Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Экскурсия дошкольников в ТЕАТР

Сам себе РЕЖИССЁР → ЭКСКУРСИИ и ПОХОДЫ
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА → Методические советы по ОРГАНИЗАЦИИ игровых заданий


Драмтеатр офицеров Тихоокеанского флота во Владивостоке

Лилия Васильевна Гамкова
музыкальный руководитель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад №185 г. Владивостока»

Об экскурсии дошкольников
в театр офицеров Тихоокеанского флота (ТОФ)

 

Вступительное слово доктора педагогических наук, профессора Московского психолого-педагогического университета Вячеслава Михайловича БУКАТОВА

Приветствую всех участников «Педагогической весны» с пожеланием новых мыслей, идей, приёмов, от которых повседневная жизнь всех дошкольники в ваших детских садиках будет всё более и более комфортной для детишек, результативной для их родителей и радостной для вас самих, ваших коллег и сотрудников.

2025 – год защитника Отечества и 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Во всех образовательных учреждениях будут проходить разнообразные культурно-массовые мероприятия, направленные на укрепление национального единства и патриотизма. И в этом многообразии главное для всех воспитателей детских – сохранять детсадовскую специфику. И не спешить перенимать школьный стиль обучения и насаждать беседы, лекции, рассказы и доклады – больше уместные только в работе с детьми после кризиса 6-7 лет, когда «учебная деятельность» начинает быть ведущей.

Замечательный психолог Александр Владимирович Запорожец (1905-1981), один из любимейших учеников Л.С. Выготского, доктор педагогических наук, профессор, член Президиума Академии Педагогических Наук СССР,  основатель и директор НИИ дошкольного воспитания АПН СССР – настоятельно предостерегал от тенденции искусственного подстёгивания умственного развития детей. Вместо преждевременного включения ребёнка в учебную деятельность воспитателям следует обеспечивать амплификацию, то есть обогащать жизнь дошкольников различными игровыми впечатлениями, эмоциями, чувствами, возникающими у них в ходе игровых, коллективных, подвижных и увлекательных занятий. 

В настоящее время интересный педагогический опыт и ценные методические находки накоплены в Муниципальном бюджетном учреждении «Центр развития ребёнка – детский сад №185 г. Владивостока». О чём нам расскажет музыкальный руководитель центраЛилия Васильевна Гамкова

В нашем детском саду вместе со своей коллегой я веду театральный кружок. Обычно на занятиях, параллельно со специальными актёрскими упражнениями и играми, мы рассказываем детям о театральных профессиях. Во Владивостоке много театров, и почти все они в последнее время стали проводить для зрителей экскурсии в своё закулисье. Осенью мы собирались в Театр Молодёжи, но тогда не удалось набрать нужное количество участников, и поездка сорвалась.

Зато этой весной всё сложилось как-то удачно и само-собой. Увидела в репертуарном плане Театра офицеров Тихоокеанского флота (далее ТОФ), что  проведение для детей экскурсии по театру, созвонилась с администратором. И расспросив её что и как, решила организовать экскурсию для деток своего детского сада. Одна из коллег согласилась на своё участие. Тогда я обратилась и к родителям детей, посещающих театральный кружок (опускаю детали, связанные со сбором денежных средств и оформлением документов, необходимых для проведения экскурсии, их наверняка всем достаточно хорошо известных).

В назначенный день, а именно в среду 12 марта выдвинулись в 13:30 на автобусную остановку. (Решение добираться на рейсовом городском автобусе приняли мы. Родители были за отдельный заказной транспорт. Смогли их убедить, что ничего страшного с детьми за 20 минут в автобусе не случиться, зато впечатлений у них будет больше. С некоторых родителей пришлось взять согласие в письменном виде. А с теми, кто доверяли нам целиком и полностью, договорились устно.)

Выяснилось, что к нам присоединяется одна из родительниц и одна бабушка. Задача мгновенно облегчилась, так как на 17 детей уже было четыре сопровождающих взрослых.

Дети надели специальные дорожные жилеты и встали парами. Взрослые взяли в руки красные флажки. При чём старшие дети 5-6 лет взяли в напарники ребят 4 лет. То есть получилась наглядная ситуация, в которой старшие дети «несут ответственность» за младших. И наш караван отправился на остановку.

Не было предела фантазии

Пока ждали автобус номер 98, попутно знакомились с номерами маршрутов. Автобус какого маршрута подъехал на остановку? Где этот номер находится? Куда едет тот или иной автобус?

Ждали не долго. В автобусе людей было не много – время обеденное. Расселись по местам. Те ребята, кто знал буквы и умел складывать из них слова, с удовольствием читали все надписи, что попадались на глаза. Кто этого ещё не умел, учились у них или просто искали знакомые объекты и рассказывали, что, например, на папиной машине тоже такое видели.

Через 2-3 минуты одна из девочек у окошечка стала напевать тут же придуманную ею песенку: “Девять и восемь, вместе «девяносто восемь»! Это наш автобус мы едем в нём сейчас“. (Поясню, что не все дети знали число 98. А потому, когда мы высматривали на остановке наш автобус, я объяснила, что нужное число состоит из двух цифр 9 и 8, а вместе они обозначают 98. Я даже удивилась, что кто-то смог это запомнить и даже сочинить математическую песенку! – прям открытие для меня!)

Рядом со мной сидели двое детишек 6 и 4 лет. Услышав, как объявляют остановки, они пустились придумывать свои названия. Тут их фантазии не было предела. Остановки были на любой вкус: Мармеладная, Шоколадная, Монстровская, Динозаврская, Сказочная, Заляпанная (и много других; все вспомнить я не в состоянии)… Я же радовалась, что они с удовольствием поиграли с прилагательными.

Потом одна из девочек предложила сыграть в игру «Кто где был?» (и тут же сказала, что была в Таиланде [!] – «А где был ты?»). Следом ещё трое сказали, что тоже были в Таиланде. Но почему-то дальше эта игра не пошла…

После третьего звонка!

Через 20 минут мы доехали до главной площади города. Высадились из автобуса. Построились опять парами (каждый старшенький со своим малышком). И двинулись к театру.

  Зайдя в театр, поздоровались со встречающими нас людьми. Спустились в гардероб. Разделись, сходили в уборную.

Так как до начала экскурсии оставалось ещё 15 минут, отправились в театральный буфет. (Поясню, что в этот день дети остались без дневного сна. А полдник, положенный им по расписанию, мы взяли с собой. Вот его то мы и раздали детям.)
Хотя администратор театра и договорилась с работниками буфета, конфликта избежать не удалось. Директор буфета, стала громко объяснять нам, что это помещение у неё в аренде, и вообще у них скоро тут начнётся новое мероприятие, для которого им необходимо накрывать столы. Все наши заверения, что через 10 минут мы уйдём, оставив всё в чистоте, она как будто не слышала. (И всё же мы смогли пополдничать, после чего, убрав за собой, организованно ушли.) 

  На экскурсии кроме нашей группы присутствовали и другие горожане: дама средних лет, офицер с двумя сыновьями – примерно 13 и 8 лет, –  и молодая девушка, видимо студентка института искусств. Их мы встретили в фойе, когда вернулись из буфета.

И вот…  началось волшебство! Прозвенели три театральных звонка! К нам прямо в фойе, к гардеробу, вышли артисты, поприветствовали нас, и экскурсия началась.

Даже взрослым интересно

Надо сказать, что в ТОФе несколько залов, названия которых так или иначе связаны с историей флота России. Первый зал, куда мы пришли назывался Петровский. В честь первого русского императора Петра I, бюст которого мы увидели прямо между двумя входами в зал позади экрана с панорамой Владивостока.  К бюсту мы подошли(и, благодаря экрану, даже потихоньку пальчиками потрогали  – прикоснулись к самой истории).

В самом зале в это время, у артистов был речевой  тренинг. Мы тихонько вошли в зал, сели на поставленные полукругом стулья. Попросили извинить, за то, что немного помешали. Но артисты совсем даже не обиделись. Наоборот, предложили нам познакомится и рассказать, кто мы или о чём мечтаем.

В результате все постепенно перезнакомились. А потом дети даже поучаствовали в актёрском тренинге. Его конечно, слегка пришлось адаптировать для наших дошколят. Но всё равно взрослым было тоже достаточно интересно.

Вот эти два тренинга: (играли по 3-4 кона)
ВЕДУЩИЙ: По моему хлопку все должны ходить по всей площадке в хаотичном порядке. Но никто не должен натыкаться друг на друга.
Когда я произнесу слово «спектакль» – все останавливаются там, где их застало это слово. И сложив руки на груди, сказать трагическим голосом: «Бедный Ёжик

ВЕДУЩИЙ: По моему хлопку все должны ходить по всей площадке в хаотичном порядке, но никто не должен натыкаться друг на друга.
Когда я произнесу фразу «Пойдём в буфет», все присутствующие должны найти себе пару. Напарнику пожать правую руку. И с весёлой учтивостью предложить партнёру:  «Пойдём в буфет».

После этих тренингов, позитивно попрощавшись с артистами, мы вышли в коридор.

Реквизит можно было открыто трогать руками!

Далее мы пришли в Портретный зал. Так он называется не случайно.  Дело в том, что на стенах этого зала размещены фотопортреты всех-всех сотрудников театра. А ещё фотографии, сделанные с разных спектаклей. А также вырезки их старых газет со статьями об этом театре, который работает в нашем городе уже 90 лет!

А ещё в зале находился большой концертный рояль. Зрители обычно в этом зале собираются перед спектаклем. В нём мы особо долго не задерживаться не стали, а по большой и широкой лестнице поднялись в ещё один зал театра – Андреевский.

 

Там по жребию одному из участников экскурсии – школьнику – досталось право дать три звонка. После которых мы вошли в театральный зал.
Сразу стало понятно, что мы пришли в театр Тихоокеанский.К тому же в Андреевский зал, потому что он был выдержан в тёмно-синих, морских тонах.

  На сцене стояли декорации. Мы расселись в кресла. В зале медленно потух свет. И нам показали фрагмент пиратского спектакля «Карамба».
А когда в зале снова появился свет, ведущая пригласила нас войти в потайную дверь. За ней начиналась «Реквизиторская», с настоящим погружением в мир театра, в мир сказки.
В этой комнате всё можно было потрогать руками. Пощупать, надеть на себя и, примиряя реквизит, полюбоваться в зеркало.

Под нашу дудку

Вволю наигравшись мы вернулись в Андреевский зал. В конце зала была лестница (волшебная лестница), благодаря которой мы попали на балкон, где располагалась световая и звуковая аппаратура. Там мы познакомились со звукооператором.
Он разрешил ребятам поочерёдно на звукооператорском пульте нажимать кнопочку включения и выключения звука.

Когда мы включали звук, то на сцене артисты «плясали под нашу дудку».

Потом мы выяснили, что настоящего волшебства на сцене случиться не может, если и на сцене и в зале будут гореть все 70 софитов. Для настоящего волшебства необходим полумрак. И светооператор показал нам волшебную кнопочку. И когда по жребию один из наших малышей нажал её, то и мы увидели, как зал тут же погрузился в полную темноту.
Потом ребёнка-школьника поставили у световой пушки и объяснили, как её включать. И он стал лучом света, разрезать темноту.
И снова мы по очереди стали управлять светом и звуком на сцене. И артистам опять пришлось на самом деле «играть под нашу дудку».

А потом – О! Чудо! Нам разрешили пройти на сцену. А потом даже за кулисы!

С правой ноги!

Прежде чем попасть на сцену, нам объяснили, что в театре существуют свои традиции и профессиональные приметы. Чтоб спектакль получился хорошим, без всяких казусов и накладок, необходимо выходить на сцену с правой ноги. Сделав на память фото, актёры предложили нам попробовать себя в роли артистов.

И рассказали, что артисту необходимо для выступления:

  • грим
  • костюм
  • знание текста
  • красивая громкая чёткая речь

Тогда мы прошли в костюмерную и в гримёрки (мужскую и женскую). Там настоящим театральным гримом нас загримировали. И разрешили выбрать костюм. Так как спектакль, в который нас пригласили, (и фрагмент из которого мы уже посмотрели) назывался «Карамба», то и роли у нас были соответствующие. Мы играли разных пиратов.

Выйдя на сцену уже загримированными и облачёнными в костюмы, мы увидели, что занавес закрыт. Мы все встали в большой круг, сделали артикуляционную гимнастику, порепетировали боевой клич пиратов «Йё – хо – хо!».

  Заиграла музыка, занавес открылся, и мы стали частью спектакля «Карамба». Мы попали в шторм. Нас выбросило на берег. На нас нападал гигантский осьминог. Мы искали сундук с сокровищами и нашли его. А ещё нашли волшебный свиток, в котором было написано: «Коснись волшебного сундука рукой, загадай желание, и оно обязательно исполниться! А если желающих будет так много, что ты не можешь дотянуться до сундука, то смело клади руку на того, кто стоит рядом. И тогда волшебство передастся по цепочке.»
Вот так все мы загадывали желание. Когда спектакль закончился, публика аплодировала и кричала : «Браво!». А мы с удовольствием усердно кланялись и кланялись.

Основательнейшая база для дальнейшего формирования 

Потом мы смывали грим. Снимали костюмы.
Превратившись в обычных людей, оделись в гардеробе. Построились парами. И пошли на автобусную остановку.
В автобусе тихие и уставшие, переполненные впечатлениями дети ехали обратно. В свой детский садик. Кого-то родители забирали из театра. Кого-то встречали на остановке. Кто-то дошёл с нами до детского сада, где его потом забрали родители.
Так прошла наша экскурсия в самый настоящий театр. И никого это событие не оставило равнодушным. Были и слёзы (что кнопочку не дали нажать). Было и веселье. Был – страх и ужас (когда выползал гигантский осьминог). Но у всех без исключения остались самые теплые впечатления.
И каждый был по-своему счастлив, что ему удалось принять участие в этой незабываемой экскурсии, оставляющей в индивидуальном опыте у каждого дошкольника, принявшего активное участие в её проведении, серьёзную эмоционально-познавательную базу для формирования и поступательного развития многих психических ценностей, включая формирование патриотических чувств, эстетических переживаний и культурных установок.

 

Яндекс.Метрика