Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

ОСНОВЫ дидактики [обзор концепций]

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаИзба-ЧИТАЛЬНЯ Странички ДИДАКТИКИ

Основы педагогики и дидактики

Под редакцией М.Г. Романцова, М.Ю. Ледванова,Т.В. Сологуб

(о  т  р  ы  в  к  и)

полную версию см.: http://www.rae.ru/monographs/73-2713

Принципы дидактики

Дидактические принципы являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе методов и форм обучения.

Все принципы дидактики в своем единстве объективно отражают важнейшие закономерности процесса обучения.

  • Принцип наглядности.Выражает необходимость формирования представлений и понятий на основе чувственных восприятий предметов и явлений.
  • Принцип сознательности и активности. В процессе обучения передаются только знания, а убеждения свои каждый человек вырабатывает самостоятельно, т.е. сознательно. В процессе обучения необходимо учитывать общие признаки сознательного усвоения знаний. Знания должны облекаться в правильную словесную форму, сознательность выражается в положительном отношении к изучаемому материалу, в заинтересованности. Признаком сознательного усвоения материала является степень самостоятельности, чем она выше, тем сознательнее усваиваются знания. Учащимся должен быть интересен сам процесс познания. «Убеждения не купишь в лавке, они формируются в процессе познавательной деятельности» (Д.И.Писарев).
  • Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания материала, методов и форм обучения уровню развития обучающихся. Доступность определяется многими факторами: соблюдением принципов дидактики, тщательным отбором содержания материала, использованием наиболее эффективной системы его изучения, более рациональными методами работы, мастерством обучающего и т.д.
  • Принцип научности. Главной целью принципа является то, чтобы учащиеся понимали, что все подчинено законам и что знание их необходимо каждому живущему в современном обществе. Предлагаемый учебный материал должен отвечать современным достижениям науки. Поэтому необходимо постоянно знакомить учащихся с новейшими достижениями научной мысли в соответствующем разделе учебной программы.
  • Принцип индивидуального подхода. Осуществляя индивидуальный подход необходимо учитывать восприимчивость обучаемых к учебе т.е. обучаемость. К признакам обучаемости относится: запас знаний и навыков, умение осмысливать учебный материал, самостоятельно применять его при решении разнообразных задач, уметь обобщать, выделять существенные признаки нового материала и т.д.
  • Принцип систематичности и последовательности. Изложение учебного материала доводится преподавателем до уровня системности в сознании обучаемых, знания даются в определенной последовательности и они должны быть взаимосвязанными. Реализация принципа систематичности и последовательности предполагает преемственность в процессе обучения т.е. логическую последовательность и связь между изучаемыми учебными предметами, новый материал должен базироваться на усвоенном раннее.
  • Принцип прочности в овладении знаниями, умениями и навыками. Указанный принцип заключается в том, что прочность это не только глубокое запоминание, но и умение пользоваться тем, чем располагает память.
  • Принцип связи теории с практикой.Практика является основой познания. Теоретические изыскания осуществляются не ради самой науки, а для совершенствования практической деятельности. Обучение всегда носит воспитательный характер. Обучение и воспитание – целостный процесс. Процесс обучения это процесс передачи знаний, а процесс воспитания – это процесс воздействия на систему отношений учащегося к окружающей его действительности.

Профессиональное образование – формирование умений и навыков обращения с соответствующими средствами труда, изучение особенностей конкретных видов трудовой деятельности человека и формирование умений и навыков их осуществления. Предметом дидактики являются системы обучения или дидактические системы.

Дидактическая система – упорядоченный набор целей, содержания, форм, методов и средств обучения. Основу процесса обучения как дидактической системы составляет учебная деятельность. Учебная деятельность выполняется человеком на протяжении всей его жизни. Это вторая профессия каждого человека. Любая дидактическая система включает в себя следующие элементы: цель и задачи обучения (преподавания); содержание обучения; методы и средства обучения; формы организации обучения; результаты обучения.

Дидактические теории и концепции

Обучение, преподавание, учение – основные категории дидактики.

В педагогической литературе существует множество определений категории обучения. Эту категорию определяют с позиций результата и процесса. Обучение как процесс, направленный на формирование определенных знаний, умений, навыков, социального опыта, личностных качеств. Обучение как взаимодействие между педагогом и обучаемым. Обучение – это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система – «преподавание и учение». Преподавание – это деятельность преподавателя по передаче информации, организации учебно-познавательной деятельности, оказанию помощи при затруднении в процессе обучения, стимулированию интереса, самостоятельности и творчества обучающихся, оценке учебных достижений. Учение – это деятельность обучаемого по освоению, закреплению и применению знаний, умений, навыков; стимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений; осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.

Процесс обучения двусторонний, включает в себя процесс учения и процесс преподавания (О.С.Гребенюк, 2003). Под обучением, И. Н. Логвинов (2005) понимает профессиональную деятельность преподавателя, которая направлена на передачу знаний, умений, навыков в процессе обучения. Деятельность осуществляется в двух вариантах – репродуктивном (воспроизводящем) и продуктивном (творческом).

В основе дидактических теорий или концепций лежит понимание сущности процесса обучения.

Концепция дидактического энциклопедизма. (Я. А. Коменский, Дж. Мильтон, И .В .Баседов).

Основная цель образования – передача обучающимся предельно большого объема научных знаний. Для полного освоения содержания требуется поиск интенсивных методов со стороны преподавателя и большая самостоятельная работа студентов.

Концепция дидактического формализма. (Э.Шмидт, А.Немейер, И.Песталоцци, А.Добровольский). Обучение как средство развития способностей и познавательных интересов обучающихся. «Многознание уму не научает» (Гераклит)- главный принцип сторонников дидактического формализма. Главная цель обучения – акцентирование правильности и мышления учеников «учить мыслить», а остальное придет к ним в процессе роста».

Концепция дидактического прагматизма.(Дж. Дьюин, Г. Кершенштейнер). Обучение трактуется как процесс «реконструкции опыта» обучающегося. При таком подходе нарушается диалектическая взаимосвязь познания и практической деятельности как основы гармоничного развития человека в процессе обучения.

Концепция функционального материализма. В основе концепции (В.Окунь) лежит положение об интегральной связи познания с деятельностью. В качестве основного критерия для построения учебных дисциплин предлагаются «ведущие идеи», имеющие мировоззренческое значение (например, идеи эволюции в биологии, классовой борьбы в истории и т.д.).

Парадигмальная (парадигма – образец) концепция обучения. Суть ее (Г.Шейерль) состоит в том, что учебный материал следует представлять «фокусно» (без соблюдения исторической, логической последовательности, акцентируя внимание на типичных фактах и событиях, «экземпляристски» представлять содержание вместо непрерывного изложения всего учебного материала.) Данная концепция нарушает принцип систематичности представления учебного материала.

Кибернетическая концепция обучения. (С.И.Архангельский, Е.И.Машбиц) Обучение представляет собой процесс переработки и передачи информации. Методологической основой данного направления является теория информации и систем, а также кибернетические закономерности передачи информации.

Ассоциативная теория обучения. Данная теория (Дж.Локк, Я.А.Коменский) базируется на принципах: всякое обучение опирается на чувственное познание: наглядные образы важны, т.к. обеспечивают продвижение сознания к обобщениям; основной метод обучения – упражнения. Слабость данной теории в отсутствии формирования творческой деятельности, не закладываются умения самостоятельного поиска новых знаний.

Теория поэтапного формирования умственных действий в процессе обучения. (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина). Возможность управления процессом научения значительно повышается, если учащихся проводить через взаимосвязанные этапы: предварительное ознакомление с действием и условиями его выполнения; формирование действия с развертыванием всех входящих в него операций; формирование действия по внутренней речи.

Управленческая модель обучения (В.А.Якунин). Обучение рассматривается в терминах управления. Раскрывая процесс обучения, выделяют этапы его организации как процесса управления: формирование целей; формирование информационной основы обучения; прогнозирование; принятие решения; организация исполнения; коммуникация; контроль и оценка результатов; коррекция.

Известные дидактические теории аккумулировали богатый практический опыт обучения и раскрывают закономерности, принципы и способы его организации вплоть до описания образовательных технологий и характера взаимодействия преподавателя и учащегося. Главное дидактическое отношение «преподавание-учение» исследуется с позиций разных методологических основ, с формированием многообразных дидактических теорий, концепций и моделей[4].

[4] Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – Питер. – 2003.

= = = = = = = = = = =

Структура продуктивного варианта учебной деятельности
(цит. по И.И. Логвинову)

1. Восприятие или самостоятельное формулирование условия задачи Ориентировочный этап
2. Анализ условия задачи3. Воспроизведение необходимых для решения знаний
4. Прогнозирование процесса поиска и его результатов, формулирование гипотезы
5. Составление плана, (проекта, программы) решения
6. Решение задачи на основе известных способов Исполнительный этап
7. Переконструирование плана решения, нахождение нового способа
8. Решение задачи новыми способами
9. Проверка решения.Оценка рациональности и эффективности выбранного варианта решения
10. Введение полученного анализа (способа) в систему знаний, представлений, имеющуюся у обучающегося Контрольно-систематизирующий этап
11. Выход на новые проблемы

Процесс обучения – объективный процесс, окрашенный субъективными особенностями его участников. Обучение требует целенаправленного взаимодействия обучающего, обучаемого и изучаемого объекта.

Обучение происходит только при активной деятельности учащихся. Учебный процесс осуществляется только при соответствии целей слушателя целям преподавателя.

Понятия могут быть усвоены, если организована познавательная деятельность. Навыки могут быть сформированы при условии организации воспроизведения операций и действий, лежащих в основе навыка. Прочность усвоения содержания учебного материала тем больше, чем систематичнее организовано повторение содержания, и его введение в систему усвоенного раннее содержания. Любые единицы информации и способы деятельности становятся знаниями и умениями в зависимости от степени опоры на уровень знаний и умений, уже достигнутый на момент предъявления нового содержания. Предъявление вариативных заданий формирует готовность к переносу усвоенных знаний и связанных с ними действий в новую ситуацию.

Методы обучения

С дидактической точки зрения целесообразно выделять:

Репродуктивный метод – применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполнение инструкций.

Объяснительно-иллюстративный метод – учащиеся получают знания, слушая лекцию, знакомясь с учебной и методической литературой. Воспринимая и осмысливая факты, оценки и выводы, они остаются в рамках репродуктивного мышления.

Метод проблемного обучения. Используя различные источники и средства информации, преподаватель, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, показывает способ решения поставленной задачи.

Частично-поисковый метод. Он заключается в организации активного поиска решения выдвинутых педагогом познавательных задач. Процесс мышления приобретает продуктивный характер.

Исследовательский метод. Слушатели (учащиеся) самостоятельно изучают литературу. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской плоскости наиболее полно.

Закономерности процесса обучения

По мнению Ю.К. Бабанского, «процесс обучения закономерно связан с процессом образования, воспитания и развития, входящими в целостный педагогический процесс». Первая закономерность – воспитывающий характер обучения. Вторая – процесс обучения носит развивающий характер.

Н.В. Бордовская (2003) выделяет внешние и внутренние закономерности обучения. К первым относят зависимость обучения от общественных процессов и условий (социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества и государства в определенном типе и уровне образования); ко вторым – связи между компонентами процесса обучения (между целями, содержанием образования, методами, средствами и формами обучения, смыслом учебного материала).

Охарактеризуем особенности и признаки лекционно-практической системы обучения.

Лекция – это основная форма передачи большого объема систематизированной информации как ориентировочной основы для самостоятельной работы студентов (90 минут).

Практическое занятие – это форма организации детализации, анализа, расширения, углубления, закрепления, контроля полученной учебной информации под руководством преподавателя вуза.

= = = = = = = =

Процесс обучениясовокупность последовательных и взаимосвязанных действий преподавателя и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений, навыков, формирование умения применять их в жизни, на развитие самостоятельного мышления, наблюдательности и других познавательных способностей обучающихся, овладение элементами культуры умственного труда и формирование основ мировоззрения и мировосприятия. Особенностью процесса обучения является преобладание логического, когнитивного (познавательного) компонента, с усвоением знаний, приобретением навыков, способов познавательной деятельности.

Таблица 1.3.

Характеристика процесса обучения

Вид деятельности

Содержание

Планирование Планы календарно-тематические
Организация своей деятельности Отбор содержания материала, подлежащего усвоению, дидактических материалов, наглядных пособий и материалов по информационным технологиям
Организация деятельности обучающихся и формирование мотивации Постановка целей учебной работы и определение учебных задач; формирование положительной мотивации на принятие учебной задачи; организация сотрудничества и взаимодействия
Стимулирование активности Привлечение к теме, возбуждение любознательности и интереса, использовании технологии активного обучения, включение учащихся в постоянную деятельность
Контроль и регулирование Наблюдение, контрольные вопросы, индивидуальное собеседование, письменные, устные опросы
Анализ результатов Выявление уровня знаний, установление уровня сформированности умений и навыков, выявление и исправление недостатков, подведение общего итога работы

 

[1] В.П.Копнин Логические основы науки. – Киев. – 1968. – С. 15-26.

[2] Бабанский Ю.К.Интенсификация учебного процесса. – М., 1987.; Оконь В.В. Введение в общую дидактику., М., 1990.

[3] Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – Питер, 2003. -С.86.

[4] Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – Питер. – 2003.

[5] Мещерякова М.А. Методика преподавания специальных дисциплин. – М., – 2006. –
С. 56-64.

[6] Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах, опорных конспектах. – М., 2008. – 253 с.

[7] Седова Н.Е. Основы практической педагогики. – М., 2008. – С. 174.

= = = = = = =

= вернуться к перечню материалов по дидактике =

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаИзба-ЧИТАЛЬНЯ Странички ДИДАКТИКИ

Яндекс.Метрика