи, бесценные игры-потехи, пришедшие по наследству от дедов и отцов.
.
.
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
.
оставить отзыв, вопрос или комментарий
вам нужно войти для того, чтобы оставить комментарий.