Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА → Из закромов социо-игровых ПРИЁМОВ обучения дошкольников
_________________________________________________________________________
Из кн.: КАРМАННАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ социо-игровых приёмов обучения дошкольников: Справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада_ (под ред. В.М.Букатова, СПб., 2008)
День наступает – всё оживает, ночь наступает – всё замирает
Традиционная детская игра. После того, как ведущий (воспитатель или ребёнок) произносит первую половину зачина – «День наступает – всё оживает!» – все участники движутся по комнате в хаотическом беспорядке (бегают, прыгают, танцуют, играют в догонялки и т.п.). Когда ведущий произносит вторую половину – «Ночь наступает – всё замирает!» – все застывают в причудливых позах.
Затем по выбору ведущего отдельные участники отмирают и придуманным делом оправдывают свою странную позу. Замер в прыжке, танце, беге, а для оправдания выдумал новое дело (см.: Замри – запомни, повтори, «оживи»).
Могут появляться усложнения:
1 этап – после слов «день наступает – всё оживает» участники могут использовать любые движения;
2 этап – когда наступает «день», каждый участник совершает целенаправленные движения только из истории, общей для всех. Например:
– сбор урожая (на огороде, в плодовом саду, в поле, в лесу)
– работа машин на заводе
– в муравейнике
– тренировка в бассейне
– на железной дороге
При этом в своих оправданиях участники могут по желанию объединяться попарно или даже в небольшие группки (это зависит от виртуозности в умении подхватить задумку партнера; см.: Помощь в превращении). Но оправдывать свои позы во время «замри» все и всегда должны другими, новыми занятиями.
3 этап – условие «дня» по-прежнему задается или выбирается для всей группы (железнодорожный вокзал, зоопарк, цирк, стадион). Но если на 2-ом этапе работающей группой были сразу все дети, то на 3-ем – всего лишь треть. Две же другие группы становятся зрителями-судьями. Одни судьи оценивают качество замирания и оправдания. Другие – выполнение общего для всех условия «дня» (был ли цирк, магазин, мельница и т.д.).
После кона «дня и ночи» группы-команды меняются местами и ролями. Кто был на площадке, садятся на места судей-зрителей, оценивающих «стопы» и оправдания, а та команда, которая сидела на этих местах и выполняла эту функцию, пересаживается на места, где оценивают «жизнь» в течение «дня». Те же, кто только что уступил им места и передал свою судейскую функцию, занимают освободившуюся площадку.
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА → Из закромов социо-игровых ПРИЁМОВ обучения дошкольников