Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Химия: Ск.букв? (8кл)

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокМПСУ: эксп.площадки
[2] Сам себе РЕЖИССЁРХИМИЯ

Изучение темы «Ковалентная химическая связь»

с использованием приёма «Сколько букв в непонятном слове» (8 кл)

Провела: Искандарова
Лия Газизовна
,учитель химии МБОУ Гимназия №2, г. Салават

Заданный приём получилось использовать на двух этапах: 1) повторение пройденного материала и 2) отработка понятия «электроотрицательность».

На этапе повторения затеяли игру «угадай термин». Этот приём я стала довольно часто применять  на уроках с  восьмиклассниками. Оказалось, что особенно хорошо применим он в работе с детьми именно этого возраста. В целях актуализации знаний он оказывается весьма эффективным.

На моем столе стоит химический стакан с листочками-полосками, на которых  крупно  напечатан тексты ОПРЕДЕЛЕНИЙ уже изученных терминов. Помимо этого ученики разбирают между собой большие листы-плакаты с крупно напечатанными словами «протон», «электрон», «ион», «изотоп», «нейтрон», «орбиталь», «ионная связь», «s-орбита , «р-орбиталь», «завершенный энергетический уровень». И держат эти плакаты лицом к доске.

Первым к доске выбежал самый смелый (и очень уверенный в своих знаниях) Илья. Он наугад взял из стаканчика первое попавшееся определение – и давай искать глазами того, кто держит плакат с соответствующим термином. Нашел! И побежал на его место. А тот стал следующим отгадчиком. И так по цепочке. 

В классе оживленно, весело, потому что бегаем и болеем друг за друга. Не всем удается в этой игре быстро находить правильный ответ-термин. Причины разные…  А  мне готовность к уроку почти каждого видна.                                                                                                                                           

В следующий раз я немного изменила ход игры.  Вот в моём стаканчике остаётся последнее определение (я его «постаралась» оставить последним): «способность атомов химических элементов смещать к себе общие электронные пары, участвующие в образовании химической связи».  Последний ученик старается найти ответ в руках своих одноклассников («может чего не доучил?»). Но потом наступает общее недоумение – мы этого не знаем!!?

А это был «мостик» к новой теме, к изучению ковалентной полярной связи.  «Сейчас попробуем разобраться с тем, что непонятно, – говорю я, – но вначале поделимся на группы».

Реплика-комментарий: увлекаться подобной «подставой» не стоит – можно «обжечься». Проще и чеснее будет, если среди «раздаточных плакатов» будет один или два плаката с красивым вопросительным знаком или даже надписью «Terra incognita» (латынь: территория неизвестности). И тогда вне зависимости, каким по счёту будет вытянут новый термин, ученик может «скрыться» за этим плакатом.
К тому же кто-то из нерадивых учеников тоже может решить, что ему досталась новая тема и поэтому выбрать другой плакат с вопросом. Подав тем самым повод для коллективного обсуждения: прав ли он или всего лишь ошибается. – Вячеслав Букатов

«Как делиться будем в этот раз?» – спросили девчонки с первой парты. «На команды – по номерам групп Периодической системы».

Поделились быстро – поняли, что должно быть восемь. Просто кому какая цифра нравится.  Получилось по три-четыре человека. 

Хлопаю – прибегают посыльные. Прошу написать электронные формулы элементов третьего периода и определить число электронов на внешнем энергетическом уровне.

У кого какой элемент понимают – по номеру группы.  Выбегают к доске и пишут по очереди.

Теперь прошу всех открыть учебник на нужной странице и найти то определение, которое вызвало недоумение. Это электроотрицательность!

Прошу посчитать в слове буквы -22!

Теперь подзываю и прошу на этой же странице найти  слово с самым большим количеством букв после слова «электроотрицательность». На доске представители групп уже пишут по-разному – «взаимодействующим» -17 букв, «хлороводорода» -13 и т.д.

Задаю вопрос: «Вы сейчас внимательно читали и, наверное, поняли, как изменяется электроотрицательность элементов в пределах периода?»

– Да, поняли – слева направо увеличивается. 

– Почему?

– Зависит от числа электронов на внешнем уровне. Больше электронов – выше значение электроотрицательности

Опять даю задание: попробуйте «наградить»  золотой медалью самый электроотрицательный элемент в третьем периоде, а потом какой-то серебряной и бронзовой.  

Здесь ответы были самыми разными: одна группа решила, что победитель – аргон. Народ начал спорить. Пришли, наконец, к единому мнению – у аргона, конечно, восемь электронов – но ведь слой электронный завершенный и стремиться аргону к  устойчивому состоянию не нужно.

Вновь задание: сравните каждый свой элемент с соседним элементом «этажом выше»:  одинакова ли способность притягивать общие электронные пары? 

Понимают быстро: меньше радиус – больше электроотрицительность

Последнее задание: определите в Периодической системе элемент – абсолютный победитель по электроотрицательности

Здесь ответ практически моментальный – фтор!

Реплика-комментарий: Урок замечательный, уважаемая Лия Газизовна! Но податливая отзывчивость ваших учеников невольно перенесла вас на добротно-привычные рельсы «Скажи (скажите) МНЕ». Тогда как начало урока (когда ученики «отвечали» не учителю, а искали плакаты друг у друга, так что судьями друг для друга оказывались сами ученики) был на две головы выше, авангарднее, современнее. Равняйтесь на это как на главный ориентир в своих дальнейших пробах, поисках, совершенствованиях… – Вячеслав Букатов

Плюсы:

  1. Прием «угадай термин» удачно применим при повторении.
  2. Некоторые изучаемые темы довольно абстрактны, поэтому порой сложно воспринимаемы учениками, а при применении приемов социо/игровой педагогики позволяют  кропотливо работать со сложным текстовым материалом.

Минус:

многое нужно за урок  изучить, понять, разобрать, отработать – не все успеваем (зато, что успеваем сделать – довольно основательно).

СПАСИБО АВТОРУ ЗА ИДЕЮ!

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокМПСУ: эксп.площадки
[2] Сам себе РЕЖИССЁРХИМИЯ

___________________________________

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика