меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Зря или нет?

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ о своих пробах в социо-игровой стилистикеТребуется время… (биология, 7 кл)

______________________________________________________________________

 

Требуется время, чтобы построить мост // Письмо-отчет Елены Мартыновой (биологический факультет МГУ) о проведенном уроке в школе c ответными комментариями и репликами доктора педагогических наук В.М.Букатова

 

Ответные комментарии В.М.Букатова

Комм. 2. Зря или нет?

 

 

 

___Как выясняется, уважаемая Елена, первую часть урока вы потратили, скорее всего, не зря.  Попробую своё мнение доказать, раскладывая всё по полочкам.

Невольное преувеличение

___Когда вы пишите, что 5 минут ушло на передвижение парт и ещё 5 минут на объединение в группы, я думаю, что вы невольно преувеличиваете. Ведь время по секундной стрелке вы явно не засекали. А когда учитель нервничает, то результат его замера времени «на глазок», всегда бывает о-о-очень далёк от истины.

___Теперь о целесообразности ваших первых заданий — перестановки, построения и деления на команды. Их исходная цель — создать в классе новую (непривычную) мизансцену, «легализовать» двигательную активность учеников и обеспечить условия для неформально-делового общения семиклассников между собой по ходу урока. Всё это и было вами сделано (пусть даже в несколько неприемлемой и/или неожиданной для вас форме). В результате этих «провальных» заданий класс начал проявлять такую интеллектуальную активность, что все семь пунктов плана, были — не худо и не бедно! — выполнены.

О каверзной ловушке социо-игровых затей

___Конечно, вам бы хотелось, чтобы все происходило элегантно и слаженно, то есть «без сучка и задоринки». Но, во-первых, не всё же сразу. Когда вами будет накоплен соответствующий опыт, тогда и появится организационное мастерство и ему сопутствующая грациозность исполнителей. Но ожидать подобное уже на первом уроке — безрассудство. Которое, кстати, весьма распространено и среди студентов, и среди учителей.

___Во-вторых, желание, чтобы разминочные (вспомогательные) задания проходили на уроке «как по маслу», для многих учителей оказывается своеобразной ловушкой для их социо-игровых затей. Часто в письмах-отчётах приходится встречать учительские сетования на то, что ученики, выполняя задание — строились, переставляли, делились — то «с грехом пополам», то кое-как, то с ошибками. Но если ученики разминочное задание выполняли сразу безошибочно и молниеносно, то это значит, что его можно было и не задавать (!).

___Подчеркнём, что задания этого типа вносят в урок свою психотерапевтическую лепту именно благодаря неудачам учеников и ими допускаемым ошибкам. Дело в том, что дети, видя свои «игровые» погрешности и досадуя на них, приводят себя в рабочее состояние (то есть мобилизуются). Что потом и позволяет их учителю продуктивно и темпераментно осуществить на уроке то, что было им запланировано.

___Если же класс не готов к работе, то все учительские задания, начинания, просьбы (или предложения) сделать или выполнить начнут «повисать в воздухе». И только отдельные одиночки попробуют «впрячься» в работу. Поэтому учителю ничего не останется, как по более или менее успешному продвижению в новом материале этих одиночек, судить об итоговой результативности своего урока. Заочно приписывая эту результативность формальному присутствию на уроке всех остальных учеников класса.

Не хотели, но были вынуждены

___Вспомним, что у каждого учителя есть свои любимые способы приведения класса в «рабочую форму». Львиную долю в них занимают разные градации учительских выговоров: от грозных разносов до добродушных пикировок.

___Но помимо этих приёмов есть и социо-игровые способы, заряжающие класс и внимательностью, и деловой инициативностью, и сплочённостью. Но учителям частенько кажется, что потратить на их выполнение 5-7 минут урока — непозволительная роскошь. Уж лучше — обычно считают они — пойти по пути урока-монолога, объясняя новый материал «самому себе». Или по пути урока-распекания, то и дело прерывая свою речь постоянным одергиванием то одних учеников, то других.

___И вот что удивительно. Тратить время урока на объяснение «впустую» или на ежеминутное распекание класса большинству учителей не жалко: дескать, мы же не хотелиа, но были вынуждены. А вот потратить — даже, например, хотя бы только половину (!) этого времени — на проведение какого-нибудь игрового способа приведения учеников «в чувство» — жалко! И не только времени, но и сил…

___А силы свои на проведение урочных оргмоментов каждому учителю, конечно, тратить приходится. В основном у него они уходят на собственную выдержку! И к этому надо быть готовым.

___Хотя конечно, некоторые учителя предпочитают, если и тратить свои силы, то автоматически. А именно на то, чтобы перекричать класс. Ведь повышение голоса — эффективный, но уж очень примитивный способ удержания инициативы (о «рычагах наступления» см. «Мелкоскоп игровой дисциплины» в моей книжке «Педагогические таинства дидактических игр»).

Навязывать ли ученикам свои планы или открывать им глаза?

___В рассказанном уроке приём «Кто-о меня-я слы-ы-ышит?» был применён своевременно. Но сил на выдержку у учителя не хватило. Увидев, что его никто не услышал, он запаниковал и пошёл по пути наименьшего сопротивления…

___А всё дело в том, что когда вы сами, — уважаемая Елена, — вместе с другими студентами присутствовали у меня на занятии в роли «ученика», то услышав мою очень тихую речь (чуть громче шёпота), наверняка решили, что я только-только начал говорить. Но вспомните-ка, аудитория в МГУ была большой и «бестолковой» (акустика отвратительная). Народу много. И на мои первые четыре фразы вообще никто не обратил внимание. Никакого.

___Но я, как ни в чём не бывало, продолжал тихонько перечислять разнообразные движения: поднять (опустить) руку (руки); встать (сесть); потрясти кистью и т.д. И только на пятую фразу-команду в двух рабочих шестёрках, работавших впритык к моему преподавательскому столу, впервые обратили недоумённое внимание на мои пришепётывания. В одной команде — двое человек, в соседней — трое.

___Ещё две фразу ушло на то, чтобы они сообразили, что нужно начать выполнять услышанное (привлекая своим странным поведением внимание и своей группы и соседней). Когда треть аудитории выполняли мои «тихие команды», тогда я попросил, тех кто-о меня-я слы-ы-ышит хлопнуть в ладоши два раза.  Это действие слишком «прямолинейно» связано с привлечением ученического внимания, поэтому я его (и ему подобные) всегда приберегаю «на закуску».

___А у вас терпения дождаться, когда хоть кто-нибудь услышит сам, — не хватило. И вы пошли напролом. В результате вы получили (к счастью!), чего добивались: всё внимание учеников оказалось направленным на вас. Но очевидно, что если вашим приёмом злоупотреблять, то ученики перестанут на него позитивно реагировать…

___Ну а если бы у вас сил на выдержку хватило, то тишина бы и внимательность возникли бы как бы «сами собой», открывая глаза учеников на естественную необходимость всем следовать премудростям делового этикета…

___Но чтобы школьный учитель позволил своим ученикам приблизится к их собственному пониманию (открытию) подобной житейской премудрости, ему на уроке нужен особый настрой, умение «держать себя в руках» и брать «волю в кулак».

___Потому что для педагога выдержка значит очень многое…

 

.

вернуться к тексту письма Е.М.
с перечнем реплик и комментариев В.Б.

.

.

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ о своих пробах в социо-игровой стилистикеТребуется время… (биология, 7 кл)

.

.

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика