Разбор ПОЛЁТОВ → Рассказы СТУДЕНТОВ, аспирантов и стажёров…
[2] Сам себе РЕЖИССЁР → ЛИТЕРАТУРА
![]() Четыре варианта проведения коллоквиума-зачёта по Гомеровским поэмам и сказаниям Троянского цикла Факультет журналистики
|
![]() |
Получив возможность провести одну и ту же тему у 4 групп, я решила опробовать разные игровые приемы, полученные на занятиях профессора В.М.Букатова. На игровые задания в каждой группе выделила примерно 30 минут.
Реконструкция деформированного текста
В первой группе был «Скошенный [читай: скушанный] текст».
Началось всё с того, что студенты строились по первой букве улицы, на которой они живут. Первая реакции: «Что?», «Это как?»…
Но всё же выстроились. Оказалось, что по своему плану я выделила слишком мало времени. В реальности построение заняло минут 5-8.
Кол-во участников в командах было идеальным, по 6 человек. Каждая команда придумала себе название из первых букв имени. (Были вопросы, первую букву полного или краткого имени нужно использовать в название. Я отвечала: «На Ваше усмотрение».)
Все команды получили на руки листы с одним и тем же отрывком из Илиады. После чего, устно озвучив принцип «Один за всех и все за одного», я приступила к герменевтической процедуре – обживание текста.
В розданном отрывке (в этой группе им была первая страница Илиады) нужно было посчитать сначала все буквы «р», затем «б».
Реплика-ворчалка: вообще-то для обживания ОШШЕНЬ мало! Всего два задания. И не ясно, как было дело (сошлись ответы или нет; насколько большая была разница, и т.д.).
Так нельзя поступать даже со студентами журфака. Можно было и помудрить. Например, все группы на доске пишут предполагаемое в отрывке число предложений, или сущ. 3 скл., или прилагательных, или имён собственных, или иностранных, или с «буквой г» – на худой конец…
Хорошо, что у вас всё прошло и так благополучно, но на будущее – имейте в виду… – Вячеслав Букатов.
Потом команды обменяли листы с полным текстом отрывка на урезанный текст. И тут начались проблемы.
Две команды из трех делали задание честно. То есть они вспоминали, не пользуясь текстом. Там дело шло весело, со смехом.
Третья же команда под партой вытащила «Илиаду» и радостно всё оттуда перекатала. И из 5 отведённых на работу минут, они 1,5 минуты сдували, а потом сидели, скучали.
Я не сказала им ни слова. Но думаю, студенты поняли, что сами себя наказали.
Дальше все три команды поменялись по часовой стрелки и начали проверяли работы друг друга. Причем (по технологии) и у нас ставились 2 оценки: за грамотность и за честность (решение студентов).
За грамотность списавшая команда получила «4».
Но в общем само задание всей группе явно понравилось.
![]() |
![]() |
Диктант на дружбу
Во второй группе я решила провести «диктант Дружбы».
Построение студентов-первокурсников и деление на команды прошло так же, как и в предыдущей группе. Единственное одна студентка всё время спрашивала:
– А зачем мы это делаем? Вы на нас опыт ставите?.. А что будет дальше?
На что я отвечала, что она скоро всё увидит сама.
Куски текста были довольно большими. Из «Одиссеи» я взяла сцену в пещере Полифема (спасибо В.М. за наводку). Командам нужно было написать под диктовку своих посыльных 6 фраз.
Для большой первой фразы я посыльным разрешила взять себе по помощнику. А для последней большой фразы – посыльным приготовить кусочек бумаги «размером со спичечный коробок» для изготовления «шпаргалки» (как советовали и нам на «Режиссуре урока»).
Запоминали студенты каждую фразу по 40 секунд. А записывали в командах по 1,5 минуты.
Проверка первоначальная и затем последующая «проверка судей» прошли замечательно! В итоге (из подслушанных разговоров студентов):
– Как весело!
– Вот бы все коллоквиумы так проходили…
Что меня несказанно обрадовало. Все команды в этой группе получили по 5 (оценки самих студентов).
Фрагменты для посыльных были такими:
К берегу близкому скоро пристав с кораблем, мы открыли
В крайнем, у самого моря стоявшем утесе пещеру,
Густо одетую лавром, пространную, где собирался
Мелкий во множестве скот; там высокой стеной из огромных,
Грубо набросанных камней был двор обведен, и стояли
Частым забором вокруг черноглавые дубы и сосны.
Муж великанского роста в пещере той жил; одиноко
Пас он баранов и коз и ни с кем из других не водился;
Был нелюдим он, свиреп, никакого не ведал закона;
Видом и ростом чудовищным в страх приводя, он несходен
Был с человеком, вкушающим хлеб, и казался лесистой,
Дикой вершиной горы, над другими воздвигшейся грозно.
Спутникам верным моим повелел я остаться на бреге
Близ корабля и его сторожить неусыпно; с собой же
Взявши двенадцать надежных и самых отважных, пошел я
С ними;
и мы запаслися вина драгоценного полным
Мехом: Марон, Аполлона великого жрец, Еванфеев
Сын, обитавший в разрушенном Исмаре, им наделил нас
В дар благодарный за то, что его мы с женою и с сыном –
Сан уважая жреца – пощадили во граде, где жил он
В роще густой Аполлона;
меня ж одарил он особо:
Золота лучшей доброты он дал мне семь полных талантов;
Дал сребролитную дивной работы кратеру и налил
Целых двенадцать больших мне скуделей вином, драгоценным,
Крепким, божественно-сладким напитком; о нем же не ведал
В доме никто из рабов и рабынь и никто из домашних,
Кроме хозяина, умной хозяйки и ключницы верной.
«Каверзные вопросы»
В третьей группе я решила организовать «Каверзные вопросы». Построение шло по номерам квартир. И дальше объединялись в шестерки. Единственное был вопрос: делиться по расчёту (все первые – одна группа, все вторые – другая и т.д.) или просто по шестеркам. Выбор я предоставила самим студентам.
Парты в этой группе не сдвигались. Но студенты расположились своими командами так, как хотели. Одни сели в круг на пол. Другие забрались на подоконник. Третьи – вокруг выбранного стола.
Договорились о названии команд. Посыльные вывели их мелом на доске.
Далее каждая команда составляла на листе, подписанном названием их команды, 10 «наикаверзнейших» вопросов по Илиаде (за 10 минут, с использованием домашних заготовок).
Полный восторг! Громкое обсуждение. И постоянные реплики: «Ну ты еще погромче покричи!»…
Далее команды оставляли лист с вопросами на своём командном месте, а сами полным составом переходили в другую команду, чтобы письменно ответить на их вопросы.
Одна команда, впрочем, не услышала, что сначала нужно писать только вопросы. И по недомыслию они сразу добавляли к ним и правильные ответы. Когда это выяснилось, им пришлось быстро всё переписывать (что они вполне успели сделать).
При проверке студенты на доске ставили 2 оценки: кол-во правильных вопросов и кол-во повторяющихся (если встречали на листе чужой команды свой вопрос).
Закончился урок под дружные аплодисменты студентов (и себе в том числе).
«Ик Зибилишики»
Содержание вопроса |
ответ | прав. |
|
Антилох | + |
|
Левкотея | – |
|
Созвездия, мир и война | +/- |
|
Гектор/ГлавкРавносильные/гостеприимство | + |
|
С матерью, «прежде не знавшей муки рожденья» | |
|
Фемий (он пел) | +/- |
|
Он разговаривал | + |
|
176 | – |
|
Сжег 12 троянских юношей | + |
|
5 | + |
«Писистрат и гордые гимны Жюстин»
|
– | |
|
– | |
|
безмолвная | – |
|
– | |
|
богоподобный | – |
|
Теплый ветер | – |
|
«Так погребли они конеборного Гектора тело» | + |
|
Ино, Кадмова дочь Лекотея | + |
|
С морскими волками | + |
|
Предметы космического порядка: земля, небо, море, солнце, луна, звезды | + |
«Сцилла и Харибда»
|
Турция | + |
|
Смирна | + |
|
Корфу | + |
|
Плеяды, Гиады, Ориона и Б. Медведицы | + |
|
Гермес | + |
|
6 | + |
|
Эльпенор | + |
|
(Сперхей) Стикс | – |
|
Утопил Посейдон | – |
|
2 | + |
«Шапка вопросов»
В четвёртой группе первокурсников была «Шляпа».
В этой группе студенты строились по алфавиту третьих букв своих фамилий. Причём вопросов никто не задавал. Но глаза были очень-очень удивлённые.
При расчёте на «первый-шестой», студентка после «первого» тут же сказала «шестой». Тогда я сказала всем поделиться на команды автоматически, то есть кто с кем стоит, что впоследствии оказалось очень удачным решением (снимало страх перед ответом на вопрос).
Все написали по 3 вопроса (1 – на знание текста, 2 – «сам не знаю, но хочу узнать» (некоторые так и озаглавливали вопрос), 3 – «я считаю…, а как считаешь ты?».
Далее каждая команда выделяла по 2 добровольца (чтобы все происходило быстрее), каждый тянул из шляпы вопрос и нёс к своей команде, где коллективно за минуту готовили развёрнутый ответ.
Потом посыльные возвращали, выстраивались в линию и по очереди отвечали на вопросы перед всеми командами. Причём в случае заминки посыльного, его команда активно и добросовестно помогла дополнить его ответ (и своим, а потом и «чужим» посыльным).
Успели пройти только 2 полных круга. Поэтому не хотели уходить из аудитории…
Перечень вопросов, оставшихся в Шапке после двух кругов командных ответов
(вперемешку три типа вопросов: «на знание текста» // «а как думаешь ты?» // «не знаю, но хочу узнать»)
– Сколько царей приплыло за Агамемноном?
– Как Гомер мог написать поэму, если он был слепцом?
– Я считаю, что Патрокл мог остаться в живых, а ты?
– Сколько сыновей родила Гекуба от Приама?
– Как звали сына Гектора?
– К каким царям ездил Телемах?
– Сколько человек погибло во время Троянской войны?
– Чем отличился Диомед за описываемое время?
– Почему Арес, бог войны, был на стороне троянцев, хотя Менелай, муж Елены, – его любимец?
– Я считаю, что Одиссей не заслужил наказание из-за неповиновения его людей. А ты?
– Из-за чего прогневались боги на героев после окончания Троянской войны?
– Я считаю, что Троянской войны можно было избежать. А ты?
– С чего иногда начинается описание нового дня в «Одиссее»?
– Чем заканчивается «Илиада»?
– Как Хрисеида (пленница Ахиллеса) относилась к своему плену?
– Почему троянцы не проверили коня?
– Кто помог Гере обольстить Зевса?
– Я считаю, что похищение Елены послужило только поводом для войны с Троей, а ты?
– С кого Гектор снял доспехи Ахиллеса?
– Почему на яблоко раздора претендовали только три богини?
Выводы:
– выполнить настойчивую рекомендацию В.М. сдвигать парты получилось не во всех группах. В одной аудитории они были очень тяжелые. И в одной из групп учебная комната была было настолько тесной, что столы развернуть было просто сложно;
– по времени мы уложились во всех группах;
– все студенты ушли с коллоквиума очень довольные. В одной группе студентка спросила: «Мы что, все такие гении?» Ответ: «А разве Вы сами не заметили?»;
– все получили по Гомеру зачёт; равнодушных или недовольных не было :- )))
Реплика-ворчалка: Жаль, что вы ни словом не обмолвились, какой из вариантов вам самой пришёлся-таки больше всего по душе – Вячеслав Букатов
хохохохохохохохохохохохохохохохохохохохох
Разбор ПОЛЁТОВ → Рассказы СТУДЕНТОВ, аспирантов и стажёров…
[2] Сам себе РЕЖИССЁР → ЛИТЕРАТУРА
___________________________________
Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»
Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…
ВячеславБукатов
оставить отзыв, вопрос или комментарий
вам нужно войти для того, чтобы оставить комментарий.