Сам себе РЕЖИССЁР → НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ
Сам себе РЕЖИССЁР → Школьный МУЗЕЙ и краеведческая работа
Узел СВЯЗИ → Отдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадок → МПСУ: эксп.площадки
МОУ «Оболенская средняя общеобразовательная школа» Аншукова Л.П. Как во время своего занятия на школьном дворе про задание Тема: «Весна – время выгона скота»
|
◊◊≡◊◊◊≡◊◊◊≡◊◊◊≡◊◊
Решила, что «Видимо-невидимо» в первом классе буду проводить на школьном дворе. Нарисую так, чтобы они под ноги смотрели и запоминали. Выбрала укромное местечко и там заранее своё «методическое пособие» цветными мелками нарисовала и отправилась в класс за детьми.
На улице же было не просто солнечно, а очень жарко. Но на нашем дворе есть участки с глубокой тенью, где удобно проводить занятия с разными классами.
И вот ученики 1а переобулись, взяли фломастеры и вышли заниматься во двор. А их учительницу класса Шишенок Валентину Викторовну я попросила по ходу занятия делать фотографии.
◊◊≡◊◊◊≡◊◊◊≡◊◊◊≡◊◊
Предлагаю ребятам построиться «по возрастанию» номеров их квартир. За одну минуту!
Все засуетились, стали спрашивать друг друга. Но через отведённую минуту при проверке оказалось, что многие так и не смогли определить, где же им встать.
Последней встала Арина К.(у неё 9-й этаж). Она по моей просьбе стала проверять, правильно ли заняли свои места одноклассники. Человек 5 заняли места неправильно. Пришлось их послать искать свои «правильные» места между ребятами.
построились по номерам квартир | |
Потом на «1-2-3» рассчитались. И разошлись по трём командам. Организовали себе командные места на скамейках.
первые номера – шаг вперед! – вы одна команда | |
Задание 1. Назвать свою команду (1 мин). И когда готовы – дружно хлопнуть 3 раза и дружно произнести своё название.
команда «Великолепная пятерка» | |
Названия получились такие: «Альфа-соколы», «Великолепная пятёрка», «Ландыши».
команда «Альфа-соколы» | |
команда «Ландыши» | |
Задание 2 (через посыльных). Встать, всей командой выбрать одну из бетонных плит на школьном дворе и написать на ней название своей команды.
Здание 3 (через новых посыльных). Рядом с названием команды написать, какие названия весенних месяцев они знают (за 30 секунд!)
Арина и Маргарита, не договорившись, стали одновременно писать один и тот же месяц «май», потом пришлось зачеркнуть лишнее |
|
Затем командам нужно было перейти «по часовой стрелке» и проверить, как и что написали соседи. Если нужно, внести исправления или добавления.
Один проверяющий из команды «Великолепная пятерка» стал было исправлять в названии команды «Ландыши» «и» на «ы». Но Андрей из «Ландышей» увидел и стал спорить (это он писал название). И смог одержать победу, доказав, что было написано верно (вспомнили правило).
команда «Ландыши» проверяет работу соседей | |
Так как следующее задание было напечатано только в 2-х экземплярах, то устроили «приход гостей». Из «Великолепной пятерки» по 2 и 3 человека отправились в две другие команды.
Делились (то есть выясняли, кто куда отправляется в «гости») таким образом. Вышли посыльные, а ученики, которые отправлялись в «гости», в парах загадывали 2 слова. И посыльные называли по очереди, кого выбирают.
одна команда по игровой жеребьёвке распределяется в две оставшиеся | |
Задание 4. Посыльные несут в команду лист, на котором 4 загадки. Нужно отгадать за 3 минуты.
С бородой, а не старик, С рогами, а не бык, Доят, а не корова, Лыко дерет, а лаптей не плетет. |
С бородою родился – Никто не дивился. |
||
Я копытами стучу. Я скачу, скачу, скачу. Грива вьется на ветру. |
___ | Заплелись густые травы, Закудрявились луга. Да и сам я весь кудрявый, Даже с завитком рога. |
команда выбрала Алёну писать отгадки | |
Одна команда отгадала все четыре (!), а вторая только одну. Поэтому право огласить весь текст с отгадками был предоставлен той команде, которая отгадала все загадки.
команда с гордостью зачитывает свои четыре отгадки | |
По ходу чтения Катя К. с Алёной Я. – они из второй команды – сами сообразили и стали на своих листах быстро записывать напротив загадок недостающие отгадки. Но это не засчиталось, хотя я отметила, что молодцы, раз под конец, но всё-таки сообразили.
Вопрос ко всем сразу: «О ком были все эти загадки?» Дети дружно: – «О животных!»
Тогда опять для всех звучит уже такой вопрос: Как изменилась жизнь домашних животных с наступлением весны?
Андрей первым ответил: «Медведь проснулся от спячки!». Я обратилась ко всем: «А медведь это домашнее животное?» Все дети стали кричать «нет!» и перечислять именно домашних.
Задание 5. Посыльные приносит в команду новую карточку с заданием: Прочитать стихотворение и вставить пропущенное слово (2 мин.).
______…вышел на лужок,
Заиграл он в свой рожок:
«Приходите коровки
Пастись у дубровки.
Конички – у горнички,
Овечки – у речки.
Барашки – в овражке,
Козочки – у лодочки.
Свинки – у осинки».
первоклассники сообща думают над заданием | |
Команда «Ландыши» правильно отгадали, что пропущено слово «пастух», а команда «Великолепная пятерка» написали, что это «музыкант». Не долго спорили, решили, что пастух подходит лучше.
Показываю иллюстрацию из детской книги, на которой изображено раннее-раннее утро и пастух гонит стадо на пастбище. Предлагаю детям отгадать, в какой день, например, в этом году впервые после зимы положено было выгонять скот на пастбище. Дети не сразу, но на 5-й раз Катя К. назвала верную дату – 6 мая.
К ответу про Егорьев день я добавила, что народ считал покровителем домашнего скота Георгия Победоносца (показала иллюстрацию). К нему крестьяне обращались с просьбой защитить, уберечь коров, овец, лошадей.
разговор с классом о Георгии Победоносце | |
Задание 6. Посыльный приносит в команду ведерко, в котором лежат полоски под номерами и с отрывками из народной песни. Надо встать в полукруг по возрастанию номеров в каждой команде.
в каждой команде надо встать по номерам, указанным на полосках | |
Потом по моему сигналу надо было прочитать текст русской народной песни «Бурёнушка». Но прочитать парами из разных команд. Из одной команды участнику с полоской №1 и из другой команды с текстом-полоской под №1 нужно было вместе прочитать одну и ту же строчку. (Но сейчас думаю, что сначала им надо было дать время, чтобы прорепетировать, а потом уж в «один голос» читать вместе, то есть парами, но из одной и другой команд.)
Пары получались не очень дружные. Хотя некоторым первоклассникам всё же с первого раза удавалось прочесть свою строчку в одном темпе.
(№1) Уж как я ль свою коровушку люблю!
(№2) Уж как я ль то ей крапивушки нажну!
(№3) Кушай вволюшку, коровушка моя,
(№4) Ешь ты досыта, бурёнушка моя!
(№5) Уж как я ль мою коровушку люблю!
(№6) Сытна пойло я коровушке налью,
(№7) Чтоб сыта была коровушка моя,
(№8) Чтобы сливочек бурёнушка дала.
Вопрос к двум командам: Какие слова у вас на листочках оказались непонятными. Сразу же названы были два слова: «пойло» и «нажну».
Смотрю на ребят и жду, может кто-то догадается и объяснит другим. Маргарита сказала, что «пойло» – это из чего пьют животные. Я поправила её – это то, что пьют животные. (Теперь думаю, что надо было не спешить, наоборот, надо было дать возможность ребятам самим поправить Маргариту – кто-то бы наверняка и сам догадался.)
А слово «нажну» сообразила как объяснить Арина К. Она вспомнила про серп из нашего школьного музей. Молодец!
Все остальные слова оказались знакомыми.
Предложила детям встать в общий хоровод. Разучили русскую народную игру «Шёл козёл по лесу».
хороводная игра, в которой «козел» выбирает «принцессу» | |
И только после этого, уже в самом конце занятия вспомнила про «задание для экспериментальной площадки». Специально подготовленное «Видимо-невидимо» нужно было провести до загадок, а я совсем забыла. (А тут и звонок прозвенел в школе. Первоклассники на улице его услышали, но возвращаться в школу не торопились. А так как дети всё время двигались, то я и Валентина Викторовна решили ещё и переменку использовать, чтобы заданию «Видимо-невидимо» не пропадать.)
Задание б/н. На отдельной плите я написала разными цветами и в разных направлениях слова из народной пословицы: «МАРТ – с водой, АПРЕЛЬ – с травой, а МАЙ – с цветами». Нужно всем ребятам одновременно подойти и за 2 минуты запомнить как можно больше слов.
Ребята побежали запоминать.
две минуты на разглядывание и запоминание «Видимо-невидимо» под ногами | |
Некоторые стали даже записывать. Но почему-то, записывали только названия месяцев. Одна Аня записала ещё и «с водой».
Потом первоклассники построились двумя командами друг против друга. И я произносила из пословицы только название месяца, а дети добавляли окончание фразы.
Добавляли громко, дружно – значит, запомнили не только названия месяцев. Этой народной пословицей мы и закончили наше занятие.
◊◊≡◊◊◊≡◊◊◊≡◊◊◊≡◊◊
В этот день дети провели на свежем воздухе времени больше, чем обычно. Пообщались друг с другом. Поспорили, доказывая свою правоту. Порисовали цветными мелками (что тоже бывает не так часто). Другими словами, день удался!
◊◊≡◊◊◊≡◊◊◊≡◊◊◊≡◊◊
На второй день захожу в класс, а все дети спрашивают: «А сегодня мы пойдём на улицу?»
Для просмотра
нажать на выбранный ярлычок или
Сам себе РЕЖИССЁР → НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ
Сам себе РЕЖИССЁР → Школьный МУЗЕЙ и краеведческая работа
Узел СВЯЗИ → Отдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадок → МПСУ: эксп.площадки
___________________________________
Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»
Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…
ВячеславБукатов
оставить отзыв, вопрос или комментарий
вам нужно войти для того, чтобы оставить комментарий.