Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Многозначные числа на КРЫЛЕЧКЕ (4кл)

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокМПСУ: эксп.площадки
Сам себе РЕЖИССЁРНАЧАЛЬНЫЕ  КЛАССЫ

«На златом крыльце…»

Математика в четвёртом классе
по социо/игровой методике «Экскурсия за угол»

с результатами групповых поисков
на крыльце гимназии

Урок провела: учитель начальных классов
МОУ «Гимназия № 2» г. Салавата

Хрычёва Елена Анатольевна

 Задание(2) для педагогов экспериментальной
площадки: «Экскурсия за угол»
 (сентябрь)

Маленькое предисловие. Любой учитель со мной вполне согласится, что тяжел детский труд после долгих летних каникул. Как мучительно ученику просидеть за партой 40 минут, учитывая нагрузку – по пять уроков в день.

На улице заманчиво светит солнце, и в классе какая-то постоянная возня, отвлекающая от работы. Но есть хорошее средство для спасения класса от равнодушного просиживания на уроке.

Теперь все по порядку. Первая учебная неделя планируется всегда с повторения материала. И я решила урок математики провести на улице, причем, сделать это неожиданно для ребят.

По расписанию этот урок был третьим, а четвертым  должна быть физкультура. На переменке попросила ребят переодеться в спортивную форму, взять с собой блокнотик, карандаш, первую обувь.

Реплики из класса:

– У нас сейчас математика или физкультура? Зачем тогда эти принадлежности?

– А пенал тоже брать?

– Ничего не понятно!!! А кто проводить урок-то будет?

 Такие вопросы на переменке длились примерно минут пять. Потом я попросила ребят дружно выйти на крыльцо гимназии, не забыв переобуть вторую сменную обувь.

Убедившись в том, что все побежали переобуваться,  сама отправилась на крыльцо.

Положила в сторонке кусочки мела и стала дожидаться ребят. Не заставив себя долго ждать, все мои почемучки выскочили на улицу и подняли весёлый галдеж.

Потом (неожиданно для меня) весь класс стал выстраиваться в одну шеренгу. Физорг стоял впереди и командовал: «Да тише вы!»

Такого поворота событий я сама не ожидала…

Теперь пора было объявлять  о цели нашего выхода на улицу. Попросила вспомнить: на чем мы остановились на уроке математики.

Выяснили, что повторяли материал за 3-ий класс. А именно «Умножение многозначных чисел».

Теперь произношу первое задание: построиться по дате своего рождения. Стали толкаться, дергать друг друга за рукав.

Тут я заметила ученицу, которая плачет и не желает ни в чем участвовать. Обидевшись на всех, она спряталась за стеночку и оттуда выглядывала.

Но никто на нее не обращал внимания. Все были так заняты спором, что им трудно было что-либо заметить.

Я было подошла к ней, чтобы узнать причину, но она и со мной отказалась общаться.

Тут меня отвлек мальчик, который всех убеждал, что вставать нужно возле него. Потому что «именно у него первой день рождения!»

У меня спрашивают: «А с сентября считать или с января?» А тот мальчик настаивает: «Конечно, с сентября! Вставайте же скорее!»

Прошло минут десять, пока все уже стоя на своих местах, всё ещё пересматривались и продолжали спорить, кто за кем должен стоять. И тогда тот самый физорг класса опять решил, что всех надо еще раз перепроверить. Он строго следил за всеми, как они по очереди выкрикивали свои дни.

В сторонке оказались две ученицы, у которых одинаковый день рождения (6 апреля). Тогда я стала подгонять ребят: вслух размеренно считать до 20. Тогда все этих девочек схватили и потащили в общий строй, чтобы втиснуть между мартовскими и апрельскими именинниками. И тут СТОП. Счет завершился – уже двадцать!

Немного успокоились. Предлагаю ребятам рассчитаться по 1-6 и шестёркам «завернуться» колечками.

 Через посыльных передаю второе задание: выбрать место на крылечке гимназии и мелом написать название своей команды трехзначным числом.

Все сорвались с мест и стали выбирать бетонную «клеточку», чтобы начертать три заветных цифры (были и такие, которые прослушали своего посыльного и поэтому писали рядом еще какие-то числа, а потом стирали).

Третье  задание: командой пробежаться вокруг здания гимназии и посчитать все окна.

Не успели посыльные передать задание своим командам, как многие ученики бросились в разные стороны. Если одна группа сразу стала считать окна, стоя у рыльца и подняв вверх голову, то другие группы сразу побежали за здание…

Через пять минут, обежав вокруг гимназии, трое из ребят примчались первыми сообщить мне число. Но я слушать не стала, а напомнила им, что ответ  нужно записать возле номера своей группы.

Тогда они аккуратно на крыльце вывели ответ: 137. Но тут, вспомнив еще про какие-то боковые окна, они вновь рванули «за угол» пересчитывать.

Тут подоспела другая группа, они с гордостью заявили, что пересчитали все до одного окна. И даже у входной двери! Поэтому они записали число 329…

Слышу рядом кто-то стал перешептываться: «Видишь, я же говорила, что мы неправильно посчитали. У нас даже ста нет!»…

Прошло еще десять минут, и на крылечке у нас появилась настоящая школьная тетрадь. В которую, числа то записывались, то зачеркивались, а то и вовсе стирались. Развели такую грязь!..

И тут я вспомнила про свою девочку. Которая вначале работы пряталась за стеночку. А её уж и след простыл. Она вовсю бегала с группой мальчишек и громко кричала: «Давайте так: двое побегут в одну сторону, а трое в другую! Потом встретимся и сложим результаты»…

Было забавно наблюдать: как мои четвероклассники, прибегая на назначенное место и видя запись соседей, вновь рвались в бой, поэтому опять убегали пересчитывать всё заново…

Рядом проходили ученики из соседней школы. Они поинтересовались у моих запыхавшихся ребят: «А что вы делаете?» Те им с гордостью: «Да математика у нас!» И в ответ: «Вот везет, так везет!»

Но вот уставшие и вспотевшие ученики стали возвращаться к нашему крылечку. И все тут же начинали  обсуждать, кто что насчитал (147, 248, 329, 269). Глядя на эти результаты, мне и самой стало интересно: в чем же причина таких расхождений? И откровенно сознавшись в этом, я попросила класс помочь мне разобраться.

Теперь уже всем классом мы отправились на контрольную проверку. По ходу многие то и дело вели записи в своих блокнотиках. Из-за неудобства многим приходилось садиться на корточки или подставлять спины друг другу. И когда мы были почти у цели, тут ТАКОЕ…

Коридорные окна с обратной стороны здания оказались витражными (из маленьких окон)! Да и в столовой большие окна были составлены из маленьких окошек. Некоторые из ребята решили считать каждое в отдельности, а другие – посчитали целиком.

А ещё у входа в столовую  обнаружили заколоченное окно. Так может быть и следует считать и его?!

Загадка нас ждала и за новым поворотом. Там тоже есть небольшое крылечко, а у него входные двери с маленькими окошечками. Считали ли их?..

В конце концов, наш контрольный обход вокруг здания развеял все возникшие расхождения и сомнения. Теперь мы точно знали, что гимназия наша имеет 217 окон.

Даже двери по пути посчитали. (Эту работу провела та самая девочка, про которую мы забыли!!!)

Результат такой работы:

– исписанное мелом крылечко
– раскрасневшиеся лица ребят
– исчирканные числами блокнотики
– море эмоций
– и хорошее настроение на целую неделю…

Напомню, что следующим уроком у моих ребят была долгожданная физкультура.  Так они и там показали хорошие очень результаты на 30-ти метровке!

Примечание. Домашнее задание я им предложила такое: доделать начатую работу, а именно – перемножить число, которое они выбрали для названия своей команды  на число окон и на количество входных дверей в нашей гимназии.

оххххоххххоххххоххххо

Последствия. Прошло два дня  после этой экскурсии. Погода, надо заметить, сильно испортилась: резко похолодало, и всё время лил дождь. Но мои ребятишки стали опять проситься на улицу. Чтобы там провести любой урок. И опять без предупреждения.

В это время у нас в школе меняли окна и ремонтировали отопление. Одна из учениц предложила следующее: «Давайте посчитаем всем  классом, сколько денег было затрачено на установку новых окон! Сбегаем к завхозу, узнаем цену одного окна. А количество новых окон сами посчитаем!»

Идею все в классе поддержали. Узнали данные. Начали вычислять. Пересчитывали несколько раз. Получили большую сумму и искренние возгласы: «Ого-го!»

Так неожиданно был пойман такой воспитательный момент не надо моим ученикам лишний раз напоминать о бережном отношении к школьному имуществу! Вот вам и «133 зайца»…

Но на этом у нас еще работа не завершилась: хотим высчитать затраты денег на батареи!..

ПЛЮСЫ для хода урока:

1. Интрига непредсказуемости заставила детей быстро подчиниться общему ритму работы (если все, то и я).

2. Не нашлось ни одного «отказника».

ПЛЮСЫ для изучения темы:

1. Обычный урок в классе превратился в живое, увлекательное, познавательно-насыщенное действо.

2. Проблемы непослушания  на уроке  или недопонимания учебного материала решились сами собой.

3. Очень подкупило детей то, что учитель и сам не знает правильный ответ, поэтому ему надо помочь!!! (Пришлось проводить контрольный обход).

4. Гораздо интереснее решать жизненные задачи и самим их придумывать на ходу.

ПЛЮСЫ для жизни класса:

1. Один за всех и все за одного – СРАБОТАЛО! (И работает до сих пор.)

2. Отчаявшихся или огорчившихся  от результатов своей работой совсем не было. Да, у кого-то ответ долго не совпадал с результатами других, но класс дружно, настойчиво и с деловым азартом и добивался одинакового ответа.

3. Испытали особое удовольствие: вместе ошибаться, вместе искать и вместе исправлять!

4. Девочка, поначалу отказавшаяся участвовать от работы, все-таки бегала вместе со всеми, увлечённо решала и с другими проверяла.

5. Для детей открытие: писать можно не только в тетрадках (как обычно), а и на крылечке, и в блокнотике, а еще лучше – на спине своего одноклассника!

МИНУСЫ для хода урока:

– много времени было затрачено на подготовку самой работы. Сама уже потом думала, анализируя прошедший урок: может быть надо было самой «потуже затягивать гайки»? То есть следить за временем, жестче подгоняя учеников (например, тем же счетом)?..

МИНУСЫ для изучения темы:

– мало материала успели повторить за один урок; (правда, зато теперь и фантазия и работоспособность у детей так разыгралась, что не остановить…)

оххххоххххоххххоххххо

Реплика-комментарий В.Б.: Уважаемая Елена Анатольевна! Спасибо за работу, за творчество, за отчёт, читая который невольно вспоминаешь девиз Симона Соловейчика, с которого до сих пор начинается каждый номер основанной им газеты «1 СЕНТЯБРЯ» – Вы блестящий учитель, у Вас прекрасные ученики.
Особо подчеркну, что слова последнего замечания, помещённого вами в скоби, вполне справедливо перечёркивают смысл тех упомянутых вами «минусов», которые приходят на ум при традиционном анализе и урока и изучения темы. И это не случайно. Вы на деле показали, что мнимые «проигрыши» (что во времени, что в интеллектуальной интенсивности и насыщенности вашей «математики на крылечке») вскорости воздаются самой настоящей сторицей: у детей обнаруживается и позитивная инициативность, и деловая самостоятельность, и ситуативная сообразительность и ученическая покладистость. Поэтому после таких казалось бы «досадных задержек» в темпо/ритме обучения происходит естественный «скачок» в прохождении классом учебной программы. Которая оказывается освоенной на самом что ни на есть субъектно-личностом уровне.  
Рассказанные вами «последствия» урока на крылечке – яркий пример тому, как двигательная активность учеников (которые на том уроке всего-то лишь бегали, галдели да спорили) через какое-то время оборачивается их страстным желанием браться за вычисления и нешуточного объёма и реальной сложности. А если такое случается, то можно не беспокоиться – среди пойманных «133 зайцев» обязательно будут и «необходимые» по программе умения и на совесть «отшлифованные» навыки.
Когда к ОБУЧЕНИЮ приплюсовывают ИГРУ, то результат получается довольно плоским («два прихлопа, три притопа»). А вот когда ОБУЧЕНИЕ  и ИГРА сопрягаются и перемножаются друг с другом, то возникает произведение. И не «абы чего», а – ПРОИЗВЕДЕНИЕ педагогического искусства…
Так что спасибо за прекрасный, занятный, убедительный и поучительный пример! – Вячеслав Букатов

оххххоххххоххххоххххо

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокМПСУ: эксп.площадки
Сам себе РЕЖИССЁРНАЧАЛЬНЫЕ  КЛАССЫ

___________________________________

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика