Узел СВЯЗИ → Отдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадок → МПСУ: эксп.площадки
Разбор ПОЛЁТОВ → Начальные классы
МБОУ «Гимназия №2» г. Салават, Республика Башкортостан Хрычева
Составление словарика «непонятных слов» Урок внеклассного чтения в 4 классе по заданию №3 для экспериментальных площадок МПСУ с репликами-ворчалками |
Подготовка к внеклассному чтению. Решив использовать прием «Посчитать буквы в непонятном слове», тему урока сообщила детям заранее: «Литературные и народные сказки». Но накануне урока ко мне подходит учитель начальных классов Ольга Владимировна Иванова (тоже 4 класс) с интереснейшим текстом. Предлагает провести с моими ребятами задание аналогичное тому, которое она провела в своём классе. Давай, мол, посмотрим, что получится у тебя и у меня.
Реплика-ворчалка «от В.Букатова»: то что вы склонны импровизировать – чудесно, но я о формулировке «Посчитать буквы в непонятном слове». В ней кроется малоприметная подмена условий. Вместо: загадай – и кто же первым разгадает? – просто ПОСЧИТАЙ. Конечно, даже просто посчитать – уже полезно (это один из приёмов «обживания»), но в задании первоначально предполагалось акцент делать на коммуникативности учеников, их умении по-деловому общаться друг с другом.
И ещё вот какой момент. Когда в прямую спрашивают, какое слово непонятно, то ученики, чтобы не выглядеть глупыми в глазах учителя всегда «приукрашивают ситуацию». И стараются особо на себя не наговаривать. Игровая же ситуация с загадками освобождает многих учеников от подобных досадных «пут обучения»…
Начало урока, на столах у ребят лежат их домашние заготовки-тексты, готовые к проработке… А тут я предлагаю всем собраться у доски тесным кружочком и вытянуть себе бумажечку…
– Зачем? А тексты с собой брать?
Каждый вытянул себе слово из одной общей фразы по А.С. Пушкину «Сказка о царе Салтане…» (это произведение читалось накануне).
Ветер/ по / морю/ гуляет/ и кораблик/ подгоняет/.
Пушки/ с пристани/ палят/, кораблю/ пристать/ велят/.
Белка/ песенки/ поет/, да орешки/ все/ грызет/.
Месяц/ под косой/ блестит/, а во лбу/ звезда/ горит/.
(Одна фраза запасная лежит на столе: Петушок/ с высокой/спицы/стал/стеречь/его/границы).
«Рабочие гнездышки». В итоге получились 4 группы по шесть
человек. Разбежались по классу кто куда, там и устроились. Одна группа предпочла работать стоя.
Через посыльных передаю текст (заранее крупно напечатанный на листочках).
Покуда Том ужинал, при всяком удобном случае таская из сахарницы куски сахару, тетя Полли задавала ему разные каверзные вопросы, очень хитрые и мудреные, – ей хотелось поймать Тома врасплох, чтобы он проговорился. Как и многие простодушные люди, она считала себя большим дипломатом, способным на самые тонкие и таинственные уловки, и полагала, что все ее невинные хитрости – чудо изворотливости и лукавства.
Через посыльных – Задание 1: Прочитать текст, определить его автора и название.
Все были просто уверены в том, что текст будет непременно по Пушкину, а тут.. Том, тетя Полли. Одни решили, что это «Том и Джерри», другие свои листочки покрутили-повертели и предположили, что это «Том Сойер». Оказалось правильно!
Автора уже угадывали хором: Марк Твен.
Объяснила цель нашей совместной работы, что сейчас мы составим словарик «непонятных слов». (Ранее мы уже составляли «морской словарик», но по-другому принципу).
Задание 2: Найти самое непонятное слово. Посчитать в нем количество букв. И записать это число на доску.
Через минуту на доске стали появляться числа:
14 10 12 (и одна группа «затерялась»)
Причём все числа команды написали в столбик на одной стороне доски.
Затерявшиеся! Их посыльный неверно донес в группу задание, и они стали на листочек добросовестно выписывать все непонятные слова. Потом случайно заметили, что соседи заняты другим.
Реплика-ворчалка «от В.Букатова»: вообще-то они единственные, кто выполнял задание с умом. Ведь чтобы выбрать самое непонятное нужно изучить весь список непонятных слов. К составлению которого они и приступили.
Мало того их группа единственная, которая принялась выполнять задание в «групповом режиме». Тогда как другие группы – судя по всему – задание стали выполнять в «индивидуальном режиме»: лидер наткнулся на первое из непонятных слов, посчитал буквы – вот и загадка от их команды готова. И никто в команде спорить с ним не стал: раз – загадка готова, значит – и я так же думаю, главное, чтобы мы были первыми…
Поясню, что в исходном тексте задания действительно сказано, что его можно проводить и индивидуально и по командам. Только вот разница между этими двумя случаями огромная. Про то насколько значение того или иного слова понятно или нет каждый человек и может и должен решать самостоятельно. А вот когда нужно решить за группу, то требуется посовещаться. Ученик нашел непонятное слово, а его соседу оно вполне понятно. И поэтому тот тут же его быстренько объяснил. И команда свои поиски продолжает дальше.
Поэтому времени на это задание при работе в малых группах (м/гр) требуется больше. А на доске уже стали появляться цифры. То есть соседи пошли по линии наименьшего сопротивления. И тогда ученики – всё внимание к учительнице: одобрит она такое негласное изменение условий или забракует. А ей самой невдомёк, почему команда тормозит… Тогда ученики видят, что дело «швах» и скорее «перестраиваться»…
То есть произошло какое-то досадное социо/игровое недоразумение (но и в этом нет ничего страшного). Если учитель это недоразумение в конце-концов заметил – его квалификация повысилась. Если он понял, какие поправки нужно будет внести в следующий раз (или он смог их тут же на уроке и внести) – его мастерство в создании социо/игровой «режиссуры урока» приумножилось.
У вас же в гимназии интересный ход был осуществлён в 3 кл на уроке Башкирского языка (у Р.А.Кусмаевой). Там ученики сначала отмечали, какие слова им понятны (ситуационно ход был правильным, только он не был отыгран до конца).
И ещё одно разъяснение. Следует различать смысл заданий «Сколько букв в непонятном слове?» от герменевтического блуждания/обживания нового текста малой группой. Во втором случае все группы «на скорость» ищут, сколько слов то с буквой «Р», то с «М», то с удвоенной согласной и т.д. Там скорость, азарт важны, а несовпадение результатов рождает комическую ситуацию…
В задании же «Сколько букв в слове [мне – то есть загадавшему] непонятном» главное содержится уже не в скорости, а в тщательности. И темпо/ритм нам совсем другой. Особенно если задание выполняется группой (хотя и проще и порой даже эффективнее его выполнять именно в индивидуальном режиме)…
Спасибо вам, что благодаря допущенной путанице прояснилась непрописанность исходного задания (которая раньше представлялась вполне понятной)…
И сами без подсказки смогли переключиться на правильный лад. В результате посыльный от них записал число 8.
Потом с места стали отгадывать эти слова и записывать их в самодельный словарик. Группа, которая работала стоя, решила прогуляться по остальным и поспрашивать их значения.
Реплика-ворчалка «от В.Букатова» : хорошо, что «прогуляться» и «поспрашивать» – это и двигательная активность и коммуникативная инициативность. Вот только не понял, зачем сразу записывать в словарик. Если наша группа считает, например, что самое непонятное слово ТАСКАЯ, и нашу цифру шесть разгадали соседи, то зачем им записывать это слово в свой словарик, если они все его понимают? Да и мы это слово запишем только после того, когда, услышав толкование, с ним или не согласимся или так и не поймём значение данного слова. А если мы уже поняли, то это больше не будет словом «непонятным». Тогда зачем же его в тот словарик записывать?..
То есть мы затрагиваем типичную для начальной школы ситуацию «дидактических поддавков». Давайте по заветам А.С.Пушкина будем относиться к словам родного языка БУКВАЛЬНО. Тогда ученики будут вести свои записи, которые будут называться, например, «Словарик для слов, БЫВШИХ непонятными».
В таких словариках даже можно указывать, КОГДА слово стало понятным (в какой ситуации, после ЧЬЕГО объяснения). Или указывать КОМУ «стало понятным» – Маше, Коле или соседней команде «Ягуары»…
Интересное словосочетание «самодельный словарик». Если по Пушкину, то сами сделали и сами пользуемся… Или это только один «дидактический эпизод» какого-то урока (звонок на перемену и все бумажки комкаются и летят в ведро – «финита ля комедия»?!). Ситуации подлинных игр дети очень долго помнят, а вот как нужно вспомнить, что было на предыдущем уроке, так у большинства учеников обнаруживается «девичья память». Что тут можно поделать? – чаще организовывать на уроках ситуации «подлинных игр» ..
Потом выясняли ключи расшифровки.
14 –изворотливости, 10 – дипломатом, 8 – мудреные.
С числом 12 пришлось попотеть: слов было названо три – таинственные, простодушные и проговорился. Все слова, действительно, обычно требуют объяснения. Какое слово точное?! Я даже сама засомневалась. А эта группа хитро так улыбаются и не сознаются…
Верным оказалось простодушные.
Реплика-ворчалка «от В.Букатова» : ситуация указывает на потерю «игровой деловитости». Команда должна была сразу отреагировать, как только кто-то первым произнес слово ПРОСТОДУШНЫЕ. А этого не произошло, значит закваска была в чём-то другом. Остаётся только гадать, в чём именно?..
В моём «гадании» начинает мозолить фраза «Какое слово точное?!» А потом и того хлеще: «Я даже сама засомневалась». Вот и разгадка («а ларчик просто открывался»)…
Что такое «непонятное слово»? Оно ведь непонятно кому-то, какому-то ученику. И если ученики выбрали «самое непонятное слово», то в чём тут может сомневаться учитель? Даже если это слово самое неожиданное – например, из 4 букв слово МАМА(!) – учителю нужно 1) организовать отгадывание, 2) отметить (похвалить, наградить) отгадавшего, 3) создать комфортную ситуацию для взаимовыяснений сверстников друг у друга «в чём тут дело» и «где собака зарыта». И только потом – если будет необходимость – «сомневаться» или вмешаться в ситуацию, чтобы подвести итог или по своей учительской привычке начинать «расставлять всё по местам».
Но это мы посмотрели на ситуацию в ракурсе «деятельности учителя», а если посмотреть в другом ракурсе – «ученической деятельности»,– то возникает предположение, что команда могла не сознаваться, к примеру, потому что ученики не были уверены в правильном понимании значения этого слова. То есть они ждали, что учитель сейчас заставит их же и объяснять, как следует понимать значение этого слова…
Но может быть причина заминки была в чём-то совсем другом – я сейчас ведь агитирую за перебор учителем возможных вариантов, для оттачивания им своего профессионализма, своего мастерства. Что в следующий раз скажется на качестве игровых действий, организуемых в классе при изучении новой учебной темы.
И мне ещё в глаза бросается, что слово МУДРЕНЫЕ является реально непонятным, пока не сообразишь, что вместо буквы Е должна стоять буква Ё. То есть на этом слове можно невольно споткнуться. Если бы у вас на уроке об этом возникла между учениками речь, то вы бы об этом упомянули. Но видимо дети, увлекшись «подыгрыванием» любимой учительнице, о том, что им на самом деле в тексте непонятно, странно, непривычно или на чём они спотыкаются – не стали сообщать друг другу… А жаль…
Потом, повторив задание ещё раз, на второй половине доски появились две девятки.
Хором прозвучало слово: «каверзные»! А две загадавшие группы закачали головой: «Нет!»
Тогда все просто уткнулись носом в этот текст. И начали усердно пересчитывать аж каждое слово. И наконец-то нашли: «лукавства». Надо же, минуя первое слово, они загадали другое, но одно и то же!
Пишем слова относящиеся к «каверзным». В силу своего бурного эксперимента, я решила подбросить ребятам исследовательское задание: поискать теперь «каверзные» слова и подумать, чем они будут отличаться от непонятных слов.
Оказалось: каверзные слова несут в себе иронию, смех, хитринку, а просто непонятные – незнакомые или требующие пояснения.
В конце этого мы с ребятами пришли к выводу:
На всю работу было потрачено 25 мин от урока, а в остальное время вернулись к своим родным текстам. Но многих так и тянуло к первопрочитанному источнику.
Реплика-ворчалка «от В.Букатова» : хотелось бы поворчать, да нет повода. Всё чудесно. И для «вывода», сделанного без обращения к справочной литературе и(или) интернету, – замечательно тем, что подобная работа укрепляет ученическое умение обращаться к собственному опыту, интуиции и умению общаться с одноклассниками. (Правда слов и умения эту свою «режиссуру урока» изложить пока ещё маловато, поэтому рассказ получился пока конспективным, но всё равно – поздравляю! – Вячеслав Букатов)
Что было потом. На переменке ребята уже стали чудесить в составленном нами словарике. Они кодировали слова: по номеру букв в алфавите; выделяли в словах только гласные, только согласные; меняли местами буквы в слове. На дом предложили всему классу продолжить этот список своими изобретениями.
Реплика-ворчалка «от В.Букатова» : вот-вот, явный признак, что «игра» задела за живое (несмотря на допущенные погрешности). Так что повторю: примите мои поздравления!..– Вячеслав Букатов
Плюсы:
1. Помню свою начальную школу, когда моя учительница перед уроком чтения записывала на доске крупными печатными буквами уже готовые непонятные слова из текста. Это тогда называлась лексическая работа со словом. Мы хором читали каждое слово по слогам, потом с ударением и по вызову учительницы старались своими словами разъяснять смысл.
Потом уже я сама, придя в школу учительствовать, делала так же. Скажу честно. Было скучно, однообразно! Зато теперь есть с чем сравнивать!!!
2. Прошло все живо, весело и с пользой.
3. С миру по нитке, голому рубаха… Добавили в копилку новые слова…
4. Многие дети пожелали к следующему «внеклассному чтению» заняться Марк Твеном.
Узел СВЯЗИ → Отдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадок → МПСУ: эксп.площадки
Разбор ПОЛЁТОВ → Начальные классы
оставить отзыв, вопрос или комментарий
вам нужно войти для того, чтобы оставить комментарий.