меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Подготовка к школьной ЁЛКЕ

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокТеатрально-педагогические МАСТЕРСКИЕИз ПРАКТИКИ современного театрального образования

[2] Сам себе РЕЖИССЁРПРАЗДНИКИ, УТРЕННИКИ, ОГОНЬКИ

[3] Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаОткрытая ЭСТРАДА «Театра миниатюр»

_________________________________________

Из рабочих материалов научного-методического архива доктора педагогических наук В.М.Букатова

Как же проведение ШКОЛЬНОЙ ЁЛКИ сделать для детей интересным и весёлым?

На вопросы В.М.БУКАТОВА отвечает руководитель театрально-педагогических мастерских кандидат педагогических наук А.П.ЕРШОВА

.

– Александра Петровна, что по-вашему мнению важнее всего для детского праздника в школе?
– Самое важное – чтоб было что-то приготовленное самими детьми, лично каждым из детей. Чтобы были импровизации, неожиданности и всякий азарт. Чтобы все участвовали в чем-то, что сваливается на голову. Это необходимо для игровой атмосферы, которая и делает детский праздник праздником.
Взрослым, конечно, нужно продумать сценарий. Но какой? Не тот, где все расписано и разложено по полочкам. А сценарий возможных игр, вопросов-ответов, загадок, всяких соревнований и так далее.
Хорошо бы, чтоб были подвижные игры. Чинный хоровод типа “В лесу родилась елочка” дела не решает. Скучно просто походить вокруг елки, даже в карнавальном костюме. Гораздо интереснее, чтобы одна группа выучила одни хороводные слова, вторая группа – другие, третья – третьи, а вместе получилась бы чепуха. Без всяких разных неожиданностей детский праздник будет лишен смеха.
– А как готовиться к такому празднику-ИМПРОВИЗАЦИИ?
– Если речь идет о концерте, то подготовка номеров требует от педагога специально продуманной системы: кто и как будет слушать. Когда девочка в нарядном платье садится за рояль и играет этюд, который она полгода учила в музыкальной школе, то ведь слушать-то ее не слушают! А вот чтобы слушали, нужно ситуацию как-то срежиссировать: чем-то объединить зрителей. Например, слушать фортепьянные этюды будут только те, кто встанет вокруг инструмента. Или – только те, кто сможет дотянуться до рояля, чтобы ощутить, как вибрирует инструмент. Должно быть что-то, что детям самим интересно.
– А все остальные что будут делать?
– Остальные – в другом кружке. Слушают, как кто-то, например, читает стихи.
– Учителя обычно возражают: девочка, мол, не сможет сыграть, потому что кто-то там читает Маршака; а мальчик не прочитает Маршака, потому что в другом конце зала играют на рояле.
– Это глубокое педагогическое заблуждение. По системе Станиславского, если артист сосредоточен на своей работе, то ему ничто не помешает. И если детей приучать работать для «малого круга», не претендуя на полную тишину и всеобщее внимание, довольствуясь только теми, кто тебя хочет слушать, и никого не насилуя своим робким, ученическим выступлением, – то это и значит приобщать их к театрально-исполнительской и зрительской культуре.

.
– Когда лучше начинать РЕПЕТИЦИИ праздника?
– За неделю, максимум за две. Если подготовка Нового года начинается с октября или ноября, то это кошмар и ужас. После тягомотных, изнурительных репетиций детям (да и взрослым) остается только дрожать от страха, что что-то сделаешь не так.
Я говорю учителям: вы планируйте разные игры, разыгрывание по ролям заказанной из зала басенки, стишка, любимых песенок и так далее. И делайте аналогичную работу.
Последняя идея у меня такая: два человека говорят кусочек сказки (буквально два-три предложения), а следующая по кругу пара (или тройка – по обстоятельствам) этот кусочек разыгрывает. Потом следующие три говорят другой фрагмент, а три следующие разыгрывают его.
Думаю, что в большинстве случаев учителя побоятся сделать это экспромтом. У них наверняка будет заранее известно, какой ребенок что рассказывает или разыгрывает. Но этот круг непременно должен быть перемешан в любом порядке! Иначе импровизаций не будет. Иначе мы не вовлечем в эту театрально-исполнительскую работу всех детей без исключения.
Когда дети показывают отрепетированную сказку, это уже другая история. Где уровень импровизации, творческой смелости детей – тоже другой! Ошибиться в твердо заученном – так же страшно, как вообще на сцене ничего не делать. А если выступление вызывает у детей панику, сердцебиение и бесконечную выработку адреналина, то какой же это праздник? На празднике должно быть не страшно, а весело, и исполнительская проба должна быть азартом, игрой, радостью.
– Учителя часто спрашивают: если праздник делать как импровизацию, то когда же костюмы готовить?
– Детский праздник не сводится к костюмированной красочности. Костюмы могут быть самыми нейтральными – фартучки, платочки, шапки, перчатки, метлы, веники. Вы же знаете, какого типа сказку выбрали ребята: волшебную или бытовую, русскую или нанайскую, – вот и подберите соответствующий реквизит и приготовьте нужные детали костюмов. Но кто из детей что наденет – фартучек или платочек – это должно быть неизвестно. Главное, чтобы всем хватило и даже что-то осталось. Если каждый в классе готов в любой момент напялить на голову хоть платочек, хоть еще что, то очевидно, что в классе решена куча педагогических проблем.
– А как же родители? Их участие?
– Я бы минимально приглашала родителей на такие праздники. К сожалению, очень часто родительские амбиции мешают работе. Но ведь праздник же не для родителей, чтобы они порадовались, какой у них замечательный ребенок. Праздник для того, чтобы ребенок порадовался! А родители пусть купят гостинцы и помогут подготовить те элементы костюма и реквизита, которые были оговорены заранее. Гораздо интереснее и ценнее, если родителям придется потом расспрашивать ребенка, а ребенку – рассказывать и о том, что было на празднике, и о себе, и о других. Вместо того чтобы выслушивать: «Что же ты ногой топнул не там?» или «Почему та девочка выходила первая, а ты вторая?».

.
– А в чем специфика ПОДРОСТКОВЫХ праздников?
– Где-то класса с седьмого начинается совсем другая история. Семиклассники – это люди, которые уже пробиваются во взрослую жизнь, они уже ощущают, пардон, свое тело, и делать из них маленьких дурачков-клоунов нельзя. Елки для семиклассников я предпочла бы делать сугубо лирическими: балы, «огоньки», стихи, романсы… Ну и, конечно, игры. Любые: и подвижные, и взрослые, и детские. Хорошо бы – фольклорные, с игровыми “поцелуйчиками”.
– Обычно елка – это всегда Дед Мороз, а значит – сценарий: как вызвать Деда Мороза со Снегурочкой, как зажечь елку, как раздать подарки…
– Да, к сожалению, в школьных условиях варианты появления Деда Мороза не слишком разнообразны – он выходит либо со сцены, либо из задней двери зала. Мало кто может спустить его с потолка или спрятать под елку. Но тут, чем больше изобретательности, тем лучше. Например, стук в окно – открывают створку, и оттуда в клубах пара вваливается Дед Мороз!
– А вообще Деды Морозы нужны?
– До 6–7 класса дети где-то там, на задворках сознания, еще верят в Деда Мороза, пусть не по-настоящему, но они готовы в него играть. Семиклассникам же хорошо бы самим побывать Дедами Морозами. Можно заранее предупреждать: мол, от вашего класса надо приготовить выступление Деда Мороза, Снегурочки, Бабы Яги…
– И подростки тут же начнут готовить, добывать текст?..
– Нет, не надо добывать. Надо, чтобы они сочинили. Но сочинили не столько текст, сколько загадки, каверзные вопросы, задания. Каждый класс придумывает свои конкурсы, свои призы. По-моему, это самое оно, когда никто не знает, кто выступит, что скажет. Как только все становится заранее известно, то появляется запашок профессионального театра. А детские усилия не равнозначны этому. Для талантливого ребенка сказать четыре раза один и тот же текст – смертельно. Надо иметь достаточно серьезную подготовку, чтобы не увязнуть в кривлянии или актерских штампах.

.
– А что делать с УЧИТЕЛЯМИ? Ведь они, начиная с воспитателей детского сада, за два месяца до праздника носятся с этими сценариями, передают их из рук в руки…
– Да, да. Это ужасное горе. Это мешает детям и взрослым проявлять естественный театрально-художественный вкус, приучает их считать праздником это квазитворчество, эти лживые представления, где у детей больше страха сделать что-то не так, чем радости.
А праздники в некоторых детских садах – это вообще сплошное горе луковое. Администрация и родители, не сговариваясь, твердят: «Спектакль получился хороший, мне было так смешно!» Конечно, когда ребенок играет жука и говорит басистым голосом, да еще и картавит, то взрослые в умилении. А устроители всего этого – то ли издеваются над ребенком, то ли демонстрируют его?
И вот эта демонстрация, это театральное безвкусие идет уже в общественном масштабе. Но, к сожалению, против лома нет приема. И администрация по-прежнему считает, что когда все делается для детей и детскими руками, то это не праздник, потому что это никому нельзя показать. Да никому и не надо показывать! Не для взрослых дяденек и тетенек сделано!
Как только идет показ, так сразу идет показуха. Показуха и ребенок – разве это хорошее сочетание? Но, увы, стыдно им (администрации) не становится, потому что их так воспитали, у них такое представление о дурном и хорошем. Это результат долгой работы. Остается смотреть на это с грустью…
– У вас есть несколько классов начальной школы, которые вы курируете. Они что-то будут ставить к Новому году?
– Да. Один класс будет делать кукольный спектакль. Мы договорились, что это будет импровизация – разные соревнования разных зверей. Например, зайцев – по бегу.
Что дети будут делать до показа? Они будут кидать мяч, прыгать в высоту, а потом им достанется билетик: что они должны сделать в новогоднюю ночь – прыгать, бегать или еще что. Родители купили кукол – медведей, зайцев, лисиц, и вот этими группами они и будут выступать. У них в расписании есть “час театра”. Поэтому они на этих уроках во всех ролях побывают.
Это не репетиции новогоднего представления – просто они на каждом уроке начинают импровизировать, варьировать. Ведь можно медведя и зайца соединить – и будет одна история. А можно всех медведей соединить – и будет совершенно другая. Там учительница, которая готова к этим импровизациям.
А на новогоднем празднике будет выбор разных соревнований. Например, медведи будут соревноваться в музыкальном искусстве, и зал им может кричать: пойте песни! И медведи будут петь песни. Естественно, какая-то песня для медведя приготовлена, но кто будет медведем на празднике – никто не знает…
А в другом классе будут разыгрываться сказки: что одни рассказали, то другие сыграли. «Была у зайца избушка лубяная, а у лисы ледяная». Можно же эту историю сыграть? Мы рассказали – вы сыграли. И если по кругу крутить, то уже ты рассказываешь, а я играю.
И мне осталось только добиться от тамошней учительницы смелости – пойти на это, решиться действовать без оглядки на родителей и администрацию. В крайнем случае, говорю, можно сослаться на мой авторитет: мол, руководитель театральной работы так требует.
А если человек сам отважно не идет на подобные импровизации, то пусть не стесняется, пишет письма. Я готова всячески его поддержать (например, могу прислать сертификат театрально-педагогических мастерских).

А.П.Ершовой вопросы задавал В.М.Букатов

Дополнительно см: Коллективные инсценировки из подручных средств

.

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокТеатрально-педагогические МАСТЕРСКИЕ

[2] Сам себе РЕЖИССЁРПРАЗДНИКИ, УТРЕННИКИ, ОГОНЬКИ

[3] Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаОткрытая ЭСТРАДА «Театра миниатюр»

.

.

Яндекс.Метрика