Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Заучивание (1кл)

Разбор ПОЛЁТОВНачальные классы
Разбор ПОЛЁТОВЛитература

Талдомский муницип. район Московской обл.
МОУ Квашенковская СОШ

Завьялова
Елена Михайловна

Урок обучения грамоте: заучивание стихотворения 

1 класс (10 учеников)

С репликой-комментарием В.М. Букатова

 

Цели:
–  заучивание наизусть учебного материала в классе (стихотворения В.Берестова«Фокусник», «Три цвета есть у светофора»)
–  развитие памяти учащихся
–  обмен опытом общеучебных умений
–  воспитание сотрудничества

Я сообщила ребятам, что сегодня на уроке мы будем заучивать стихотворения наизусть, но не совсем обычным способом. Предложила произвольно разделиться на пары и разойтись по разным сторонам класса, чтобы друг у друга ничего не подслушивать.

Затем пары подходили к моему столу и брали листочки с  первым стихотворением и заучивали стихотворение следующим способом:

  •    Стихотворение поделили по строчкам (1 и 2 строчки).
  •    Первый ученик читает вслух первые строки стихотворения, старается понять написанное.
  •    Второй ученик смотрит в текст, слушает говорящего, старается понять написанное.
  •    Объясняются непонятные слова. Можно попросить учителя пояснить непонятное слово. Можно подойти и спросить у другой пары.
  •    Первый ученик читает строки стихотворения второй раз, старается запомнить. Второй ученик смотрит в текст, слушает, старается запомнить.
  •    Первый ученик убирает книгу, второй ученик по памяти старается воспроизвести строки стихотворения. Если что-то забыл, то первый ученик подсказывает забытое. Такое заучивание идет до того момента, пока первый ученик не выучил заучиваемые строки.
  •    Второй ученик берет книгу и все повторятся со 2 строчками, а первый по памяти старается воспроизвести эти же строки. Заучивание идет до того момента, пока оба ученика не выучат строки стихотворения. После этого пара распадается и ищет себе новую пару, чтобы рассказать свое стихотворение с этой новой парой.

В новой паре первый ученик рассказывает то, что выучил в первой паре. Третий ученик проверяет по своей памяти либо по книге. Затем третий рассказывает то, что выучил в первой пере. Первый ученик проверяет.

Ученики меняются ролями. Тот ученик, который выучил, проверяет того, кто до этого читал. Пары распадаются.

Работа в классе над заучиванием стихотворения протекала в течение 10 минут и так понравилась, что еще одно стихотворение В.Берестова «Три цвета есть у светофора», ребята предложили заучить так же сами. Я поддержала эту их инициативу.

Можно заучивать различные произведения (иностранные тексты и другой учебный материал).

Данная технология хорошо разработана (В. К. Дьяченко). Трудности внедрения технологии не обнаружены. Особой подготовки для проведения технологии не требуется. Как не требуется и особой подготовки педагога. Возможен вариант изучения технологии по книге. Временные затраты на проведение оправдываются обучающими, развивающими и воспитывающими эффектами.

Реплика-комментарий В.Б.: Уважаемая Елена Михайловна, замечательно, что вы радуете своих учеников «не совсем обычными способами» проведения уроков. Конечно, гораздо целесообразнее заниматься заучиванием прямо на уроке, чем то и дело задавать ученикам заучивание на дом.

Конечно, что-то ученикам приходится учить и самим дома (или с родителями). Но если из года в год учительница то и дело задаёт ученикам учить наизусть только дома, то такая учительница или неумеха или работает «спустя рукава» (то есть халтурит).

  Преимущества такого заучивания по сравнению с «обычным способом» очевидны: эмоциональность, всеохватность класса, коммуникативность. И метко вы сформулировали достоинства этой технологии (она обычно именуется КСО): не требуется особой подготовки ни класса, ни педагога. И хорошо, что не забываете о двигательной активности учеников (о которой в исходной методике к сожалению ничегошеньки нет).

Напомню, что нечто похожее существует и в арсенале социо/игровых технологий. В первую очередь это заучивание наизусть с мячами (см.: Как заучивание наизусть сделать увлекательным [Комм.3 к письму-отчету учительницы литературы] откр. в новом окне; добавлю, что при таком заучивании мячи для жонглирования я до сих пор заменяю картошкой, и каждый год студенты МГУ на последнем занятии моего курса по социо/игровой «режиссуре урока» с удовольствием жонглируют четырьмя картофелинами).

Отличия: а) ученики работают не в парах, а в тройках (тоже сменного состава); б) двигательная активность гораздо интенсивнее, разнообразнее, индивидуальнее (что при заучивании наизусть существенно); в) результативность более полифонична (помните – «133 зайца»…).

О делении текста на порции для запоминания. По методике, которой вы пользовались, ученикам предлагалось самим текст стихотворения делить по 1 или 2 строчки. Я понял, что у вас всё получилось благополучно. Но на будущее при заучивании текст делить лучше не по сточкам, а по ПРЕДЛОЖЕНИЯМ. Некоторые предложения будут занимать 1,5, а то и 2,5 сточки. Зато другие – 1/2 или даже 1/3 строчки, то есть они будут маленькими и легко запоминаемыми.

Такой подход к делению на фрагменты принципиален. Он помогает детям находить более интересные и осмысленные интонации для стихотворения. И избавляться от «школярской матеры» обрубать звучание в конце каждой сточки, примитивно-утрированно подчёркивая рифму, вопреки смыслу, определяемому синтаксисом стихотворения.

Ещё напомню, что для разнообразия (второе «золотое правило» социо/игровой педагогики), оживляющего монотонно повторяющуюся взаимную проверку в парах сменного состава, хорошо вводить дополнительное условие: голос КАРЛИКА и ВЕЛИКАНА. То есть один и тот же заученный отрывок произносится учеником сначала одним голосом, затем другим, а судья (или судьи, например, соседняя пара) определяет – в каком случае лучше, заодно и сам всё прочнее и прочнее запоминая текст (см. пример: открыть в новом окне)…

По поводу технологии К.Д. Дьяченко, добавлю, что опирается она на методику, разработанную в 20-30 годах А.Г.Ривином, для решения задач ЛИКБЕЗА. И с 1984 года идеи Дьяченко подхватывает фанат организационно-деятельностных игр М.А.Мкртчян (откр. в новом окне), неустанно и повсеместно рекламирующий идеологию КСО, как единственную «инновационную основу» современной дидактики. — Вячеслав Букатов

◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊

Разбор ПОЛЁТОВНачальные классы
Разбор ПОЛЁТОВЛитература

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика