Узел СВЯЗИ → Отдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадок → МПСУ: эксп.площадки
Разбор ПОЛЁТОВ → Начальные классы
МБОУ «Гимназия №2» Урок башкирского языка По заданию №3 для экспериментальных площадок МПСУ с V репликами-комментариями научного руководителя В.М.Букатова |
Понедельник. Первый урок в третьем классе. Урок начался традиционно. В новом разделе «Зима-зимушка» непонятных слов было достаточно. Хотя тема повторяется каждый год.
Новый раздел начинается со стихотворения про первый снег. Сначала как образец, стихотворение прочитала сама.
А учеников попросила отмечать знакомые слова, которые встречаются в стихотворении.
После этой работы плавно перехожу на новую методику «Сколько букв в непонятном слове?»
I реплика-комментарий В.Б.: до перехода (плавного или резкого) не хватает одной ступеньки: подведение итогов КОНКУРСУ, кто сколько нашёл понятных слов (например: учитель медленно считает до семи, а ученики за это время должны добежать до доски и там мелом начертать своё число). Сколько победителей – 1, 2 или 3?.. Какая им награда? (она должна быть игровой или смешной…)
Ученики отмечали знакомые слова «на слух» или глядя в учебник? Это всё разные варианты, а какой был у вас?..
Вы предложили замечательный ход, но он оказался «недоигранным». Жаль… Следующий раз будьте внимательнее к игровой атмосфере (её взрослому очень легко разрушить своей зашоренностью административной дидактикой) – Вячеслав Букатов
Деление на группы произошло по считалочке. (Интересно бы понять как именно?..– В.Б.) Получилось 3 группы.
Раздача заданий посыльным. Даю первый куплет этого стихотворения, найти непонятное слово, посчитать сколько букв в данном слове и написать эту цифру–загадку на доске.
Началась работа, группы начали искать слова, считали буквы в этом слове. Получилось, что некоторые ребята знают перевод слова, а некоторые нет. Но всё равно и они решили написать, сколько букв в этом слове.
II реплика-комментарий В.Б.: то есть начались поддавки – значит дальше для некоторых учеников задание уже перестало носить игровой характер.
Нужно было давать или больший объём текста (не один куплет). Или ввести «НОЛЬ», то есть обозначение, что слов, непонятных для нашей команды, нет (а стало быть все могут к этой команде обращаться за разъяснениями любых слов этого текста, как к «компетентным лицам»). Тогда игра могла бы развиваться, укрепляя в учениках игровой интерес… – Вячеслав Букатов
Получились вот такие цифры:
9 |
7 |
6 |
ЕЛБӘҘӘГЕМ |
ҺАҒЫШЫМ |
ХЫЯЛЫМ |
Дети отгадывали эти слова по цифрам. «Судьи» от каждой группы проверяли правильность перевода.
III реплика-комментарий В.Б.: откуда взялась правильность перевода? Ведь задание было отгадать непонятное слово! Само слово, а не его значение. И всё! Кто отгадал, тот МОЛОДЕЦ (вне зависимости знает он перевод или нет).
А вот выяснение перевода, это уже следующий шаг. И там могут быть свои победители.
И не нужно путать эти этапы. До появления вторых обязательно нужно похвалить всех отгадавших. Это же положительные эмоции. А вы скомкали всё в угоду обычного учительского негативизма: побыстрее выяснить «кто, что НЕ ЗНАЕТ».
Нехорошо быть такой торопышкой и лишать слабых учеников полагающейся им своей «порции сладкого» – Вячеслав Букатов
В двух группах возник вопрос: « А почему во всех словах одинаковые окончания – ем, – ым ? Таких слов нет в словаре».
В классе всегда найдется отличник, который знает правила. Вот эта девочка и спасала ребят. Достаточно найти корень слова.
IV реплика-комментарий В.Б.: спасла ли эта девочка кого-то из ребят на самом деле? Или она произнесла то, что вы хотели услышать? Если я слабый ученик, то мне, к примеру, в слове ЕЛБӘҘӘГЕМ корень слова «в жисть не найти». И меня такие подсказки «отличницы» не спасут. В результате я так слабым учеником и останусь (хотя данная игровая технология изначально нацелена на то, чтобы подобные дыры в знаниях не только обнаруживать, но и как-то позитивно и по деловому латать (но с помощью рукаделия не учителя, а самих сверстников-соседей)…
Наша «экспериментальная площадка» для того и существует, чтобы оттачивать подобные тонкости педагогического мастерства. И спасибо вам большое, что вы дали повод для комментирования подобных тонкостей – Вячеслав Букатов
Таким образом продалжали разбирать остальные непонятные слова в других куплетах. Непонятные слова зафиксировали в словаре. Всего получилось 10 новых слов.
◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊
Усвоение нового материала получилось. По своей методике новые слова я пишу на доске сразу с переводом. А здесь дети сами искали непонятные слова и писали только цифры.
Эти цифры, конечно же, вызвали у ребят интригу. Они с удовольствием работали. Движение, вариативность, работа в малых группах.
Такой урок детям не только пошёл на пользу, но и очень им понравился…
В учебнике появились «непонятные» цифры. Возникает вопрос: «Что это за цифры?»
На этот вопрос ученики 3 класса скажут: «Мы считали, сколько букв в непонятном слове?»
V реплика-комментарий В.Б.: конечно здорово, если принять с поправкой « ± километр». Ведь смысл интерактивно-образовательной технологии был в игровом соревновании «кто отгадает» тослово, которое кто-то из одноклассников загадал как ему непонятное. А вылилось всё в бухгалтерское просчитывание всех слов подряд! Разве такие игры бывают?
Хорошо, что этот урок отличался от предыдущих – это для детей уже подарок. Но для социо/игрового стиля только этого маловато.
В каждой игре есть свой секретик, который трудно передать в словах, но наличие которого всеми игроками очень хорошо ощущается. И когда я даю «экспериментальное» задание, то напоминаю, что у учителей времени хватит на то, чтобы провести по несколько раз это задание в разных классах, на разных уроках.
Для чего? – тут принцип «133 зайцев». И один из них: нащупать изюминку этого игрового задания. То есть обнаружить, что делает его – во-первых – подлинно игровым. А «образовательные результаты» не просто позитивными, а неожиданными и непредсказуемыми как для учеников, так и для самого учителя – это, во-вторых.
А у вас на уроке пока многовато предсказуемого…Но ведь «не боги же горшки обжигают»!
Справедливости ради следует подчеркнуть, что на проведённом уроке много положительных сторон. Действительно ученических движений стало побольше на уроке, задания выполняются группками. Правда про мизансцены ничего не сказано (видимо потому что они были и для учителя и для детей обычными – вспоминается, что у кого-то из учителей, чтобы написать число, вся команда выходила к доске и, держась за один мелок (!), дружно выводила нужную цифру, а уж потом вся команда «судила», правильные ли одгадки предлагают другие команды или нет).
Так что, у вас есть база (прошлый раз вы писали же о «трёх китах»), то есть у вас есть от чего отталкиваться, чтобы «взлетать» к неожиданностям…
И если будут какие-то игровые открытия, озарения, толкования – в том числе и в использовании образовательного приёма «Ск.букв?» – обязательно сообщите. Вне какой либо «очерёдности» отчётов или заданий.
Буду жать с нетерпением… – Вячеслав Букатов
PS: как заядлый библиофил, замечу – порадовался, что записи чисел были сделаны в учебнике карандашом, а не ручкой (книги портить нехорошо). Вообще-то я сторонник за «черкание» на черновиках или на раздаточных листочках с текстами (благо сейчас ни ксероксы, ни принтеры – не проблема).
Узел СВЯЗИ → Отдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадок → МПСУ: эксп.площадки
Разбор ПОЛЁТОВ → Начальные классы