Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

9.От скованности нет и следа[9.1-9.7]

Разбор ПОЛЁТОВАрхив ГОСТЕ/РОЛЕВЫХ и взаимоГОСТЕВЫХ уроковВзаимоГОСТЕВАЯ методика …Взаим/гостев.УРОКИ [содержание]

_____________________________________

.

[=9=]

В.М.Букатов: Взаимогостевые уроки как один из вариантов «гостевых технологий» повышения педагогической квалификации // Часть первая // Взаимогостевые уроки: из городской школы в сельскую

9. От былой скованности нет и следа [9.1-9.7]

9.1. Урок начался с упражнения «Колечки», как я ещё в Москве и договаривался с учительницей (до планирования гостевого урока «Колечек» она не знала, поэтому раньше их не использовала). По тому, как она начала упражнение я понял, что в своем классе она на этих «Колечках» хорошо потренировалась.

Только вот в ее родном московском классе около 30 учеников, и поэтому упражнение «Колечки» там происходит и проще, и активнее, и азартнее. Вот учительница и рассчитывала, что здесь нечто подобное возникнет само собой. Ан нет – 5 учеников и все как вареные: спустя рукава передвигаются, и вместо дружного хора: «Мы готовы!» – мямлят что-то невнятное.

И хотя это был не провал, но и успешным такое выполнение несчастных «Колечек» назвать было нельзя. Это обстоятельство почти совсем подкосило учительницу, но тут она, следуя своему плану, предлагает ученикам взять с ее стола цветные лепесточки и, как она выразилась, «разбросать по классу».

И эти пять учеников с удовольствием подбежали к столу, похватали лепесточки и кто стал их аккуратно на полу укладывать, а кто и действительно – как сама учительница сказала! – подбросил их вверх, так что, упав, некоторые из них легли цветными рубашками вверх, а некоторые вниз…

.

9.2. Учительница видит, что ничего страшного не произошло, и предложила перевернуть лепестки так, чтобы не было видно, что там написано. Дети и это с удовольствием выполнили. И вот тут все дидактические страхи у учительницы развеялись и на уроке началась нормальная жизнь.

А ученики по считалочке выбрали ведущего. Он стал «судьей», который сначала заказывает цвет (первым ведущим стал мальчик, который заказал зеленый цвет). Все бросились собирать зеленые лепестки, перевернули их и у доски они должны были построить число. А на лепестках были цифры и слова – [1 и «тысячи»], на другом – [500 и «единицы»], на оставшихся – [2 и «десятки»], [0 и «сотни»].

Стали они думать, какое число из этой абракадабры можно составить. 500 – вроде самое большое. Ученик с этим лепестком встал первым. А тот, у кого был 0, встал последним. Встали они и молчат. Тут я с последней парты подсказываю (и им, и учителю-гостю): «Ну если готовы, то хором получившееся число и произнесите». Ученики опять стали шептаться, потому что не знали, что говорить. Потом с грехом пополам какое-то число произнесли, а тут судья как заправский знаток им говорит:

– Нет, неправильно.

И говорит так уверенно, что ученики тут же – в тесной кружочек и давай шептаться и кумекать, что же такое должно у них получиться. И вот дружно произносят вторую версию, а судья опять говорит:

– Нет, неверно. Вы повнимательнее на свои лепестки посмотрите.

Тут до учеников начинает доходить, что действительно в задании есть скрытая каверза – и сотни, и единицы, и тысяча…

.

9.3. Поясню, что по первоначальному планированию учительница хотела «повторение пройденного» проходить в поэтапно усложняющейся последовательности. Сначала сочетание попроще, например, 7 «тысяч», 6 «сотен», 4 «десятка», 3 «единицы». Дескать, семёрка больше и четвёрки, и тройки, поэтому многим ученикам, даже тем, которые ещё путаются в разрядах чисел, захочется семёрку на первое место поставить. А потом, когда пойдут другие сочетания, они будут меньше ошибаться.

Но во время консультации я уговорил учительницу «не стелить соломку» и от такой искусственной и псевдометодической последовательности отказаться. То есть всё делать вперемежку. Вот ученикам сразу и достался самый каверзный вариант (он как на грех пришелся на зеленый цвет «заказанный» первым ведущим).

.

9.4. Итак, дети все три раза правильно ответить не смогли. Но при этом они реально думали, реально друг с другом разговаривали и к тому же один из них реально их судил и настаивал, что они неправы. Интуиция справедливо подсказала учительнице – всё, что происходит, просто великолепно и полезно не только сидящим на последней парте коллегам, не только ей самой, но самое главное – самим детям.

Правда, после того как прозвучал третий (!) неверный ответ (это при коллегах-то-зрителях), учительница несколько замешкалась: как же ей быть? объяснять ли детям, какой ответ должен был получиться, или делать что-то другое?..

Тогда я решил опять вмешаться и прийти на помощь. Знаками предупредив учительницу о вмешательстве, выхожу к доске и говорю ученикам:

– В играх часто есть только три попытки. Они у вас были, но правильного ответа вы так и не нашли. Значит, выиграл судья».

Поэтому судья теперь сам назвал число, какое должно было получиться. В знак согласия ученики хором (правда весьма нестройным) повторили его вариант ответа. И чтобы по-режиссёрски «оформить» ситуацию я продолжил своё вмешательство:

– Отлично! Но раз победил судья, то давайте на доске сделаем две колонки: одна для «судей», другая для «математиков». В первую ставим плюс, во вторую – минус. Кто следующий?»

Особо отмечу, что предыдущий судья был очень горд тем, что и плюс получил, и сам этот плюс мелом на доске в нужной колонке поставил. Так что ситуация получила вполне ясное игровое оформление. Что по достоинству оценила и сама учительница и коллеги-зрители.

.

9.5. Ученики опять живёхонько по считалке определили следующего судью-ведущего. Им оказалась девочка, «заказавшая» красный цвет. И ученики бросились собирать красные лепестки и опять же думать, какое же число у них из этих лепестков может получиться.

И тут я поймал себя на мысли, что прошло всего десять минут урока, а от былой скованности нет и следа. И хотя на уроке учеников-то всего пять, а взрослых учителей аж семь, – никакой напряженности уже не чувствуется. Полное впечатление, что идет нормальный и для детей весьма интересный урок. Что ведет урок «родная» учительница, а никакой это не «столичный гость», который первый раз в жизни видит этих детей.

Порадовался я за учительницу и за класс и побежал в кабинет истории смотреть, как дело обстоит там. А за минут десять до звонка я опять заскочил на математику к четвероклассникам посмотреть, как там у них сюжет развивается…

.

9.6. Всё оказалось очень великолепно. Две группки учеников (2+3) вовсю сочиняли задачи по числовым данным. Одна группа сочинила про муравьев, другая – про черепах (названия персонажей они наугад вытягивали «из шапки»).

Ученическое обсуждение шло полным ходом. Причем там, где малая группа была неполная (то есть всего пара), мнения разделились и в результате в тетрадях было записано два варианта (!) задачи с одними и теми же числовыми данными и персонажами.

Потом группы менялись «гнездами», проверяли запись сочиненной задачи, решали ее и записывали решение и свой ответ . А вернувшись в свои родные «гнезда», проверяли, правильно ли соседи смогли решить сочиненную ими задачу.

Следует отметить, что учительница планировала эту работу как главную и отводила она на нее чуть ли не пол-урока. Выполнили же они ее буквально за 5–7 минут. А всё потому, что дети были разогреты, то есть приведены в очень хорошую рабочую форму…

.

9.7. Сильное впечатление этот урок произвел  на учителей из-под Серпухова. О социо-игровой педагогике они впервые тогда узнали на Соловейчиковских чтениях, которые проходили в самом начале октября. Там они и сошлись с учителями московской школы, которые начали готовиться к гостевым урокам. И уже тогда они напросились принять участие в роли «свидетелей».

И вот увидев своими глазами не просто «открытый урок», а особую разновидность гостевых уроков (о чем они были особо предупреждены), почувствовав  как это здорово «прыгать выше своей головы» и как хорошо, что в отличие от традиционных «открытых уроков» никогда шею не сломаешь, они из класса на перемену выходили уже не зрителями-свидетелями , а явными фанатами социо-игрового стиля обучения. Так что после урока математики в четвертом классе в нашем полку «ста тридцати трёх зайцев» – прибыло.

..

.

вернуться к перечню параграфов

.

открыть продолжение в новом окне

Разбор ПОЛЁТОВАрхив ГОСТЕ/РОЛЕВЫХ и взаимоГОСТЕВЫХ уроковВзаимоГОСТЕВАЯ методика …Взаим/гостев.УРОКИ [содержание]

.

Яндекс.Метрика