Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Кл.ЧАС: «Как я провел(а) каникулы» (6;8кл)

Сам себе РЕЖИССЁРКЛАССНЫЙ ЧАС

Сам себе РЕЖИССЁРГПД

________________________________

МОУ «Оболенская средняя общеобразовательная школа»

Серпуховского района Московской области

 

Урок общения (классный час): «Как я провел(а) каникулы» (6 и 8 кл)

 

Фоторепортаж и рассказ социального педагога Людмилы Петровны Аншуковой о том, как социо-игровая «режиссура урока» помогла ученикам свои осенние каникулы друг с другом обсудить

 

 

.

◊›‹◊◊›‹◊◊›‹◊◊›‹◊

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Схема построения урока

О конкретике «полезных дел»

О деловом направлении урока общения

◊›‹◊◊›‹◊◊›‹◊◊›‹◊

 

 

 

 

Сегодня у нас в школе не было учителя математики. И меня попросили закрыть окна в 6-ом и в двух 8-х классах.

Так как осенние каникулы только что закончились, то я решила провести «урок общения» (по сути дела классный час) с целью – помочь детям рассказать друг другу о том, как они проводили свои каникулы.  Руководствуясь принципом «133 зайца», я для «затравки» выбрала идею «полезных дел». И вот что у меня получилось.

Схема построения урока

Все классы работали в малых группках. В 6 классе команды были из «троек». Но возникли они «по желанию», а значит мальчики с девочками поврозь (!). Тогда в 8-ых классах деление на команды я постаралась провести без отступлений от социо-игровых принципов. Поэтому сначала мы провели несколько конов «Разведчиков» (то есть объединялись в сменные пары на скорость и на внимательность). Потом все очередные составы сменных пар объединились друг с другом – получились четвёрки (которые возникли «50на50»: с одной стороны явно случайно, а с другой стороны – по «договорной» симпатии).


Затем все команды оборудовали рабочие места и выбирали себе названия. Иногда неожиданные и интересные, иногда смешные, а иногда очень уж заковыристые.

Например: «Смайлики», «Милый дом Чии», «Пацаны», «Реальные парни», «Яичница», «Fifa» – это у восьмиклассников. А у шестиклассников в ходу названия несколько другие. Например: «Maid in Russia», «Рафаэло», «Десант», «Кактусы», «Кролики», «Умницы», «Мурзилка», «Великолепная 3», и даже «Троица».


Помнится, однажды была у меня в 6 классе команда «Жозефина», в которой было 3 девочки и один мальчик. Так мне пришлось весь урок его величать не иначе, как Жозефином (при полном и всеобщем удовольствии).


 

ПЕРВЫЙ блок заданий. На командном листкеровно за две минуты (!) нужно перечислить все полезные дела, которые были совершены ими на каникулах.

Через две минуты посыльные по считалочке выяснили, чья команда будет первой. Глашатай из этой команды зачитал весь перечень занятий. Остальные команды слушали и ставили галочки у тех дел, которые уже прозвучали у соседей. Следующая команда  зачитывала только то, что ещё не было названо. Как и все остальные глашатаи.

На доске под названием своих команд посыльные вывели два числа: первое – общую сумму «полезных дел», прозвучавших от всех команд, а через дробь – сколько дел было зачитано именно их глашатаем, то есть не повторялись в других перечнях (см. выше – фото «у доски»).

 

ВТОРОЙ блок заданий. У восьмиклассников: разыграть каждой команде сценку на тему «полезного дела», о котором они узнали от соседей. А все остальные должны были отгадать.

Но в  6 «б» классе задание было другим.  Командам нужно было за 4 минуты нарисовать самое-самое интересное дело (но не из своего списка!). А потом на 2 минуты отдать в соседнюю команду для улучшения своего рисунка.


Когда листы с рисунками вернулись к своим авторам, я перешла к заключительному блоку заданий.

 

ТРЕТИЙ блок заданий. Сначала по эстафете (обычно я это делаю с передачей  «Волшебной палочки») шестиклассники вспомнили, какими словами можно выразить свой отзыв, впечатление, удовлетворение от чужой работы.

Потом они писали отзыв о работе соседей-художников, которые должны были улучшить их первоначальный рисунок. Подчеркну, что пока шестиклассники предпочитают краткость: Спасибо. Классно. Очень красиво.

В конце урока команды зачитывают эти отзывы и благодарности вслух.

О конкретике «полезных дел»

Меня очень порадовали, что и шестиклассники и восьмиклассники действительно интересно писали о «полезных делах». Были там формулировки и глобалистские, например: «спасали мир» (это об уборке в посёлке мусора) или «познавали мир» (это о чтении и Интернете). Но и были вполне конкретные, например:

– переводили бабушку через дорогу

– кормили бездомных собак

– делали кормушки для бездомных(?!) птиц

– делали уроки

– читали «Капитанскую дочку»

– улыбались Миру

– помогали дедушке

– сидели с маленькими детьми

– сажали дубочки

– помогали пожилым людям

– защитили бездомного котенка

– спасли собаку.

В результате дети узнали друг о друге много интересного, полезного и поучительного. А я обошлась без фронтальных методов проведения беседы.

Чего и другим желаю, делясь своим социо-игровым опытом…

 

О деловом направлении урока общения

Одна из команд сначала придумала себе название «Разбойники». Но мне с детьми удалось-таки их убедить, что для названия лучше выбирать что-нибудь мирное. И тогда они через пару секунд превратились в команду «Фантастическая 4+».

Когда же все принялись вспоминать свои «полезные дела», совершённые во время каникул, эта самая «Фантастическая четвёрка плюс» пустились перечислять следующее: болели, прыгали, гуляли, отдыхали, спали, разговаривали  и т.д.

При чтении такого списка другие команды стали делать им замечания. Стали объяснять, что эти дела не всегда «полезные» и что это совсем не «добрые дела». Поэтому за весь список им был начислен только ноль баллов. Команде же, видимо, очень хотелось заработать себе баллы, и тогда они в спешном порядке стали писать те дела, о которых услышали из списков других команд: поливали цветы, ходили в магазин, готовили завтрак, смотрели за сестрой…

Если бы я им сказала, что они до этого перечислили не совсем то, что нужно – это несильно бы их тронуло. А вот когда возмутились их одноклассники, то это для них оказалось существенным. То есть, когда делают замечание сверстники, то понимание наступает быстро.

Мне только оставалось наблюдать, удивляться и радоваться тому, как дети сами обнаружили принципиальные разногласия. И как на это быстро отреагировала «четвёрка плюс». И как, смутившись, ребята быстро стали исправлять свою оплошность (ориентируясь на понравившиеся дела других команд).

Особо я отметила, что возмущались дети без злобы. И те и другие. Ссора бесследно растворилась, когда нарушение «игрового уговора», до этого всеми  «добровольно принятого», благополучно исправилось. И течение урока продолжилось в деловом направлении.

С уважением,

Людмила Петровна

Сам себе РЕЖИССЁРКЛАССНЫЙ ЧАС

Сам себе РЕЖИССЁРГПД

.

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика