Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → СБОРНИК игровых приемов, средств и способов обучения → Раздел 1: Социо-игровое ПРИОБЩЕНИЕ к делу
__________________________________________
По материалам кн.: Букатов В.М., Ершова А.П. Хрестоматия игровых приемов обучения
(Серия «Я иду на урок»; М., 2000 и 2002)
Летает − не летает
___
Традиционная детская игра на внимание. В.И.Далем был записан такой старинный вариант этой игры:
Полетушки. Все дети садятся вокруг стола и кладут по пальцу на стол.
Вожак начинает игру. Называет птицу либо летучее насекомое, а назвав его, подымает палец вверх и быстро опускает его на стол.
Дети должны делать то же. Если же кто прозевает лететь, то есть поднять или опустить палец, или полетит тогда, когда вожак обманывает, называя нелетучую тварь или вещь, то дает залог. Залоги после разыгрываются.
Вот пример. Вожак, подымая палец, говорит:
— Сова летит, летит!
Дети подымают и опускают пальцы.
—Петушок летит, кочеток летит!
Пальцы подымаются и опускаются.
—Козелок летит! — говорит вожак, подымая и опуская палец.
Кто из детей полетел с козелком, тот дает залог. (По кн.: Кедрина Т. Я., Гелазония П. И. Большая книга игр и развлечений для детей и родителей. М, 1992.)
В современных школах эта игра выглядит иначе: учитель-ведущий называет существительные, а ученики выполняют заранее установленные движения. Например, на летающий предмет хлопают в ладоши (или встают, или машут руками), на нелетающий — не хлопают или прижимают руки к сиденью стула или вдоль тела.
Акцент в игре лучше всего делать на скорость реакции, произнося слова с минимальными паузами. Чем старше школьники, тем труднее ведущему удерживать скорость.
Кто ошибся, тот выходит из игры, отдав ведущему свой фант.
Менять в игре можно не только набор движений. Само условие «летает-не летает» можно заменить, например, на «одушевленное-неодушевленное» «склонение первое-непервое» (на уроке русского языка), «четные-нечетные» числа ответов при устном счете, «делится на три-не делится» (на уроках математики или алгебры).
В начальных классах распространен простой вариант, требующий свободы для широкого движения рук. Учитель «машет крыльями» на каждое слово, дети же отвечают имитацией полета только при назывании летающего предмета.
Учителю следует приготовить разнообразный перечень того, что летает, чтобы дети при желании (и это стоит поощрять) могли имитировать разные способы полета: муха, синица, ТУ-134, журавль, комар, ракета и т.п. На «нелетающие» слова рук не поднимать и не повторять движения учителя. Кроме летающих и нелетающих можно ввести третью категорию — «и так и этак»; например, парашютист, страус, акробат, тополиный пух и т. п., — договориться о том, как обозначать слова этой категории (например, сесть на стул, поджав ноги, или сесть на пол, спрятавшись за стул).
Для уроков в начальной школе можно предложить другие посильные варианты этого задания: «растет и не растет», «двигается — не двигается», «больше или меньше», «живое-неживое». Движения при этом следует выбирать другие. Например, «летает — машем руками», «не растет — садимся на корточки и обхватываем свои колени двумя руками», «ходит — пантомимическая походка скольжением ног» и т. п.
Очень важно, чтобы при произнесении слова учитель сам постоянно проделывал бы оговоренное движение, а ученики делали его только в нужный момент. Ведущим может быть не только учитель, но и вызвавшийся ученик.
Для усложнения можно совместить сразу несколько заданий: летает — растет — живое. Тогда ученики сталкиваются с тем, что правильных ответов может быть несколько. Например, синица и летает, и растет, и живая. Ученики будут делать разные движения, и поведение их будет верным. Особенно трудно будет тем ученикам, которые на слово «синица» не стали махать руками, как учитель, а решили показать движение «дышит» или «растет». На слово же «бревно» эти движения никто делать, кажется, не должен.
.
.
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → СБОРНИК игровых приемов, средств и способов обучения → Раздел 1: Социо-игровое ПРИОБЩЕНИЕ к делу
.
оставить отзыв, вопрос или комментарий
вам нужно войти для того, чтобы оставить комментарий.