Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → ПСИХОЛОГИЯ игры и игровой дидактики → Наркомпрос: ДРАМАТИЗАЦИЯ в школе
_______________________________________________________________________
20-е годы ХХ века, НАРКОМПРОС:
Выбранные места из статьи «Драматизация в школе первой ступени» // Драматизация в школе: Программы для I и II ступени семилетней Единой Трудовой школы – М., 1921, – С. 329-340.
Текст самой статьи находится в разделе Изба-ЧИТАЛЬНЯ /перейти к полному тексту статьи/
…Согласно новейшим исследователям детских игр, игры являются естественной школой физического, умственного и нравственного развития, настоящей школьной жизни.
Изображая лавочника, почтальона, гусеницу, борьбу с невидимыми опасностями (война с крапивой), доктора, торговку, ребенок отрешается от самого себя и воплощается в свою роль целиком. Он уже не Вася, а угольщик или дворник, он не Маня, а сестра милосердия, торговка, Красная Шапочка.
На время такой игры ребенок выходит за пределы своей настоящей личности и живет целиком в изображаемом им существе. Вот почему говорят об иллюзии играющего ребенка. Изображая во время игры какую-нибудь роль, ребенок верит в то, что он — почтальон, кухарка, больной, Робинзон и т.д. И если можно сказать, что в начале игры, когда он еще не вошел в роль целиком, он столько же верит, сколько и любуется своим новым положением, то, по мере развития игры, иллюзия становится настолько полной, что ребенок отдается ей безраздельно, до полного самозабвения.
… Если драматическая игра ребенка только игра, то игра актера — зрелище (Spiel и Schauspiel). Это существенное различие или не учитывается или недооценивается теми, кто отрицал и отрицает драматизацию с педагогической точки зрения, кто приписывает ей неизбежное развитие в детях притворства, театральничания, тщеславия, самомнения, нервности и т.д. Этот старомодный взгляд забывает о том, что для драматизирующего ребенка, воспитываемого в здоровых условиях, естественно обходиться без зрителей, нормально не чувствовать того, что мы называем взаимодействием со зрительным залом, как для кошки, играющей в драматическую игру с воображаемой мышью. Тщеславие, самомнение и т.д. являются только результатом неправильного подхода взрослых руководителей к школьному театру, только расплатой за их педагогические ошибки, и ни в каком случае не могут быть органически связаны с самым существом дела.
В своих свободных драматических играх ребенок младшего школьного возраста с его живым воображением большею частью не ищет декораций и реальной обстановки и предпочитает довольствоваться намеками и символами вместо натуралистической сцены: кровать легко превращается у него в корабль, перевернутые стулья в стадо или повозки; он пьет несуществующий чай и морщится от горечи воображаемого лекарства; и только 12-14-летние подростки постепенно выходят из-под чарующей власти детской фантазии и требуют осторожного перехода от символа к упрощенному здоровому реализму — в декорации, костюме, обстановке и бутафории (упрощенные постановки).
…Это обстоятельство надлежит иметь в виду тем неумеренным театралам, которые ухитряются начинать драматическую работу с постановки сложных пьес даже в детских садах с детьми дошкольного возраста, причем их постановки нередко блещут всем антуражем современной театральной техники, — сценой с рампой и тщательно выписанными декорациями, натуралистически выполненный костюмировкой, всякого рода сценическими эффектами и таким гримом лица, которому мог бы позавидовать настоящий актер. Самое элементарное знакомство с детской психологией определенно скажет, что все это — от лукавого.
Современная педагогическая мысль вводит на место устарелого и узкого понятия школьного театра новый термин, более отвечающий существу дела и связанный с понятием драматического искусства исторически и филологически. Если основной сущностью драматического искусства является действие, воспроизведение того или иного образа или сюжета через материал живой личности человека (актера), то под драматизированием или драматизацией в школе следует понимать все виды воспроизведения в лицах — от драматических игр до подлинного художественно-сценического действия, с одной стороны, и от импровизации до разыгрывания готовой пьесы — с другой.
Таким образом, драматизация определенно подразумевает не только то, что обыкновенно связывается с представлением о школьном театре, то есть тщательно подготовленный спектакль со сценой, декорациями, бутафорией, костюмами, гримом, но и такие воспроизведения, которые происходят не преднамеренно, без всякой подготовки, в которых дети-участники могут свободно, творчески передавать данный текст; которые происходят где угодно (в свободном от парт уголке класса, во дворе, в коридоре, на лужайке, в лесу и т.д.) и без помощи внешних средств, способствующих сценической иллюзии (без декораций, сцены, костюмов и т.д.). Зато из понятия драматизации неизбежно исключаются все другие виды воспроизведения (посредством краски, глины, музыки и т.д.). Зарисовывание, лепка, музыкальная иллюстрация могут быть спутниками драматизации, но ни в каком случае не составляют ее сущности.
Драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции: речь, интонацию, воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, технические и художественные способности (работа над сценой, бутафорией, костюмами, декорациями), двигательный ритм, пластичность и т.д., благодаря этому расширяет творческую личность ребенка…
Разбор характеров действующих лиц, их переживаний, сущности и значения драматических положений в сложных пьесах, кроме того, выбор самой пьесы, установление особенностей быта, духа и стиля эпохи и т.д. — все это должно быть делом самой детской группы, причем роль руководителя — не навязывание своего понимания пьесы, своей трактовки действующих лиц, а лишь общее руководство работой детского коллектива и в случае необходимости известная косвенная помощь, известные наводящие указания. Никакого натаскивания, никакой выучки ни в интонации, ни в жесте, ни в мизансцене, никакого обучения «игре» под артиста не должно быть места в школе. Необходимо помнить, что для воспроизводящего ребенка нормально существует только его игра, только его переживание, его иллюзия актера, а не переживание зрительного зала, не иллюзия зрителей. Такой метод работы дает, однако, неизмеримо большие внешние результаты, в смысле создания наиболее живых художественных образов, чем старый метод выучки (пример нью-йоркского «Воспитательного театра»)…
Наиболее полно метод творчества осуществляется в импровизации, драматизации (в узком смысле), инсценировке и компановке собственных пьес самими детьми. Такие собственные пьесы могут быть простыми переделками для детского обихода пьес, написанных для театра взрослых, или составляются целиком отдельным ребенком или целым детским коллективом — на сюжеты фантастические, исторические, географические (Финлей Джонсон, «Драматизация, как метод преподавания»). Следует как можно определеннее поощрять момент словесного творчества детей везде, где это уместно, — в импровизациях, драматизациях, даже драматических играх, в которых следует разнообразить диалог и создавать новые положения. Этим достигается и другая цель: ребенок отвыкает от трафарета в передаче и развивает в себе искренность переживания.
Соответственно особенностям психики ребенка и отрока, предпочитающего несложное, примитивное, не требующего для своей свободной драматической игры специальной декорации и обстановки, способного в своем воображении преобразить окружающую его действительность соответственно требованиям драматической игры, играющего для себя, а не для зрительного зала, — основным тоном школьных постановок первой ступени следует считать упрощенные постановки (без рампы, в ширмах, в сукнах, на фоне одной задней декорации и т.д., с намеком на обстановку или с условной обстановкой, с одними типическими чертами в костюме, в гриме и т.д.). Такие постановки помогают ребенку сосредоточить внимание на самом действии, не развлекаться аксессуарами и предохраняют нетронутый вкус его от натуралистической заразы, всегда наносной, всегда искажающей здоровый рост эстетического чувства и эстетического суждения подрастающего человека.
Библиография, рекомендуемая НАРКОМПРОСОМ в 1921 году
Н.Н.Бахтин. «Театр и его роль в воспитании». Сборник «На помощь семье и школе». — Москва, 1911.
Вл.Филиппов. «Значение школьного театра в деле воспитания». Сборник «Вопросы детского и школьного театра», изд. Педагогической секции ТЕО.
Н.Н.Бахтин. «Воспитательное значение театра». Педагогический сборник А.Н.Островского. — СПб, 1907.
Вл.Филиппов. «Импровизация и театр в школе». Журнал «Народное Просвещение» №№ 13-14 (август-сентябрь), изд. Н.К. по Просвещению. — Москва, 1919.
Ю.Айхенвальд. Статья «Драма». Энциклопедический словарь Гранат.
Горнфельд. Статья «Драма». Энциклопедический словарь изд. Брокгауз и Эфрон.
Н.В.Скородумов. «Новый метод упрощенных постановок».
Вл.Филиппов. «Как устроить и оборудовать сцену в народном театре».
.
Наркомпрос: ДРАМАТИЗАЦИЯ в школе (Выбранные места) // Вернуться в начало
.
/перейти к полному тексту статьи/
.
.
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → ПСИХОЛОГИЯ игры и игровой дидактики → Наркомпрос: ДРАМАТИЗАЦИЯ в школе
.
.
оставить отзыв, вопрос или комментарий
вам нужно войти для того, чтобы оставить комментарий.