Узел СВЯЗИ → Отдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадок → Театрально-педагогические мастерские → «Кабинет П.М.ЕРШОВА»
___________________________________________________________________
.
Ершова А.П., Букатов В.М.
О Петре Михайловиче
ЕРШОВЕ
и его теоретическом
наследии
[фото 1989]
___Известно, что служению театру посвящает свою жизнь не более одного процента населения. Но то, чем занимается театральное искусство, может оказаться и оказывается интересным и важным для очень многих. Как-то О.Ренуара спросили, что важнее в искусстве – “как” или “что”? На это художник ответил: “Важно кто!”
___Каждый читатель неоднократно встречал газоны, зелень которых испорчена утоптанными косыми тропинками. На эти неискоренимые тропинки можно реагировать по-разному. Одни проходят мимо, по привычке ничего не замечая. Другие начинают перекапывать утоптанную землю, возмущаясь или сетуя на низкий культурный уровень прохожих (конечно, согласимся мы, в Петродворцовом парке или в Александровском саду с большим штатом садовников и блюстителей порядка мы такого безобразия не увидим). Третьи выкладывают эти тропинки декоративной плиткой, восстанавливая тем самым и внешний вид газона и заботясь о чистоте обуви прохожих.
___Наконец, реакция на «косое» творчество проходящих ног может заключаться и в появлении вопроса: а почему же это так происходит?; а почему строгая упорядоченность газонов повсеместно вызывает у прохожих желание «срезать углы»?; что за стремление лежит в основе этого желания и каковы истоки этого стремления?
___Любая мелочь окружающей нас жизни может привести к подобным вопросам, недоумениям, проблемам, хотя сами эти вопросы, недоумения, проблемы возникают далеко не у каждого.
___Например, то, что у некоторых существует страсть к пьянству – давно и очень хорошо известно. Известен и диапазон реагирования на него окружающих: от негодования и объявления борьбы с пьянством – до жалостливого соболезнования и даже (!) одобрения (пример из народной мудрости – «кто пьян да умен – дважды силен»; или «in vino veritas» – истина в вине). И если сам вопрос о причинах пьянства ставился часто и решался по-разному, то вопрос о разнообразии диапазона отношения к этому явлению возникал в головах мыслителей гораздо реже.
___Или мода. Стремление одеваться в более или менее модную одежду характерно многим, особенно женщинам. Но редко кто задается вопросом – почему в одни времена женщины, следуя нормам моды, оголяли колени, закрывая грудь по горло облегающим свитером-водолазкой, тогда в как другие – сколь можно больше оголяли грудь, пряча под длинными подолами даже изящные туфельки? И, конечно же, размышление о причинах редкого появления подобных вопросов о моде возникали еще реже.
___В театральном искусстве – актерском и режиссерском – внимание к разного рода и разных уровней явлениям окружающей нас жизни концентрируется. И именно театральная деятельность, в конечном итоге, привела Петра Михайловича Ершова к разработке целостной концепции человека.
___Желание понять человека – невидимую логику его страстей, чувств и поведения – явилось той основой, которая, помогая П.М. Ершову продвигаться в театральной работе от актерско-исполнительской до режиссерско-педагогической деятельности, привела его к деятельности научно-исследовательской, расширившей рамки сугубо театральных интересов и выделившей имя П.М. Ершова из числа тех, кто писал и пишет о театральном искусстве.
.
___Петр Михайлович Ершов (1910 – 1994) родился в дворянской семье Тульской губернии, в семье, одухотворенной просветительской деятельностью. Мать – Александра Алексеевна Ершова (урожденная Штевен) – была в свое время известным организатором крестьянских школ в Арзамасском уезде. Она неоднократно консультировалась по вопросам народного просвещения с Л.Н.Толстым, С.А. Рачинским, В.Г.Короленко, но ее деятельность в 1896 году была запрещена, несмотря на поддержку обер-прокурора Святейшего Синода К.П.Победоносцева. Отец – Михаил Дмитриевич Ершов – в первые месяцы первой мировой войны был назначен губернатором Воронежа. В семье высоко ценились и поддерживались непопулярные в среде либеральных дворян реформаторские идеи П.А.Столыпина.
___В годы с восемнадцатого по двадцать третий семье пришлось перенести много горя и тягот – скоропостижную смерть отца, потерю старших сыновей, многочисленные переезды, арест матери в Харькове (из тюрьмы она была освобождена стараниями давнего соратника по общественной деятельности В.Г.Короленко).
___После окончания гражданской войны трое детей из оставшихся в семье Ершовых работали в образцовой подмосковной сельскохозяйственной артели “Красная Горка”, где старшеклассник Петр Ершов на скотном дворе ухаживал за лошадьми, коровами и свиньями. Позже, когда многочисленный дворянский контингент был удален из артели, хозяйству доверили право быть спецколхозом для обеспечения Кремля молоком, мясом и овощами. А Петр Ершов содержит себя, мать и сестру, работая чертежником в Московской горной академии, а летом – лаборантом в геологоразведочных партиях.
___Зимой семья Ершовых часто посещает спектакли московских театров, пользуясь помощью близко знакомой семьи известного актера и руководителя Малого театра, народного артиста РСФСР князя А.И.Сумбатова-Южина. Театральные увлечения Петра Ершова приводят его сначала в театральный кружок И.М.Рапопорта, а в 1932 году – в театрально-литературные мастерские А.Д.Дикого.
___Напомним, что в первые три десятилетия ХХ в. наблюдался каскад художественных экспериментов и неистовых исканий новых эстетических теорий. Это, безусловно, было подготовлено всем предшествующим ходом развития русской культуры и похлеснуто внезапным смешением всех слоев общества в результате бурных социально-исторических событий. В водовороте были задействованы все виды искусства: и живопись, и архитектура, и музыка, и литература, и, уж конечно, театр.
___Одни в культуре ниспровергали старое, другие активно его защищали, третьи с неимоверной быстротой конструировали новое, четвертые, перелопачивая старое, открывали в нем удивительную новизну, параллельно подводя под новоделы добротный старый фундамент. Равнодушных почти не было, так же как почти не было и единомышленников. Нам предстоит еще долго открывать и осваивать то, что было тогда наработано, задумано, начато или завершено.
___К самому младшему поколению этого периода, к поколению, тогда еще не успевшему осознать и оформить свою самостоятельность, но вместе со старшими вскоре хлебнувшему чашу терпкого (а для некоторых и горького) сталинского режима, к поколению, донесшему до нас, несмотря ни на что, эстафету преемственности в стиле жизни, воззрений, строе мыслей и дел, принадлежал и Петр Михайлович Ершов.
___Его профессиональная театральная деятельность началась с 1932 года, когда он в возрасте двадцати двух лет поступил в театрально-литературную мастерскую при Комиссии содействия ученым (Дом ученых). Протежировала мастерскую М.Ф.Андреева – личность в те годы очень известная и влиятельная. Блестящая актриса (расположения которой в свое время добивался Савва Морозов), член большевистской партии, друг Ленина, жена А.М.Горького – М.Ф.Андреева была поклонницей таланта А.Д.Дикого и старалась в те, трудные для быта годы, создать все условия для нормальной работы руководимой им студии-мастерской.
___Алексей Денисович Дикий, человек трудной судьбы, являлся одним из талантливейших представителей русского театра. Ему, как и шестнадцати его товарищам, в 1927 году в связи с уходом из отчего дома (МХАТ-2) специальным постановлением Наркомпроса было присвоено пожизненное звание артиста Художественного театра. Спектакли Алексея Денисовича часто становились событиями в художественной жизни страны. Народный артист СССР А.Д.Дикий был известнейшим исполнителем в фильмах военных и послевоенных лет ролей русских военачальников (Кутузова, Нахимова) и “вождя всех времен и народов” Сталина (ради этой обоймы киноролей он, видимо, и был досрочно освобожден из заключения).
___Дикий был не только замечательным практиком, но и теоретиком, чьи режиссерские принципы надолго опередили свое время.
___Для проведения уроков актерского мастерства он пригласил в свою студию также замечательного и удивительного актера В.О.Топоркова, страстного сторонника “поздних” идей К.С.Станиславского. Параллельно преподаванию в студии В.О.Топорков участвовал в домашних репетициях Станиславского. Для студийцев создалась уникальная ситуация – от Топоркова они из первых рук получали информацию о том, как опять по-новому Станиславский работает с актерами, методом физических действий выстраивая на площадке уникальную атмосферу подлинности и правды. А от Дикого студийцы получали лучшие ценности театрального искусства, накопленные до периода 30-х годов ХХ века, – ценности, которые по крупицам вместе с молодыми К.С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко собирали и Е.Б.Вахтангов, и М.А.Чехов, и В.Э.Мейерхольд, и А.Я.Таиров, и сам А.Д.Дикий. Знаменитые заповеди Дикого будут неоднократно приводиться П.М.Ершовым в лекциях и работах. Вторую книгу он посвятит светлой памяти своих великолепных учителей – А.Д.Дикого и В.О.Топоркова.
___В студии П.М.Ершов очень скоро почувствовал, что театральная деятельность позволяет осуществляться его глубинным интересам к тому, что происходит с людьми. Этот интерес все более и более четко начинает проявляться в театральных работах и теоретических исканиях Ершова, а с 80-х гг. становится ведущим в его практической и научной работе.
___После окончания студии Дикого внешние вехи жизни П.М.Ершова достаточно типичны для работника искусства того времени: работа актером в театре (во время войны – во фронтовом театре), режиссерская деятельность, преподавание в театральных заведениях: при Малом театре, МХАТе, в Московском институте культуры, студии “Современник”, Дальневосточном институте искусств. Публикации теоретических статей в журнале “Театр” (одна из которых вызвала бурную дискуссию о методе К.С.Станиславского). Поездки по стране с рецензированием спектаклей, лекциями, выступлениями, постановками. Создание и руководство молодежной экспериментальной театральной студией.
___Еще в 1947 году, сразу после защиты в ГИТИСе кандидатской диссертации по крайне спорной в то время теме “Проблема материала в актерском искусстве”, П.М.Ершов начинает работу над текстами, оформившимися потом в связанные между собой единством методологии книги: “Технология актерского искусства” (1959; 2-е изд. – 1992), “Режиссура как практическая психология (Взаимодействие людей в жизни и на сцене)” (1972), “Темперамент. Характер. Личность” (1984; в соавт. с П.В.Симоновым), “Происхождение духовности” (1989; в соавт. с П.В.Симоновым и Ю.П.Вяземским), “Потребности человека”(1990); “Искусство толкования“, которое, к сожалению, только после смерти автора была опубликована (1997).
А.П.Ершова, кандидат педагогических наук
В.М.Букатов, доктор педагогических наук
.
.
.
.
.