Выставка “Античность. Система координат” в медиацентре парка Зарядье
Впечатлениями о выставке делится В.М.Букатов.
Пока в Москве то жара, то ливни, в медиацентре парка Зарядье тишина, покой и прохлада. Древние статуи, картины, гравюры из коллекции Николая Юсупова-старшего ждут своих зрителей в строгом полумраке – порой даже трудно прочесть сопроводительные таблички. Сотрудники выставки объяснили это тем, что посетители должны фокусироваться на выставленных экспонатах, а не читать долгие пояснения – возможно в этом есть рациональное зерно (а может быть просто светильники забыли установить)…
Вначале была нога. Точнее, ступня. Мраморная ступня из Древнего Рима, датированная рубежом до нашей и нашей эры, встречает зрителей и будоражит воображение – кому принадлежала эта анатомически совершенная ступня, какого он был роста, телосложения, как выглядел? Стоял он или сидел? Экспонаты выставки в чем-то перекликаются с этой одинокой ступней – вырванные из контекста, они требуют домысливания, достраивания, фантазии.
Выставка называется “Античность. Система координат”, и эта система координат явно превышает декартову – тут и Эстетика, и Этика, и – неожиданно – Эрос, и даже больше – мифы, мимесис (творческое подражание), очарование руин и даже постирония (среди современных подражающих старине экспонатов можно неожиданно найти богиню на электросамокате!)
Некоторые картины расположены парами, создавая эффект разворачивающегося рассказа – как в комиксе. Например, “Пленение Софонисбы” и “Смерть Софонисбы” Паоло Пагани (XVII век)
К слову, “античный” – вовсе не значит “скучный”. Даже наоборот. Что ни картина, то драма – сюжет для триллера. Вот, например, зловредный Купидон, осмеянный Аполлоном, ранил Аполлона стрелой любви, а нимфу Дафну – стрелой отвращения. Вот и бегал Аполлон за Дафной, пока та не упросила отца (речного бога Пенея) не изменить ее облик на что угодно, лишь бы Аполлон отстал. Отец решил вопрос радикально, превратив Дафну в дерево. Мораль – не злите Купидона, любовь зла!
Среди скульптур много голов бородатых умудренных мужей. Сколько тысяч лет прошло, а борода все так же в моде!
А кокетливая шапочка Меркурия напоминает в эти дни о тазиках, из которых приходится мыться во время отключения горячей воды!
Некоторые экспонаты, будучи предметом роскоши, явно были вещами непрактичными. Например, часы, искусно сделанные в виде колеса колесницы, вряд ли были удобны в использовании – стрелки-то издалека не разглядеть!
А вот эта пара коней заставила вспомнить про похожие фигуры на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. Кто у кого списал?
Словом, при относительно небольшом количестве экспонатов практически все они вызывают интерес и яркие ассоциации. Наверно, в этом и есть смысл системы координат античности – искусству тоже нужна точка отсчета. И выставка в Зарядье вполне подходит под такую отправную точку.
Из описания выставки:
Античность – фундамент существующей цивилизации: в Элладе и Риме формируются идеалы красоты, образы мироздания и государственные институты. Родоначальник европейской мысли Платон выстраивает модель Вселенной, в которой высшей идеей становится «благо» как «божественное и упорядоченное начало». К благу восходят корнями этика и эстетика, философия и религия, искусство и наука. Античность начинается с блага и определяет сознание европейской и, в частности, российской культуры, тесно связанной с классической древностью – отношениями «родителя и ребенка», как определял их философ Алексей Федорович Лосев.
В исторической перспективе античные мифы по-разному воспринимались в странах Европы: в Средние века знание мифологии было достоянием монашеских орденов, в период Ренессанса – источником вдохновения для деятелей искусства, позднее – инструментом секуляризации в руках идеологов Просвещения. Именно тогда классическая мифология становится атрибутом культуры российских дворян.
Князь Николай Борисович Юсупов собирает свою коллекцию европейского искусства в последней трети XVIII – начале XIX века. Многие работы в ней выполнены по мотивам основных античных сюжетов, что тогда было явлением традиционным. На них основываются стили барокко, классицизма и романтизма. Отношение российского общества к античности в годы жизни князя менялось – от следования общеевропейским веяниям к национальному пониманию классической древности, в которой начали видеть прообразы христианской нравственности и событий отечественной истории. Причастность к наследию эллинов и римлян оправдывала покровительство грекам и народам, входившим в орбиту византийской культуры. Особое звучание приобретают фигуры античной мифологии в эпоху правления Екатерины II, а позднее – в противостоянии Александра I, защищавшего этические нормы, с Наполеоном Бонапартом, отстаивавшим «право сильного».
После смерти князя Юсупова жизнь коллекции продолжается благодаря потомкам: Борису Николаевичу (1794–1849), Николаю Борисовичу Юсупову-младшему (1827–1891) и Зинаиде Николаевне Юсуповой (1861–1939). Искусство XVI–XIX веков, принципы которого воплощены в собрании Юсупова, позволило удержать героев античной мифологии в памяти человечества. Под их влиянием сформировались в том числе жанр исторической живописи, а также стиль неоклассицизм (или ампир), доминировавший в последней четверти XVIII — первой четверти XIX столетия.
Выставка представляет «Школу античности», выстроенную по объединенному архитектурному принципу греческих образовательных комплексов. После входного портала открывается пространство «живописной» палестры, предназначенной для умственной разминки: идеи пайдейи (с древнегреческого «воспитание») здесь раскрываются двумя путями, касающимися либо этических, либо эстетических вопросов. Далее – тематические классы, продолжающие вневременной диалог античности и отечественной культуры. Прослеживается эволюция основных понятий «русской античности» – от точки входа до современности. Пометками на полях вынесены цитаты из произведений преимущественно отечественной литературы и исследований, которые помогают сориентироваться в заданной системе координат и расшифровать заложенные в ней смыслы.