меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Требуется время… (биология, 7 кл)

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ о своих пробах в социо-игровой стилистикеТребуется время… (биология, 7 кл)

_______________________________________________________________

Письмо-отчет Елены Мартыновой (биологический факультет МГУ) о проведенном уроке в школе и ответные комментарии и реплики доктора педагогических наук В.М.Букатова

оТребуется время, чтобы построить мост .

Мне довелось провести урок биологии в 7 классе по теме «Органеллы клетки». Это был мой первый урок. Я очень волновалась и долго готовилась. Сначала мне посоветовали походить на уроки этого класса как биологии так и других дисциплин, чтобы познакомиться с детьми и структурой подачи материала.

Моим куратором была учительница биологии, у которой я училась сама, когда была школьницей (я попросила ее помочь пройти педагогическую практику, и она любезно согласилась).

… едва не отказалась от мысли

Нужно сказать, что школа моя — языковая, а следовательно настраивает изначально на «гуманитарный» лад. А в совокупности с отсутствием грамотных преподавателей географии, информатики, физики и химии у школьников неизбежно появляется мнение, что естественные науки «не для нас» и «нет ничего скучнее».

Другая проблема в нашей школе — контингент. Процент поступающих «по прописке» с каждым годом становится все ниже, а процент детей с богатыми родителями растет. Дети часто плохо воспитаны и считают что им все позволено. Очень плохо принимают новеньких учителей и испытывают их «на прочность» хамством и наглостью. Также существует и проблема национальных отношений. Но в общем, не считая мелких проблем, есть над чем работать.

Посещая уроки я с ужасом поняла, что учителя идут на поводу у детей, боясь конфликтов с родителями. Но при этом, несмотря на «помехи», стойко ведут традиционный урок до конца. Мне стало так жутко, что я едва не отказалась от мысли когда-либо преподавать, но любопытство и стремление хоть что-нибудь поправить в существующей системе образования перевесили, и я решилась.

… и никакого внимания…

Четко понимая, что урок, построенный по принципу вопрос-ответ, всего лишь будет символизировать процедуру усвоения материала, заданного на дом, и объяснение учителем новой темы в режиме лекции. Считая, что традиционный подход приведёт к срыву урока, я решила объединить его с социо-игровым.

Я написала план урока. Морально подготовилась. И получив «добро», пошла.

Перед тем, как вместе с учительницей переступить порог класса, еще раз напомнила себе, что в сумме на традиционную и социо-игровую части приходится по 20 минут. И мы вошли.

У нас класс замолкал сразу, а тут шум, беготня и никакого внимания. Стоит моя бедная учительница и ждет. Стою я в сторонке и почти сползаю по стенке от страха. Хоть беги!! Но… поздно.

После того, как меня представили, мне уже почти ничего не оставалось, как начать урок. 35 пар глаз смотрят на меня, а я с ужасом понимаю, что для построения по алфавиту просто нет места. И что любое телодвижение в классе травмоопасно.

Пришлось начать с  перемещения парт.

… воспринимают как отсутствие…

Сначала ребята поставили все парты буквой П. Но потом я осознала, что вылезти им из-за парт в центр — колоссальный труд. И классу пришлось снова потрудиться. В итоге по 2 парты сдвинули для каждой из шести команд (примерно по 6 человек), оставив проходы, чтобы ребятам можно было бы просочиться. Центр же опять остался свободным.

На перестановку парт потратили примерно 5 минут. Это обстоятельство придало мне нервозности.  Ведь тема должна быть освещена, и пресловутый план надо выполнить.

Далее строились по десятой цифре номера мобильного телефона, оживление было невероятным, народ бегал, падал, толкал соседей. С грехом пополам построились. Разбились на группы по принципу «ручейка». Объединились в группы по три пары (ученики, оставшиеся без пары, могли выбирать, к какой команде примкнуть).

Еще потратили 5 минут и группы расселись. В плане было еще «кольцо» для перемещения по часовой стрелке всех групп в середине урока, но по ходу урока пришлось отказаться от подъема и пересадки целого класса (на мой взгляд, для рядового урока — это неудачная идея).

Итак, расселись, но уровень шума повысился. И к нам пришли из соседнего класса с претензией. Это добавило мне неприятных переживаний.

Я попробовала «кто меня слышит?», но… меня никто не слышал!! Никто!!

Тогда я не нашла ничего лучше, как отбить себе руку о крышку стола одной из команд. Тишина наступила мгновенно и по-настоящему гробовая. Может, этот способ детям привычнее и понятнее, а может просто эффект неожиданности — я не знаю (см. последний параграф в Комм.2).

Но в тот момент мне стало совершенно ясно, что между свободой социо-игрового урока и статичностью традиционного — ПРОПАСТЬ. Что социо-игровой урок дети воспринимают как отсутствие работы, обучения, и вообще урока. Они словно на перемене. И требуется время, чтобы построить мост и научить детей быстро и легко переключаться.

… хотя мы этого и не видим…

Вслед за ясностью злость стала уходить. Но состояние истерики по поводу фактического срыва урока и собственного позора перед учителем (сидящим за стенкой) не отступало. Все это неприятно мучило.

И я молчала, молчали и дети. Почему-то их молчание и внимание подействовало на меня успокаивающе. Я поняла, что материал уже не изложу, что на следующем уроке изучаемая тема явно будет объяснена им заново. А мне только и остается, что играть…

И началось мое собственное совместное с детьми погружение в увлекательный мир клетки. В мир уникальности, микроскопичности, взаимосвязанности «на молекулярном уровне». Погружения не столько теоретического, сколько на уровне ощущения, что все движется и как-то там живет, хотя мы этого и не видим глазом.

1. Написали стишок на доске, что вообще у клетки есть. Точнее, команды рисовали структуры и отдельно записывали. Это нужно было делать быстро — то есть бегом. Каждая команда получала баллы. Потом, отдельным этапом, подписывали то, что нарисовали (соседи? — В.М.), выбирая из списка (то есть из стихотворения на доске? — В.М.).
2. Читали текст «с пробелами», дописывали и проверяли (неужели без всяких «обживаний»? вы рисковый человек! — В.М.).
3. Читали учебник — 3 человека одну страницу, 3 человека другую страницу из команды (если дружным хором — великолепно! или всего лишь «про себя»? и неужели целую страницу? Зачем так много?! — В.Б.).
4. Потом команда писала (если по памяти, то хорошо — В.М.) общий текст, зачитывала, и другие команды оценивали, исходя из полноты (получается, что «для чтения» у всех команд были одни и те же страницы, если так, то — замечательно! — В.Б.).
5. Записали ряд определений (в тетрадях? своих? или соседских? или на доске? — В.М.).
6. Каждая команда получила по одному вопросу и высказалась после минутной подготовки. Везде оценивалась «полнота ответа», если другая команда дополняла, то ей тоже начислялись баллы.
7. Напоследок мы попробовали построить модель функционирования клетки из учеников. Получился полный «бардак», но все остались довольны. (См. Комм.1)

В конце урока все вместе посчитали баллы, тщательно записываемые весь урок на доске. Объявили победителя.

Все задания выполнялись на основании лимитированного времени (именно этому я вас и пытался научить! — В.Б.), так как первую часть урока мы потратили зря (см. Комм.2).

… выяснила для себя…

Урок дал мне бесценный опыт. И темы для размышлений.

Когда я сама была школьницей, то мечтала о том, как бы уроки вела я сама. Мне хотелось именно группового обучения, интеллектуальной соревновательности.

Я видела теорию в чистом виде, как словарь терминов. А остальное — размыто и на пальцах. Домашняя работа мне представлялась в заучивании терминов. Проверка — в быстром воспроизведении формулировки. Или в объяснении смысла -ученики могли выбирать. Оценка индивидуальна. Остальное — соревнование групп.

Сейчас, после проведения урока с использованием социо-игровой методики я выяснила для себя следующее:

I. В школе, где принято проводить урок классического типа, учителю, желающему работать с живыми мыслящими детьми очень трудно. Нужно брать классы, и с самого начала их вести. Чтобы лесенка между классическим уроком и социо-игровым методом выстроилась, и ребенок ощущал себя «на уроке». (См. репл-комм(I) – В.Б.)

II. Я сторонник комбинированного метода обучения. (См. репл-комм(II) – В.Б.)

III. Уроки по предмету принципиально должны быть спарены. (См. репл-комм(III) – В.Б.)

IV. Домашнее задание предпочтительно творческое и обязательно словарь. Здесь я не изменила своих взглядов. Для меня словарь — ведущая базовая часть, без нее нет понимания, о чем речь. А механизмы можно проиграть. Что касается чтения учебника — это занятие кажется мне бесполезным и даже вредным. Можно обсудить какие-то статьи на подходящем уровне. Дать доклад вместе с материалом или помочь его найти, устроить конференцию по исследовательским работам. Составить кроссворд, написать рассказ на тему. И обязательно дать возможность выбора формы, а потом обсудить в классе работу каждого. Ведь дети интересуются разными вещами, а школьную программу биологии можно дать за 2 года в старшей школе. (См. репл-комм(IV) – В.Б.)

V. Еще одно откровение — дети плохо работают сообща. Есть лидер, а остальные просто ждут, что он скажет. Поэтому крайне важно развивать способность работы в коллективе, так называемый «принцип плеча». (См. репл-комм(V) – В.Б.)

VI. Также трудность состоит в том, что со стороны Министерства образования и методистов наблюдается давление на творчески настроенных учителей. Ведь первая же городская контрольная снизит рейтинг школы, а за этим последует и снижение финансирования и престижа. Поэтому проблема индивидуальных контрольных работ очень значима. Если дети работают только в группе, смогут ли они рассчитывать только на себя. (См. репл-комм(VI) – В.Б.)

VII. Шум в классе раздражает других учителей, ведь должна быть тишина. (См. репл-комм(VII) – В.Б.)

VIII. Проблема «погружения». Если бы школа давала образование из блоков дисциплин, то погружение было бы полным, а знания прочными. Например, две недели идет блок биологии с определенной тематикой (с практикумом и итоговой работой, потом другой предмет; а еще лучше каникулы — экскурсии в театры, музей, поездки в другой город, в лес). Тогда все прекрасно. А если в день мимо проходят до шести предметов, тогда трудно говорить о погружении. (См. репл-комм(VIII) – В.Б.)

IX. И напоследок, о проблеме нехватки времени на уроке. Но эту проблему можно решить путем сдвоенных уроков. (См. репл-комм(IX) – В.Б.)

.

.

Ответные комментарии В.М.Букатова

Комм.1. О деловых показателях «удачности» урока

Комм. 2.  Зря или нет?

Реплики-комментарии к «выясненному для себя» после пробного урока

(I) О психологической самозащите =открыть=

(II)  О полезном чередовании и досадной мешанине =открыть=

(III)  О сдвоенных и обычных уроках =открыть=

(IV)  О традиционном «разделяй и властвуй» =открыть=

(V)  Лукавство привычной мизансцены урока =открыть=

(VI)  О контрольных, самооценке и работе малых групп =открыть=

(VIбис) Об отметках за групповую работу =открыть=

(VII)  О типичном перекосе личности учителя =открыть=

(VIII)  О блочном погружении и гармоническом развитии ученика =открыть=

(XI)  О мастерстве спешить, не торопясь =открыть=

о

 

о



.

.

.

.

.

..

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.


.




.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.

Реплики-комментарии к «выясненному для себя» после пробного урока

.

.

(I) О психологической самозащите

.

.

.

.

.

.

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ о своих пробах в социо-игровой стилистикеТребуется время… (биология, 7 кл)

.

.

Яндекс.Метрика