Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

из рабочего архива (2007): домашний ПРАЗДНИК = I

 

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → ДНЕВНИК событий


 

Вячеслав Михайлович Букатов

В.Бук-круг-срдоктор педагогических наук,
профессор кафедры Педагогики МПСУ
и проф. кафедры Педагогического Образования МГУ

День рожденья как домашний праздник для детей и взрослых
Три социо-игровых захода с ответами на типичные запросы родителей, посещающих мой сайт (или интересующихся такой педагогической экзотикой, как драмо/герменевтика)

Заход первый: Кладезь идей для домашних импровизаций 

Естественная закономерность
О парадоксах преемственности
Это что же получается? 
О профилактике девиантного поведения
Во все горло на всю Ивановскую
Горячо – холодно
«Заказные» рисунки
Волшебная шапка с пряталками
Вокруг бывалошных игрушек 
Неожиданные предлоги для задушевных разговоров [текст см. ниже]


 Заход второй: Волшебные ключики общения (cм: домашний ПРАЗДНИК = II)
Речевая инициативность
Комфортная неразбериха 
Взаимопонимание и неподдельный интерес
Потеснее сблизиться и поближе породниться
Коллаж рисунков
Полезный опыт стороннего наблюдателя
Трамплины для коллективного сочинительства

Заход третий: домашний ТЕАТР ТЕНЕЙ (неспешный рассказ о премудростях проведения мастер-класса для студентов, учителей, социальных работников и психологов – с попутными методическими комментариями, разъяснениями и рекомендациями; репортажная фотосъёмка А.В.Ваганова) [см.: https://www.openlesson.ru/?p=10848 ]

Рукотворный ТЕАТР ТЕНЕЙ на семейном празднике  //  Предлагаемые обстоятельства и ожидаемые эффекты  //  «Опорные значки» аббревиатур  //  О составе участников  
ПЕРВЫЙ ШАГ: назвать свою «малую родину» 
ВТОРОЙ ШАГ: объединиться в тройки  //  О типичном моменте – «синдроме отличника»
ТРЕТИЙ ШАГ: оборудовать временные «рабочие гнездышки»  //  Помешивать, чтоб не пригорало
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ: ступеньки к сплочению «малых групп»
ПЯТЫЙ ШАГ: выписать самое-самое  //  О пропедевтике отказов  //  О шуме деловом и неделовом  //  Игровой хит по налаживанию «дисциплины»
ШЕСТОЙ ШАГ: выбор персонажей //  О «режиссуре» распределения ролей
СЕДЬМОЙ ШАГ: рисование контуров персонажей
ВОСЬМОЙ ШАГ: вырезание/вырывание по контуру
ДЕВЯТЫЙ ШАГ: подготовка зала
ДЕСЯТЫЙ ШАГ: построение мизансцены
ОДИННАДЦАТЫЙ ШАГ: разыгрывание общей сказки  //  О хоровой поддержке зрителями работы исполнителей  //  Резюме: не просто зрители, а участники

PS: Пять экскурсов-приложений для особо заинтересованных читателей [см.: openlesson.ru/?p=10880 ]
Экскурс ПЕРВЫЙ: О налаживании рабочего ТЕМПО/РИТМА  //  Экскурс ВТОРОЙ: О ДЕЛЕНИИ/ОБЪЕДИНЕНИИ в команды  //  Экскурс ТРЕТИЙ: О необходимой АВТОРИТАРНОСТИ  приёма «малых шажков»  //  Экскурс ЧЕТВЁРТЫЙ: О культуре ПЕРЕСТАНОВОК мебели  //  Экскурс ПЯТЫЙ: Об умелой руке и её МАРКИРОВКЕ


Заход первый: Кладезь идей для домашних импровизаций

Удачно проведённый в честь дня рождения домашний праздник, оставит в памяти виновника торжества гораздо большие эмоциональных воспоминаний, чем заказное мероприятие. И гости, и хозяева, и да сами именинники, как правило, чаще будут вспоминать именно такие рукотворные празднества.

(Кстати, буду-ка я для краткости именовать виновника торжества, словом именинник. Хотя конечно, именины и день рождения вещи разные. До революции дни рождения вообще не отмечались, только именины. Но в ХХ веке за бурные годы советской власти принципиальная разница между этими понятиями стала стираться. И с того времени в народном обиходе всё чаще тех, у кого наступает день рождения, величают именинниками).

Естественная закономерность

Все дело в том, что устраивать домашние праздники в современных условиях (при городском-то укладе жизни), довольно трудно. Ведь как обычно бывает, родственники приходят, и плюх на диван, с которого их вы уже никаким «подъемным краном» не вытащите.

Или усядутся гости за праздничный стол и томятся бедные, объедаясь. Ведь раньше культура застолья была. В середине застолья обязательно пляски устраивались: «кости да мышцы размять», и конечно же съеденные деликатесы утрясти, чтобы место для десерта нашлось.

Кстати, отметим, что эта мудрая традиция вполне естественным образом удерживается, например, в молодежной среде. Когда за праздничным столом собираются только сверстники, то их застолье обязательно танцульками «черенкуется».

А вот, когда к молодым родителям приходят уже немолодые (но весьма любимые) родственники, то хозяевам уже как-то неловко своих солидных гостей из-за стола ради танцев вытягивать. Да и самим гостям как-то неуютно на поводу у молодежи идти и под их музыку танцевать. Вот все сиднями за праздничным столам и сидят.

А в результате страдает кто? Виновник торжества – маленький ребятёнок, для которого собственно все и собрались, ради которого весь сыр бор и затеялся…

Ну и чтобы эту затронутую темку закончить, подчеркну, что случайно в день рождения маленького ребёнка обычно танцы взрослых не вписываются. Ведь родителям по душе одни танцы, под одну музыку, тогда как родственники постарше – тети-дяди, бабушки-дедушки – мелодии иные предпочитают. А главное, что стиль музыки, что у одних, что у других, оказывается, как правило, довольно далек от предпочтений именинника. Так что если во время детского домашнего праздника взрослые не танцуют, то это вполне естественный результат.

Но ведь и засиживаться за столом или в креслах и на диване гостям тоже не следует. Общению это на пользу не идет. Вот и получается, что в основном все молчат или едят. Так что явно здесь, что-то нужно менять. Поэтому предлагая несколько советов социо-игровой режиссуры.

О парадоксах преемственности

Но сначала подчеркну, что советы мои, будут основаны на решении проблемы преемственности поколений. Дело в том, что раньше эта самая преемственность срабатывала автоматически, естественным образом –  от дедов к отцам, от отцов к сыновьям и дочерям. И в семейном воспитании основное влияние на внуков и внучек оказывали именно поколения дедушек и бабушек. Они были хранителями семейных ценностей. А в спорных случаях – главными судьями.

Но в наш космический век все давно обстоит не так. Дети видят, что их отцы и матери, живут не так, как их дедушки и бабушки. Поэтому и сами детишки жить, как их родители вовсе не собираются. Какая уж тут преемственность?

Современные философы и культурологи, с конца прошлого века стали твердить, что при современных скоростях развития общества по-другому жить никак невозможно. Ведь современная цивилизация, как велосипед – вынуждено несется вперед, чтоб не лежать-ржаветь на боку. И чтобы человечество дальше вперед семимильными шагами продвигалось, именно «молодым» то и дело нужно будет изобретать деревянные велосипеды.

А в доказательство культурологи (вслед за первопроходцем в этой проблеме – Маргарет Мид (см.: Культура и мир детства [Текст] / М.Мид.; пep. с англ. и коммент. Ю. А. Асеева; сост. и послесловие И. С. Кона.– М.: «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1988. – 429 с., ил.– [Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Серия «Этнографическая библиотека»]) – обычно приводят такой неоспоримый аргумент. В семьях мигрантов, к новым условиям первыми приспосабливаются именно дети. Именно они, помогают своим отцам (и уж тем более дедам) встраиваться в новую систему отношений. В ту ситуацию, куда их перипетии нелегкой жизни занесли…

Но чтобы там культурологи не говорили, молодому поколению без опыта своих дедушек и бабушек, никак не обойтись. Ведь народный «менталитет» – без которого любой человек не будет чувствовать своей причастности к этносу! – передается в таких почти незаметных мелочах (в первую очередь – мелочах поведения!), которые ни из какого учебника, ни на каком уроке никогда в жизни не получишь. Только через семейное воспитание! – в основном. И образное пояснение этого читателей ждёт в следующем параграфе.

Это что же получается?

Очередной раз занимался я с учителями начальных классов. И по ходу дела нужно было нам объединиться в «малые группы». Я им и предложил это сделать – как в детстве – по считалочке.

А они – все 15 человек! – заявили, что, дескать, никаких-таких  считалочек не знали и не знают!

Я таращу на них глаза и говорю: «Быть такого не может!».

А они знай твердят, что с детства ни каких считалок ведать не ведали.
Я им: «Что же вы и мне и себе голову морочите?! Вышел месяц из тумана… Как дальше знаете?»
– Ну конечно, это-то мы знаем.
– А, Шла машина тёмным лесом?
– Ну, кто ж этого не знает!
– А вот дети ваши не знают!

Они мне не верят. А ведь я и на самом деле в одном из московских лицеев, как-то раз опрашивал пятиклассников, кто какие считалки знает. Парочку они мне назвали. Одна другой хлещи. Например:

На золотом крыльце сидели
Мистер Мак и крошка Нелли…

При этом никто из школьников исходного варианта – про Царя и Царевича, Короля и Королевича – слыхом не слыхивал. И никакого там «Вышел месяц из тумана» никто никогда не знал!

А ведь у каждого из них есть родители. У некоторых – даже бабушки (а у кого-то даже и дедушка). И каждый день детки эти общаются с учителями, которые и сами когда-то детьми были …

И что же это такое получается? Все взрослые, – и папы с мамами и все учителя, – все как один договорились хранить полное молчание? И никаких считалок, которых они в детстве десятками знали, ни своим детям, ни своим внукам, ни своим ученикам – сговорились не передавать?! …

О профилактике девиантного поведения

А это все я к тому, что, проблемы преемственности поколений, связаны не столько с высокими материями, сколько с той самой пустячковой мелочёвкой, которой многие люди не привыкли придавать особого значения. Но не впитай человек эту мелочёвку в детстве, так и чувствовать принадлежность к своему народу он не будет. И никакой тут учитель, никакой предмет по «Народоведению» не поможет.

Некоторые мамаши говорят:

– Ну зачем же я буду своему ребенку декламировать:

Вышел месяц из тумана… –

если там плохие слова: «Вынул ножик из кармана»? Мало того: «Буду резать или бить…»?

Дескать, вдруг, ребенок, услышав подобное, вырастет хулиганом? А то и вообще – бандитом?
На подобные выпады родителей, подверженных истерическому негативизму, я обычно отвечал так:

– Вы-то сами эту считалочку не просто когда-то слышали, но с детства наизусть помните. И в своих дворовых играх ею много раз пользовались. И тем не менее человеком вполне нормальным выросли. Неужели вы в серьёз думаете, что какое-то одно слово или словосочетание может на жизнь вашего чада столь однозначно повлиять?..

Мало того, Джани Родари (помните имя этого замечательного итальянского писателя, который и Чиполлино сочинил и Джельсомино?) один из первых, подметил, что подобные морально-нравственные парадоксы детского фольклора в жизни ребенка выполняют очень важную, психотерапевтическую функцию. Они являются профилактикой асоциального поведения – то есть являются удачным предупреждением и драчливости и матерщины.

(Так что, если у вас руки дойдут, то отыщите-ка одно из изданий книжки Дж.Родари «Грамматика фантазии» – больше чем уверен, что не пожалеете. И много для себя полезного вычитаете.)

Во все горло на всю Ивановскую

Недавно моя дочка (а ей тогда было 30) праздновала день рождения своей младшей (у меня тогда были две внучки 2 и 4 года). И вот пока родственники и друзья (многие из которых сами были с маленькими детишками) собирались, пошёл я с внучками на «игровую зону» вокруг нашей дачной территории. А там на качелях одна из гостей уже качает своего трехлетнего сынишку.

Имениннице, конечно, тут же место на качелях уступили. И мне (по её малолетней беспомощности) пришлось раскачивать. А чтобы не скучно было, я в такт начал скандировать первое, что пришло в голову:

Чаю, чаю, чаю,
Я Лизу покачаю.

После этого и старшей внучке страсть как захотелось на качелях покачаться. А так как она постарше и раскачивать её приходилось посильнее, то и слова произносить я стал другие:

Раз, два, три, четыре,
Меня грамоте учили.
И читать, и писать,
И узоры вышивать.

Я узоры вышивала
И иголочку сломала.
Раз, два, три, четыре, пять,
Буду я тебя качать.

Возле качелей тут же выстроилась из детей очередь. Всем хотелось, чтобы и их «со словами» покачали.

А одна из мамашкек-гостей мне и говорит:

– Надо же сколько вы стихов знаете!

Я ей:
– А вы что «чаю, чаю, чаю» никогда в детстве на всю улицу и во все горло не кричали?
– Ещё как кричала? Но мне и в голову не приходило, что это и Дане моему интересно будет. Спасибо, что надоумили…

Горячо – холодно

Итак, вернемся к проблеме обустройства домашних дней рождения. В принципе, любой мамашке (или дедушке с бабушкой) всего-то и нужно – порыться в памяти, да вспомнить свои детские забавы. Вот вам и кладезь идей для домашних импровизаций.

Ну, например, первое, что приходит мне в голову, это «Горячо– холодно». Думаю, что многим Интернет-пользователям еще понятно, что я имею в виду. В комнате – «здесь-и-сейчас»– прячется какой-то предмет, когда один вышел. С приходом он начинает этот предмет искать. А поводырь (или поводыри) говорит (говорят) «холодно», если ищущий (которого иногда называют, например, сыщиком или даже ищейкой – не стоит бояться кажущегося негатива, столь характерного для детской игровой терминологии, это всё весьма полезная – вспомним Джани Родари! – профилактика) удаляется от того места, где спрятан предмет. А если идет в правильном направлении, то – «горячо». И когда ищейка почти что у цели, то все кричат «совсем горячо». Или даже «жарко».

Ну и, конечно, поначалу кажется, что вот, дескать, подарки бы спрятать, а потом «горячо – холодно» с именинником разыграть. Но если представить современные реалии, то станет ясно, что скорее всего, подобная затея, исполненная в столь прямолинейном виде, вряд ли выйдет удачно.

Ну сами посудите, приезжают гости – знакомые ли, родственники ли. Каждому из них хочется свой подарок сразу вручить. А тут мы им со своими условиями:

– Нет. Вы свой подарок сначала спрячьте…

Явно, что ситуация после этого получиться какой-то не совсем человеческой. Поэтому я думаю, что лучше вот какую «режиссуру» устроить.

«Заказные» рисунки

Во-первых, пусть гости дарят свои подарки, когда хотят. Во-вторых, пусть после этого плюхаются в кресла и на диван (понять их можно: они же с дороги и им нужно отдохнуть).

Зато, когда все собрались и «перевели дух», хозяйка – или именинница (-ник) – раздает каждому по квадратному листочку (размером, примерно в половинку почтовой открытки). И каждому из гостей нужно будет расспросить у именинника про какую-нибудь его старую – бывалую! – игрушку.

Если именинник еще очень маленький, то скорее всего, он вместо рассказа каждый раз будет приволакивать одну из своих старых любимых игрушек (и это тоже неплохо: и ему и гостям потом будет что вспомнить). Затем каждый гость эту самую игрушку на своем листочке как-то изображает (все рисуют, как могут!).

Обычно, и детям и самим взрослым бывает весьма интересно наблюдать за тем, кто как рисует. И разглядывать рисунки друг друга – дело весьма занятное, увлекательное и полезное.

Это только для постороннего, равнодушного взгляда изображение может показаться каракулями. А вот для всех присутствующих эти листочки обязательно станут милыми, симпатичными значками-напоминаниями про «заказы»-рассказы самого именинника.

Заметим, что некоторые из гостей, первое время могут отнекиваться. Дескать, я и рисовать-то не умею и ничего-то у меня путного не получится. Но глядя на «милые каракули» своих соседей, скорее всего передумают и возьмутся за карандаш. Ведь недаром в народе говорят: «Аппетит приходит во время еды».

Волшебная шапка с пряталками

После того, как рисунки будут более ли менее закончены (нет придела совершенству!), они складываются в «волшебную шапку» (старенькая шляпка, пакет, коробка). Она накрывается платком, из-под которого каждый гость вытягивает (желательно не свой!) листочек, с тем, чтобы на счет до 5 (или до 10) спрятать где-нибудь в комнате.

То есть каждый прячет чужой рисуночек. Все одновременно. И быстро (без особых раздумываний).

Наступает очередь жеребьевки. Например, с помощью детской считалочки. Какую кто из своего детства вспомнит. Скажем такой:

Катилась апельсинка
По имени Маринка…

Или:
Аты-баты,
Шли солдаты…

Таким образом определяется, кто будет первым поводырем. Тот из присутствующих (детей или взрослых) назначает себе сыщика, который ориентируясь на «тепло-холодно», ищет спрятанный рисунок. Чтобы, найдя, вручить его имениннику.

Заметим, что, если именинник, сам захочет быть сыщиком, то, конечно, он пропускается вне всякой очереди и без какой-либо жеребьевки. А вот специально назначать его (и только его!) бессменным сыщиком ни в коем случае не нужно. Гораздо лучше будет, если каждый (!) из гостей примет участие в поисках и собственноручно будет найденный листочек имениннику вручать.

Тогда у каждого следующего сыщика появится естественный предлог лично порасспрашивать именинника: что это за игрушка такая на листочке изображена? и кто же её так интересно нарисовал? и что теперь с этой игрушкой происходит?

Детям подобное искреннее любопытство взрослых как правило очень льстит, что для ситуации дня рождения обычно оказывается весьма кстати.

 Вокруг бывалошных игрушек

Следует заметить, что, когда один ищет, а другой поводырит, то всех присутствующих это весьма сильно занимает, невольно приковывая внимание к происходящему.

В свою очень эта ситуация дополнительно всех эмоционально объединяет и душевно сплачивает. Поэтому праздник будет все больше и больше становиться настоящим. Когда всем долго будет, что вспомнить.  И гостям, и хозяевам, и самому имениннику.

Думается, что стопка «заветных» листочков с рисунками родственников и гостей еще долгое время будет бережно храниться именинником. И он, вглядываясь в наспех положенные линии или неумелую штриховку, то и дело будет ещё и ещё раз вспоминать и домашний праздник, и каждого из авторов рисунка, невольно усматривая в характере самого изображения отблески личности исполнителя.

Если изображение получилось удачным, то соответствующие изобразительные приёмы ребенок невольно будет брать себе на вооружение (и это тоже одно из своеобразных проявлений эстафеты преемственности). А если совсем не похоже, то возможно ребёнок будет делать для себя какие-то вполне деловые выводы. Например, фантазировать, а как надо было бы нарисовать, чтоб было похоже. То есть добровольно и бескорыстно (а это самое главное!) «учиться на чужих ошибках».

И все это вокруг бывалошных, облюбованных игрушкек! Что для развития личности в свою очередь весьма и весьма полезно…

Неожиданные предлоги для задушевных разговоров

А теперь испытаем-ка мы предложенную режиссуру «на прочность». Представим именинницу, которой лет 14-ть. Сработает ли режиссура «заказных» рисунков? Думается, что вполне.

Например, подзывает именинницу какая-нибудь тётя Катя, которая приехала из какой-нибудь Яхромы, и спрашивает: «Что же у тебя, Леночка, самое, самое?»

А у именинницы, вообще-то до шестого класса самой любимой игрушкой был желтый мишка. Но она этого мишку уже «заказала» дяде Коле. Поэтому тёте Кате она вдруг называет нечто даже для себя неожиданное. Дескать, «фенечка».

И тут вдруг у тети Кати глаза загораются. Потому что она вспомнила себя в юности. Как она будучи чуть ли не старшеклассницей, с ума сходила по фенечкам. И было это «сто лет назад». И классные руководительницы ругали за эти самые фенечки всех школьниц напропалую.

Вот уже нашей тёте Кате есть о чём другим порассказать. А с именинницей на равных, как с подружкой поболтать. Ведь чтобы фенечку нарисовать, надо много о чём узнать: и из чего она, и как сплетена, и как выглядит.

И всё равно, как бы именинница подробно не описывала свою фенечку, тётя Катя нарисует её как-то по-своему. И наверняка, в её рисунке что-то для именинницы будет самой настоящей новостью.

– Надо же, у вас фенечки были вон какими! Оказывается они ещё и такими могут быть.

(Кстати, некоторые современные девочки на полном серьезе считают, что «фенечки» могут быть только покупными, китайского производства. Вот уж у кого детство – кто бы мог подумать? – загубленным оказалось…)

 // продолжение см. домашний ПРАЗДНИК = II  //

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика