Узел СВЯЗИ → Отдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадок → МПСУ: эксп.площадки
[2] Сам себе РЕЖИССЁР → ХИМИЯ
Изучение темы «Ковалентная химическая связь» с использованием приёма «Сколько букв в непонятном слове» (8 кл)
|
![]() |
Заданный приём получилось использовать на двух этапах: 1) повторение пройденного материала и 2) отработка понятия «электроотрицательность».
На этапе повторения затеяли игру «угадай термин». Этот приём я стала довольно часто применять на уроках с восьмиклассниками. Оказалось, что особенно хорошо применим он в работе с детьми именно этого возраста. В целях актуализации знаний он оказывается весьма эффективным.
На моем столе стоит химический стакан с листочками-полосками, на которых крупно напечатан тексты ОПРЕДЕЛЕНИЙ уже изученных терминов. Помимо этого ученики разбирают между собой большие листы-плакаты с крупно напечатанными словами «протон», «электрон», «ион», «изотоп», «нейтрон», «орбиталь», «ионная связь», «s-орбита , «р-орбиталь», «завершенный энергетический уровень». И держат эти плакаты лицом к доске.
Первым к доске выбежал самый смелый (и очень уверенный в своих знаниях) Илья. Он наугад взял из стаканчика первое попавшееся определение – и давай искать глазами того, кто держит плакат с соответствующим термином. Нашел! И побежал на его место. А тот стал следующим отгадчиком. И так по цепочке.
В классе оживленно, весело, потому что бегаем и болеем друг за друга. Не всем удается в этой игре быстро находить правильный ответ-термин. Причины разные… А мне готовность к уроку почти каждого видна.
В следующий раз я немного изменила ход игры. Вот в моём стаканчике остаётся последнее определение (я его «постаралась» оставить последним): «способность атомов химических элементов смещать к себе общие электронные пары, участвующие в образовании химической связи». Последний ученик старается найти ответ в руках своих одноклассников («может чего не доучил?»). Но потом наступает общее недоумение – мы этого не знаем!!?
А это был «мостик» к новой теме, к изучению ковалентной полярной связи. «Сейчас попробуем разобраться с тем, что непонятно, – говорю я, – но вначале поделимся на группы».
Реплика-комментарий: увлекаться подобной «подставой» не стоит – можно «обжечься». Проще и чеснее будет, если среди «раздаточных плакатов» будет один или два плаката с красивым вопросительным знаком или даже надписью «Terra incognita» (латынь: территория неизвестности). И тогда вне зависимости, каким по счёту будет вытянут новый термин, ученик может «скрыться» за этим плакатом.
К тому же кто-то из нерадивых учеников тоже может решить, что ему досталась новая тема и поэтому выбрать другой плакат с вопросом. Подав тем самым повод для коллективного обсуждения: прав ли он или всего лишь ошибается. – Вячеслав Букатов
«Как делиться будем в этот раз?» – спросили девчонки с первой парты. «На команды – по номерам групп Периодической системы».
Поделились быстро – поняли, что должно быть восемь. Просто кому какая цифра нравится. Получилось по три-четыре человека.
Хлопаю – прибегают посыльные. Прошу написать электронные формулы элементов третьего периода и определить число электронов на внешнем энергетическом уровне.
У кого какой элемент понимают – по номеру группы. Выбегают к доске и пишут по очереди.
Теперь прошу всех открыть учебник на нужной странице и найти то определение, которое вызвало недоумение. Это электроотрицательность!
Прошу посчитать в слове буквы -22!
Теперь подзываю и прошу на этой же странице найти слово с самым большим количеством букв после слова «электроотрицательность». На доске представители групп уже пишут по-разному – «взаимодействующим» -17 букв, «хлороводорода» -13 и т.д.
Задаю вопрос: «Вы сейчас внимательно читали и, наверное, поняли, как изменяется электроотрицательность элементов в пределах периода?»
– Да, поняли – слева направо увеличивается.
– Почему?
– Зависит от числа электронов на внешнем уровне. Больше электронов – выше значение электроотрицательности.
Опять даю задание: попробуйте «наградить» золотой медалью самый электроотрицательный элемент в третьем периоде, а потом какой-то серебряной и бронзовой.
Здесь ответы были самыми разными: одна группа решила, что победитель – аргон. Народ начал спорить. Пришли, наконец, к единому мнению – у аргона, конечно, восемь электронов – но ведь слой электронный завершенный и стремиться аргону к устойчивому состоянию не нужно.
Вновь задание: сравните каждый свой элемент с соседним элементом «этажом выше»: одинакова ли способность притягивать общие электронные пары?
Понимают быстро: меньше радиус – больше электроотрицительность.
Последнее задание: определите в Периодической системе элемент – абсолютный победитель по электроотрицательности.
Здесь ответ практически моментальный – фтор!
Реплика-комментарий: Урок замечательный, уважаемая Лия Газизовна! Но податливая отзывчивость ваших учеников невольно перенесла вас на добротно-привычные рельсы «Скажи (скажите) МНЕ». Тогда как начало урока (когда ученики «отвечали» не учителю, а искали плакаты друг у друга, так что судьями друг для друга оказывались сами ученики) был на две головы выше, авангарднее, современнее. Равняйтесь на это как на главный ориентир в своих дальнейших пробах, поисках, совершенствованиях… – Вячеслав Букатов
Плюсы:
- Прием «угадай термин» удачно применим при повторении.
- Некоторые изучаемые темы довольно абстрактны, поэтому порой сложно воспринимаемы учениками, а при применении приемов социо/игровой педагогики позволяют кропотливо работать со сложным текстовым материалом.
Минус:
многое нужно за урок изучить, понять, разобрать, отработать – не все успеваем (зато, что успеваем сделать – довольно основательно).
СПАСИБО АВТОРУ ЗА ИДЕЮ!
Узел СВЯЗИ → Отдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадок → МПСУ: эксп.площадки
[2] Сам себе РЕЖИССЁР → ХИМИЯ
___________________________________
Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»
Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…
ВячеславБукатов
оставить отзыв, вопрос или комментарий
вам нужно войти для того, чтобы оставить комментарий.