Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → СБОРНИК игровых приемов, средств и способов обучения → Раздел 1: Социо-игровое ПРИОБЩЕНИЕ к делу
_______________________________________________________
По материалам кн.: Букатов В.М., Ершова А.П. Хрестоматия игровых приемов обучения
(Серия «Я иду на урок»; М., 2000 и 2002)
Выбор ВОДЯЩЕГО
.
Задания, связанные с выбором водящего и делением на команды (или малые группы), позволяют за короткий отрезок времени настроить учеников на деловой лад и создать игровую атмосферу. И первое, и второе являются важными компонентами урока.
Выполнение многих игровых приемов обучения, рекомендуемых нами, рассчитано на выбор то ведущего, то капитана, то судьи (или судей). Учителю проще и быстрее назначать их по своему усмотрению. Но это часто ведет к появлению на уроке оспариваний, недовольств, отказов работать. Помочь ученикам освободиться от подобных реакций — задача учителя. И эту задачу он может с успехом выполнить, используя мудрость народной педагогики, содержащуюся в детских жеребьевках, гадалках, считалках.
Когда дети играют у себя во дворе, то они часто используют различные жеребьёвки, которые позволяют без споров, «по справедливости» выбрать того, кто будет водить, или определить очередность вступления в игру ее участников (или команд). «Ребят тешит ожидание решения не от разумного расчета, а от случая, от воли судьбы», — справедливо отмечал еще в 1930 г. выдающийся фольклорист Г. С. Виноградов. В разрешении затруднений случаем он усматривал гениальный психотерапевтический прием народной педагогики.
Особое значение детским жеребьевкам придает известный фольклорист В. П. Аникин, считая, что народные игры являются для ребенка своеобразной школой. Именно они в условиях игрового пространства заставляют детей в равной степени подчиняться общей воле, являясь главным средством социализации ребенка, средством приобщения его к соблюдению этических норм, правил общежития.
Метка. На каждого играющего готовят по одинаковой палочке, спичке, травинке. Одну из них делают короче других. Потом все с одной стороны зажимаются в кулак, выравнивая наружные концы. И по очереди тянут жребий. Кто вытянет коротышку, тот и водит.
Спички и палочки можно заменить бумажками (карточками). Тогда на одной ставят крестик и, свернув, перемешивают в шапке (или кармане). Водит тот, кто вытянет отметинку.
Мериться на палке. Способ этот удобен, когда выбирать ведущего приходится из немногих кандидатов. Например, среди посыльных от каждой команды (или ряда) или среди капитанов.
Берется палка (от метра и более). Один из играющих хватается правой рукой за нижний конец палки. Впритык к нему правыми руками за палку хватается второй, третий и т. д. Когда все участники жеребьевки вцепились в палку, первый переносит свою правую руку вверх, хватаясь выше руки последнего. За ним перехватывают руки все остальные. И так до тех пор, пока чья-то рука не захватит верхний конец палки. Ему и выпадает жребий.
Иногда последнему участнику остается столь маленькая верхушка палки, что возникают споры, кому достанется жребий — ему или предыдущему. На этот случай существует правило: последний игрок захватывает частью ладони оставшийся кончик палки и обводит ею вокруг своей головы и плеч. Если это ему удается, то жребий остается за ним. Если нет, то за предыдущим.
Считалочки. Все становятся в тесный кружок. Кто-то один (вызвавшийся добровольно) неторопливо произносит считалку, указывая пальцем по кругу, начиная с себя, и далее «по солнцу» (старинное правило многих народных игр и обрядов: если в любой час дня обернуться к солнцу, то начало его пути — восток — будет где-то слева, а конец — запад — справа. Отсюда и счет, и многие обрядовые движения, такие, как хороводы, ведутся слева направо). Те, на кого приходится последнее ударение в считалке, считаются вышедшими, освобожденными от жребия. Они покидают круг и ждут в сторонке. Оставшийся последним — водит (вариант: водит тот, кто первым вышел из круга).
См. дополнительно: «II. По считалочке» (в блоке «Деление на команды, или Объединение в малые группы»)
Тексты детских считалочек
Эни—бэни—рики—паки
Турба—урба—сенти—бряки.
Может—выйдет—может—нет,
В общем—полный—Интер—нет
Ана—дэус—рики—паки,
Дормы—кормы—консту—таки,
Энус—дэус—кана—дэус—БАЦ!
Шышел—мышел,
Взял, — да вышел.
Ёжик—ёжик—чуда—чок,
Сшил ко—лючий—пиджа—чок.
Встал в кру—жок и—ну счи—тать –
Нам во—дилку—выби—рать!
(считалочка с выбором)
В гара—же— стоят— машины-
Волга, — Чайка, — Жигу—ли,
От ка—кой— берёшь— ключи?
(считалочка с выбором)
Шла—весёлая—собака,
Чики—брики—гав!
А за ней— бежали— гуси,
Головы—задрав,
А за ними—поросёнок,
Чики—брики—хрю!
Чики—брики, — повтори-ка,
Что я—говорю?
Ана—дэус—рики—паки,
Дормы—кормы—консту—таки,
Энус—дэус—кана—дэус—БАЦ!
Шёл ко—тик по—лавочке,
Разда—вал бу—лавочки.
Шёл— по ска—меечке —
Разда—вал ко—пеечки:
Кому—десять, — кому—пять,
Выхо—ди, те— бе ис—кать!
Плыл по—морю—чемо—дан,
В чемо—дане—был ди—ван,
На ди—ване—ехал—слон.
Кто не—верит—выйди—вон!
Тучи—тучи—тучи—тучи,
Скачет—конь боль—шой—могучий.
Через—тучи—скачет—он,
Кто—не верит—выйди—вон!
Сива—ива,
Дуба—клён,
Шуга—юга,
Вышел—вон!
Ахи—ахи—ахи—ох,
Маша—се—яла—горох,
Уро—дился—он гус—той,
Мы пом—чимся—ты пос—той!
Аты—баты—шли—солдаты,
Aты—бaты—на—базар.
Аты—баты—что—купили?
Аты—баты—само—вар.
Аты—баты—сколько—стоит?
Аты—баты—три—рубля
Aты—бaты—он—какой?
Аты—баты—золо—той.
За мо—рями,—за го—рами,
За же—лезны—ми стол—бами
На при—горке—тере—мок,
На две—рях—висит—замок,
Ты за—ключи—ком—иди
И за— мочек—ото—мкни.
Чере—паха—хвост под—жала
И за—зайцем—побе—жала
Ока—залась—впере—ди,
Кто не—верит—выхо—ди!
У Ли—тейно—го мос—та
Я пой—мал в Не—ве ки—та,
Спрятал—за о—кошко.
Съела—его—кошка,
Помо—гали— два—кота…
Вот—и нет—теперь—кита!
Ты не—веришь—другу?
Вы хо—ди из—круга!
.
.
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → СБОРНИК игровых приемов, средств и способов обучения → Раздел 1: Социо-игровое ПРИОБЩЕНИЕ к делу
.
оставить отзыв, вопрос или комментарий
вам нужно войти для того, чтобы оставить комментарий.