Центр “Зотов”. Выставка “Архитектура для людей”
Центр “Зотов” – причудливое арт-пространство круговой формы – одновременно и бывший хлебозавод, и памятник конструктивизму, и место проведение причудливых выставок. Вячеслав Михайлович Букатов побывал в январе сразу на трех из них и делится впечатлениями.
Начнем с интригующей выставки “Архитектура для людей” (до последнего казалось, что она называется “Архитектура для детей”, что оказалось недалеко от истины). Выставка была доступна до обидного недолго – всего месяц. Концепция выставки – проста и неожиданна. Десять эмоций. Десять впечатлений. Десять известных московских архитектурных бюро показали свой взгляд на десять разных эмоций в виде причудливого лабиринта: ностальгия, спокойствие, смятение, вдохновение, уют, удивление, тревога, стабильность, озарение, праздник. Путешествуя по этим маленьким мирам, зритель оказывался в роли эдакой Алисы в Стране Чудес!
Первое же пространство (“Ностальгия“) буквально воссоздавало бесконечные ряды полок, мимо которых летела Алиса, падая в кроличью нору. На полках хранятся милые сердцу артефакты, для кого-то диковинные, для кого-то привычные, но давно потерянные из виду – бархатная готовальня, подборка перезаписанных VHS-видеокассет, трафареты, старенький фотоаппарат “Кодак” – каждый может найти здесь кусочек собственного прошлого, любезно снабженный этикеткой с философской подписью.
Пространство “Спокойствие” представляло собой череду камешков, по которым можно было перейти через журчащий ручей, и посмотреть буквально в портал в бесконечность. И хотя вместо ручья на полу было стеклянное покрытие, ни один из посетителей в поле зрения не сошел с камешков. Вот они – детские воспоминания!
Зал “Смятение” показать не получится, потому что он представляет из себя темный лабиринт тяжелых портьер-кулис. Заблудиться в нем вряд ли получится, но ощущение давящего пространства и дезориентации и правда могло привести в смятение.
Зато потом можно было выдохнуть в зале “Вдохновение“. Это пространство оказалось заполнено густым “лесом” (а то и паутиной) из сверкающих хромированных отрезков в зеркальном лабиринте. Кажется, в нем и правда можно было потеряться – и вновь уподобиться Алисе в Стране Чудес.
Зал “Уют” тоже оказался довольно темным лабиринтом с мягкими стенами и разбросанными пуфиками, на которых можно было уютно поваляться. Что посетители выставки с удовольствием и делали.
На контрасте зал “Удивление” оказывался абсолютно белой комнатой с единственным цветным пятном – абстрактной картиной. Но спустя несколько секунд свет в зале менялся, и зрители с удивлением оказывались в пурпурной комнате с безумно разукрашенными стенами… Чтобы через минуту снова вернуться в белую пустоту.
Зал “Тревога” оказался лабиринтом из вертикальных черных трубок, между которыми, кажется, можно было пролезть, но просвет оказывался слишком узким – и приходилось выбираться назад, в тревоге от этой давящей вертикальной структуры.
А потом была “Стабильность“. Символом стабильности оказалась табуретка, твердо стоящая на четырех ногах. Много табуреток. Практически графитная решетка из табуреток. Стабильнее не бывает. Вот только эта устойчивость оказалась обманчивой – деревянный пол под ногами оказался ненадежным и шатким. Вот такая стабильность – ни шатко, ни валко!
Зал “Озарение” оказался похож на теплицу. В нем по стене струились лианы растений и росли грибы. Прямо как в джунглях. Вот такое озарение!
А в конце пути зрителя ждал настоящий “Праздник“. Абсолютно безумная комната, вся состоящая из оранжевых шаров и мандаринов! В этих шарах можно было буквально утонуть! Что посетители выставки с удовольствием и делали, окончательно превращаясь в детей.
В результате за короткий срок посетители испытывают настоящий аттракцион самых разных тактильных, зрительных, звуковых, эмоциональных ощущений. Выходя наружу, испытываешь одновременно головокружение и легкую грусть от возвращения в реальность. Вслед за Алисой хочется воскликнуть: “Это было очень странное место!”
Сайт выставки “Архитектура для людей”
Впрочем, следующая выставка оказалась не менее странной. Она так и называлась – “Русское Невероятное“. Об этом в следующий раз…