меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

МЕДИАдидактика (Г.Аствацатуров)

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаИзба-ЧИТАЛЬНЯ Странички ДИДАКТИКИ

Аствацатуров Георгий Осипович

Медиадидактика

/ цитаты и отрывки /

Полный текст см.: http://didaktor.ru/priyomy-mediadidaktiki/

[В предыдущих работах]  уже высказывалась мысль о том, что часто нарушение дисциплины урока начинается с плохо продуманной постановки целей и задач для учеников. С первой до последней минуты урока ученик должен знать, чем ему заниматься, чего от него добивается учитель.

Причем не авторитарные требования, вроде “ученик должен сидеть тихо”, “ученик должен слушать, что говорит учитель” и т.п. Постановка таких задач только настроит ученика на явное или скрытое противодействие.

Учебные задачи должны ориентировать ученика на конкретные операционные действия:

  • Напиши –
  • Перечисли –
  • Выдели –
  • Покажи –
  • Выбери –
  • Сравни –
  • и т.д.

Обратите внимание, в такой постановке учебных задач присутствуют глаголы, предполагающие законченность учебного действия. (??? — прим.В.Б.)

———

http://didaktor.ru/kak-podgotovit-xoroshij-multimedijnyj-urok/

Не раз критично мыслящий учитель задавал себе вопрос: “а зачем мне нужен мультимедийный урок?” Дань моде? Может это просто красивый фантик с несвежим содержимым?

Можно согласиться с теми учителями, которые считают, что

проведение мультимедийного урока не должно быть самоцелью.

Необходимы серьёзные обоснования для его проведения.

Итак, в каких случаях можно добиться эффективного использования мультимедийных средств обучения?

— — — — — — — — — — — — — — —

  • Активизация мыслительной деятельности учащихся. Алгоритм мультимедийного урока предполагает, что в ходе взаимодействия с компьютером ученик решает значительно большее количество задач, чем в ходе обычного урока.
  • Использование компьютеров на уроке позво­ляет добиться индивидуализации обучения. Обычно индивидуали­зация обучения может достигаться двумя основными способа­ми: адаптацией обучающей программы к учебной активности учащегося или передачей контроля за процессом обучения самому ученику. В первом случае темп и форма подачи материала, сложность задач соответствуют возможностям ученика. Во втором случае ученик сам определяет, когда и какой учебный материал ему необходим. Сам ученик выбирает и форму, последовательность подачи учебного материала.
  • Эффективная обратная связь достигается за счёт оперативной обработки информации, поступающей от ученика на компьютер в ходе урока. В данном случае необходимо продумать несколько сценариев развития событий, чтобы избежать потерю учебного времени или чтобы программа вовремя среагировала на возникшие трудности у учащегося.
  • Контроль результатов обучения. Варианты: фронтальный, групповой, индивидуальный. Компьютерный контроль позволяет оперативно проверить не только конечный, но и промежуточный, что может обеспечить эффективное управляемое развитие учащихся.

Уровни использования мультимедийных средств

  • Фронтальная работа на уровне компьютер – проектор – экран или компьютер – проектор – интерактивная доска. Это наиболее популярная форма проведения мультимедийных занятий. Учитель, как правило, не ограничен санитарными нормами. Ему удобно контролировать ход учебного процесса. Уровень педагогического общения при умелом обращении с мультимедийными средствами обучения максимально высок.

В ряде школ, где имеется несколько компьютерных классов, нетбуки, мобильные классы с ноутбуками имеется возможность обеспечить работу всего класса (или большой группы) в режиме один ученик – один компьютер. Рассмотрим эти варианты.

  • Контроль, тестирование. Ученику может быть выдано индиви­дуальное задание, результат выполнения которого анализирует­ся сразу после формулировки ответа учеником. При наличии достаточного количества рабочих мест в классе такой контроль может проводиться фронтально. Программа дает преподавателю полную инфор­мацию о работе каждого ученика и класса в целом.
  • Тренинг. Используемая мультимедийная программа может не просто оценить результат выполненной учеником контрольной задачи, но, в соответствии с зало­женным  алгоритмом, предложит решить повторно ту же или аналогичную задачу до тех пор, пока не будет достигнут заданный уровень навыка решения задачи. При этом тренажёр сопровождает ученика, указывает, где он допустил ошибку.
  • Обучающая программа. Под обучающей программой подразу­мевается система, которая на каждом шаге обучения передает ученику некоторый учебный материал, анализирует уровень его усвоения и, в зависимости от результатов такого анализа, оп­ределяет содержание следующего шага. Практика показывает, что несмотря на внешнюю за­манчивость такой формы использования компьютера, добиться действи­тельно эффективной работы подобного рода систем удается очень редко. В основном при очень высокой мотивации ученика.
  • Энциклопедия. Справочник. Использование компьютера в качестве консультанта предполагает запоминание в его памяти той учебной информации, которая необходима ученику. Такая форма использования обладает существенным достоинством, потому что нет нужды в деталях программировать процесс обучения, как это обычно делается при конструировании обучающих программ. При работе с электронными энциклопедиями и справочниками инициатива полностью принадлежит ученику.
  • Компьютерное моделирование – это очень мощное средство, с по­мощью которого можно существенно изменить содержание учебных занятий, связанных с изучением процессов и явлений. Конечно, лучше всего эксперимент, моделирование проводить в том случае, когда реальный объект недоступен в силу его уникаль­ности, высокой стоимости, опасности, связанной с функциони­рованием объекта и т.д.
  • Мультимедийные дидактические игры. Такая форма использования компьютера характеризуется высокой степенью мотивации. В дидактической игре деятельность ученика посвящена достижению некоторой цели. Для ее достиже­ния он должен выполнять определенные действия, соответству­ющие условиям, устанавливаемым компьютером.
  • Вычисление и другие служебные функции. Расчеты, графики, электронные таблицы и т.д.

При всей привлекательности работы в режиме один ученик – один компьютер её применение ограничено не только санитарными нормами, но и целым рядом субъективных обстоятельств:

  • неготовностью учителя работать в таком режиме;
  • разным уровнем компьютерной грамотности учащихся;
  • организационными трудностями: низким уровнем управляемости класса;
  • большие моральные и физические затраты учителя.

Выбору алгоритма мультимедийного урока должна предшествовать кропотливая работа по подбору ресурсов, проектированию мультимедийного урока.

 

= = = = = = = = = =

 

Постановка учебных задач мультимедийного урока

http://didaktor.ru/postanovka-uchebnyx-zadach-multimedijnogo-uroka/

Причем не авторитарные требования, вроде “ученик должен сидеть тихо”, “ученик должен слушать, что говорит учитель” и т.п. Постановка таких задач только настроит ученика на явное или скрытое противодействие.

 

Сформулированная задача должна быть не только озвучена учителем, но и прописана в начале учебного эпизода на экране. Тогда не будет лишних вопросов и переспрашиваний, что характерно особенно для начальной школы.

 

= = = = = = = = = = =

Как подготовить интерактивный диктант: шаблон для PowerPoint

http://didaktor.ru/kak-podgotovit-interaktivnyj-diktant-shablon-dlya-powerpoint/

Прим.-подсказки от В.Букатова:

  • по командам
  • для другой команды
  • по заявке (персонажей или правила)
  • на основе того или иного учебного словарного блока
    (или общего словаря [по установленному правилу или без него])

 .

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаИзба-ЧИТАЛЬНЯ Странички ДИДАКТИКИ

Яндекс.Метрика