Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Химические ВЕЩЕСТВА и ЯВЛЕНИЯ (8кл)

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокМПСУ: эксп.площадки
Сам себе РЕЖИССЁРХИМИЯ

Химические ВЕЩЕСТВА
и ЯВЛЕНИЯ
, найденные восмиклассниками на уроке

в ходе самостоятельной
mini-экспедиции «НА ЦЫПОЧКАХ»
по школьным коридорам

Урок провела:
учитель химии (Лицей г.Салават) 

ЗЛОБИНА  Галина Петровна 

Задание(2) для педагогов экспериментальной
площадки: «Экскурсия за угол»
(сентябрь)

 Салават // сент. 2012 // задание: «экскурсия за угол»

 Очень долго сомневалась в необходимости проведения этого урока. Честно – было жалко времени. Но превысило чувство «надо» (если согласилась на получение «экспериментального задания»,  то его надо выполнять).

К тому же вынужденную ответственность я старательно приукрасила дополнительными оправданиями (вполне реальными и существенными): чтоб выстроить доверительные отношения с ребятами, чтоб узнать детей получше, чтоб увидеть, кто с кем и как взаимодействует (я же в этом лицее новенькая – работаю только десять дней).

Итак, 8-ой класс (математический), тема урока: Обобщение первоначальных представлений о веществах и химических явлениях.

 «◊»«◊»«◊»«◊»«◊»«◊»

До начала урока, а он был первый в их расписании, дети приходили в кабинет с «домашним заданием-экспериментом»: им нужно было у себя на кухне самостоятельно изготовить «сахарного петушка». И описать, как изменились свойства сахара. Поэтому то утро уже получилось каким-то неформальным.

До звонка все ребята стали показывать, кто что принёс, пробовать, у кого что получилось, и спрашивать: а поставлю ли я отметку за леденец. А те, кто не сделал,  выдвигали  причины: от «менянаурокенебыло» до «мама не велела к газовой горелке подходить». Или «мама не разрешила ложку портить».

И вот мои восьмиклассники друг у друга бесконечно осматривали поделки и интересовались рецептурой. Не химия, а кулинария какая-то.  Звонка почти не слышали.

Решила, что раз я работаю «по заданию научного руководителя», то начну урок не с объявления темы, а с социо/игровой «Разминки» (задвинув свою «слабонервность» подальше). Прошу построиться «змейкой» (в кабинете маловато места). Объявляю, что строиться нужно по первым буквам алфавита.

Долго, медленно (стараюсь терпеть). Какая-то не змейка, а «клубок»-толпа получается… Выдержав паузу, вклиниваюсь в толпу… Разыгрываю интерес:  «где тут у вас голова-туловище-хвост»… Три минуты – кажется построились (уф!!!).

Ещё раз быстро пробегаю по цепочке – проверяю имена, там, где два имени одинаковые интересуюсь, а почему ты – первый? Услышав ответ, наивно переспрашиваю –  а по фамилии!? правда!?… – (я честно не подсказывала).

После этого организуем команды-«Колечки» по хлопкам. Сначала лениво. Увеличиваю темп – веселее как-то становится. По трое, по семь, по пять (хлопков/человек) – каждый новый раз «сосед справа-сосед слева другие»!

Беготня, переговоры, руками друг другу машут, в колечки сцепляются, ищут, кто ещё свободен…

Мне кажется, это задание для детей очень трудное: они часто пытаются предопределить состав будущей команды. В результате у семи-восьмиклассников команды часто получаются «мальчуковые» и «девичьи». И я никак не могу проследить образование подстроенных команд. Вроде,  всё идёт – как идёт, а позже, когда «обустраивают местечко» мне всё время кажется, что происходит подмена выпавшего состава команд. Но может быть, что мне так только кажется… Думаю, что это не важно.

Реплика-комментарий В.Б.: Во-первых, думается, что вы преувеличиваете. Если темп действительно высокий и ученики собираются в колечки азартно и со смехом, то перепутываются все основательно. И беспокоиться тут не стоит…
Во-вторых, если дети подтасовывают состав команды, то это говорит о том, что их поведение очень засорено различными «комплексами неполноценности». Но после нескольких уроков в социо/игровом стиле, то есть когда дети начинают вполне доверять ВЕДУЩЕМУ (иногда такое  случается уже к концу первой встречи), их комплексы (включая и подростково-гендерные) начинают испаряться, освобождая место для естественных проявлений в их «межличностном поведении» среди сверстников в ходе групповой работы на учебном занятии. И они напрочь перестают заботиться о подтасовках при делении/объединении в малые группы.
И тогда даже «заклятые враги» начинают вполне по-деловому сотрудничать в одной «малой группе», открывая в себе и ресурс собственной толерантности, и позитивные стороны этого ресурса.
Так что или не обращайте внимания, или, запасшись терпением, ждите изменений… Вячеслав БУКАТОВ

На колечках из пяти человек остановились. Случайный состав кружочков объявляется «рабочей командой». Команде нужно договориться о командном месте и обустроиться.

Начали устраиваться, переносить стульчики. А в одной команде девочкам лень, наверное, было стульчики нести и они прямо на полу уселись (!). Терпеливо поинтересовалась у них – удобно?

– Ага! – И в ответ я терпеливо подумала – хорошо, что в этом лицее полы моются по несколько раз в день.

А один ученик (богатырского сложения медвежонок-увалень) остался сидеть за партой один. «Ты же был в команде, почему не идешь к ребятам?» – «Не хочу, меня небылопрошлыйраз. А чего?»

Спасли ребята из команды: стали звать, и стул поставили, и руками замахали. Пошёл-таки в команду.

Вызываю «посыльных». Они с любопытством подбежали. Я  им шепчу, что надо придумать название командам. Используя буквы своих имен. И это название записать на доске команды. Советуюсь: «Минуты – хватит?» – «Давайте две!» – «Давайте!».

Терпеливо засекаю время. Действительно, через 2 минуты появились названия:

АЮДА (4 человека); ДИОНЯ, КАРКА, АККВА (вообще, здорово! Кто-то и не знал, что аква – это вода), ТАТАР и ДАЕЛА.

Ах, как хочется спроектировать проверочный тест на доску и перейти к новой теме! Ведь прошло уже — ужас!.. — 15 минут урока. Но, засучив рукава, продолжаю реализовывать социо/игровую технологию – снова вызываю новых посыльных. И по-моему, делаю ошибку, потому что даю два задания сразу.

Реплика-комментарий В.Б.: Да нет всё в порядке. Заданий действительно было дано многовато: и на цыпочках, и командой, и по 3 этажам, и под запись химические ВЕЩЕСТВА и ЯВЛЕНИЯ,  и число на доске. Конечно, последнее задание среди всего перечня несколько теряется. Можно было его оставить на возвращение команды в кабинет химии: ученики входят, и вы им тогда про число найденных  ВЕЩЕСТВ и про число обнаруженных  ЯВЛЕНИЙ.
А вот если вы под «двумя заданиями» имеете в виду сам набор поисков – и ВЕЩЕСТВА и ЯВЛЕНИЯ, – то это не столько «два задания», сколько очень удачное одно задание, но с «социо/игровой каверзой» (ведь восьмиклассники за время путешествия могли и забыть про одно из двух искомых). Ваши ученики с подобной каверзой справились вполне пристойно.  И было бы менее интересно, если бы вы отправили их в экспедицию только за чем-то одним.
Ваша ИМПРОВИЗАЦИЯ ценна тем, что на новом, неожиданном материале был реализован механизм каверзно-игровой двойственности (как, например, в задании «Руки-ноги»). Так что спасибо за замечательную добавку в общий котёл вариативности  социо/игровых приёмов обучения Вячеслав БУКАТОВ

– Тихонько-тихонько, на цыпочках, разговаривая шепотом, выведите свою команду в коридор, проведите по всем трём этажам и запишите все вещества и все химические явления, которые вам попадутся. Когда вернетесь – напротив названия своей команды запишите число обнаруженных веществ и число явлений.

Только, пожалуйста, шепотом и на цыпочках. Потому что я не знаю, как отреагирует директор на то, что вы во время урока по школе ходите!

Уже на последних словах некоторые из посыльных кинулись к своим командам. Шепчутся, блокнотики достают – и… понеслись «на цыпочках» в коридор!

А я не успела ничего сказать про время!..

Осталась я одна в кабинете. Лаборантка из лаборантской выглянула, лицо перепуганное, «Что случилась? Почему так тихо…  А где дети?»  – «Вот ещё контролёр», – подумала я. Но, мило улыбаясь, произнесла: «Играем в химию мы… Так надо!..»

А сама сижу, на часы смотрю и думаю, а что, если они вообще не вернутся?

В школе тихо, никакого шума не слышно…

Коллектив в лицее незнакомый… А вдруг учителя сплетничать начнут. Двери в лицее стеклянные, все же видят, как мои дети «на цыпочках» мечутся…

Вдруг одна девичья голова в дверях: «А вы не знаете, где все?»

Господи, потерялась (!)… Нет, говорю, ищи…

На 20-й минуте где-то раздались голоса. Впечатление, что урока химии нет. Но есть ощущение какого-то очень крутого психологического эксперимента…

Ещё две минуты – две команды вернулись (Уф!).  Делая вид, что страшно занята, будто что-то пишу (а у самой всё трясётся внутри). Но на 23 минуте – ВЕРНУЛИСЬ ВСЕ!

На доске появляются цифры – от 4 до 10 веществ; от 2 до 6 явлений.

Возбужденные, глаза горят, класс в ожидании. Все уставились на меня! На 26-м году работы в школе пришло чувство «головокружения» от ученического пред/ожидания. Они же видят меня только третий урок, я даже не знаю их по именам, откуда же такое доверие в глазах?!..

Задание командам через новых посыльных: Опишите словами ОДНО из своих веществ по свойствам. Не называя, приготовьте «загадку» другой команде. Какой захотите (я забыла про часовую «поипротив»  стрелку, потому что одна команда в кабинете сидела на полу), а начинать будем по ЖРЕБИЮ. Две минуты на подготовку! «А можно жестами, если слов не хватит?» – «Можно!» (хотя планировала ответить, что раз  мы на уроке химии, то – нельзя)…

В две не уложились. Добавляю минутку. Слежу за секундной стрелкой. Ровно как договорились – готовы! 

Первая команда показывает «немую сценку» (целый спектакль): изображают бег, падение, муки на лице, трогают листик цветка, пальцем трут предплечье.

Я ничего не понимаю. Потому, что жду описания свойства! Зато одна из команд кричит: «Раствор зеленки!» – В ответ радостные авторы им отвечают: «Правильно!»

– Да где ж вы его успели увидать? – В кабинете медработника! – А как вы туда попали? (Кабинет химии на третьем этаже,  кабинет медика – на первом, как раз напротив директорского) – А она как раз на работу шла. И дверь в свой кабинет открывала. Мы туда и зашли!

Затем были показаны и отгаданы: пластмасса, целлюлоза, «зубы» (одна из команд поправила «костная ткань», на что самые продвинутые заметили – «соли кальция»), жидкость, которой уборщица протирала в лицее стёкла, бензин в машинах (которые у забора стоят).  И вдруг – неожиданно – богатырь-увалень  от лица своей команды без слов демонстрирует, как  перелив чего-то жидкое, это будто выпивается и рукавом промакивается. «Вода!» – кричит другая команда. «Не-а, спирт!» И я огорчилась и не скрывая своей растерянности: «А где же вы такое в школе увидели?»

Реплика-комментарий В.Б.: Судя по экспрессии рассказа, урок помчался дальше, не останавливаясь. И это правильно. Иногда ученику достаточно увидеть вашу искреннюю растерянность и недоумение, чтобы «прикусить язык». А вот если бы вас заклинило – да как ты можешь?.. да помнишь ли ты, где находишься?.. и т.д и т.п. – тогда деловая атмосфера урока могла бы пойти насмарку. Помнится, что у В.Сидорова в поэме «Гималайский сад» (если мне не изменяет память) есть такие строчки:

А камни не старайся обойти,
Не сбрасывай их вниз в остервененье.
Пускай препоны на твоём пути
Всё время превращаются
В ступени.

И то продолжение этой ситуации, о котором в вашем письме-отчёте будет повествоваться чуть позже – свидетельствует о том, что всё идёт своим чередом и в каком-то правильном направлении (хотя и – не вполне «привычно-предсказуемом»). Так что от всей души желаю вам побольше терпения и выдержки (всё остальное у вас кажется уже есть)Вячеслав БУКАТОВ

Остается три минуты до звонка. Думая, что в урок я уже не уложусь, прошу ту команду, у которой список обнаруженных ВЕЩЕСТВ оказался самым большим, прочесть весь список. Остальным – внимательно послушать и добавить…

Оказывается – успели. Уже со звонком сообщаю, что нужно внимательно посмотреть друг на друга в команде и запомнить этот состав. Потому что на следующем уроке мы продолжим рассказывать о находках команды. А именно – про химические явления.

– А отметки за «петушки» поставите?

– Прям в дневник?..

Кабинет пустеет. У какой-то девочки спрашиваю: «Как твои ощущения? вы в команде работали все? или кто-то «тянул одеяло» на себя? – «Все! все вместе! было здорово! необычно только!»

Прошу богатырского ученика задержаться. Когда остались одни, спрашиваю:  ты сам придумал вещество, или вы вместе? Говорит, что вместе… Я опять растерялась… Ладно, говорю, иди, я подумаю, почему же у вас такой выбор…

Уф, «окно». Первые впечатление – удовлетворение!.. Прежнее напряжение у лицеистов от «страшной строгой» и «незнакомой» тётки, кажется, спало. Видна готовность доверять, работать вместе, принимать меня.  Увидела личностные предпочтения некоторых детей. А готовность к игре мне показалась у них выше, чем в гимназии (в которой я работала до этого). От неискушенности, что ли?..

Плюсы-минусы (по просьбе В.М. – Для урока. Для темы. Для жизни класса.)

Плюс – вроде повторили полтемы, научились «работать в команде», не заметили, как время прошло, научились шепотом общаться.

Минус – повторили только полтемы. Не было уверенности, что я правильно всё делаю. К тому же на следующем уроке планировала начать новую тему «Знакомство с периодической таблицей», а теперь ещё и на следующем уроке не сразу начнём о таблице говорить.

Плюс – но было же всем интересно. Про классную жизнь спрошу завтра у классного руководителя, говорили ли что-то дети о таком утре?.. (Отпала необходимость, потому что потом в течение всего дня мы – это я с восьмиклассниками – в коридоре раз по пять, встречаясь, улыбались и здоровались друг с другом!

 «◊»«◊»«◊»«◊»«◊»«◊»

Продолжение урока в восьмом классе.

Начало: – А нам по группам садиться?

Ну конечно, мы же договорились. Только все ваши показы-загадки найденных командами ЯВЛЕНИЙ должны уложиться в пять минут. Каждая команда по одному явлению (самому-самому). Одна команда загадывает – другая отгадывает: «ПО» часовой стрелке (на этот раз я вспомнила вовремя!)

Уселись мгновенно (командами). Посыльные тут же восстановили на доске названия своих команд. Снова по жребию определили первую команду. И как-то очень быстро «понеслось»:

– Хлорку разводят для туалетов! (перемешивающие движения, заткнутый нос). Поясняю, что не хлорку, а дезинфицирующее вещество, что «хлорка» – теперь запрещена к применению в школах.

– Фотосинтез! (изображают растущее «растение», на которое волнообразные потоки-руки чего-то от окна направляют, а кто-то что-то будто льет).

– Подгорела еда на кухне! (что-то будто держат в руке, потом отворачиваются, изображают беседу; всплескивают руками, охают, машут «полотенцем»).

– Лаборант растворы готовит! (перелив чего-то во что-то – и «ш-ш-ш-ш», то есть газ выделяется)

– Отбеливают раковины в умывальнике! (грязный исписанный лист – водят руками – чистый лист бумаги). Эту загадку «волшебного фонаря» отгадывали дольше всего.

– А уже всё, что мы придумывали – загадали (ушли в «домик», ну, да ладно).

Все это – в абсолютной тишине пока показывают. А потом шквал криков – какая уж там часовая стрелка. Всех при отгадывании аж зашкаливает!.. Но на всё – ровно пять минут. И действительно ведь уложились, как договаривались!

 «◊»«◊»«◊»«◊»«◊»«◊»

Но мне кажется, что все “сценки” рождались сиюминутно, за неделю никто из детей не вспомнил о незавершенном уроке, потому что обсуждали будто впервые.

Реплика-комментарий В.Б.: Во-первых, не страшно. А во-вторых, если бы так оно и было, то в ПЯТЬ МИНУТ класс наверняка не уложился бы.
Так что всё, о чём вы рассказываете, подтверждает постулат о «133 зайцах». И некоторое учительское недоверие к качеству своей работы – скорее плюс. Ибо «самоуверенный педагог» зрелище жалкое и досадное. Поэтому толика «профессиональной мнительности» опытному педагогу не так уж и помешает… Вячеслав Букатов

Потом – тест на слайдах – ответы безошибочные. Правда хором.

Потом мои ответы на их вопросы. Уже три года в 8-х самая популярная тема – про «коллайдер»…

Потом новая тема «Знакомство с периодический таблицей». Звонка не слышим – ищем элементы, названные в честь стран, ученых и библейских легенд.

Еле уговариваю уйти на другой урок.

– А у нас спецкурс будет?

– А Олимпиады в 8-м по химии бывают?

Теперь, кажется, поняла про главный ПЛЮС: общий настрой учеников на открытия. Главное теперь – самой этому настрою класса соответствовать и самой этот настрой не потерять.

Реплика-комментарий В.Б.: Несмотря на то, что в комментарии к другому рассказу о выполнении данного задания – «Экскурсии за угол» – я уже использовал герменевтический образ ПЛЮСА и ПЕРЕМНОЖЕНИЯ, прибегну к нему ещё раз (правда уже с помощью иных слов и «с другого конца»). Так вот, как-то один из молодых и ретивых авторов прислал мне на рецензию свою брошюрку, которая прям так и называлась: УРОК + ИГРА. И я ему тогда ответил, что, прибавляя игру к уроку, мы в результате получаем всего лишь сумму (читай – «плоский результат»).
А вот когда УРОК оказывается перемноженным на ИГРУ или (помня, что от перестановки сомножителей произведение не меняется) ИГРА перемножается УРОКОМ, то возникает произведение (читай – «объёмный результат»).
И те чувства и эмоции, которыми это произведение начинает сопровождаться в головах и душах – что самих обучающихся, что их обучающего – позволяют (не без подсказки драмо/герменевтики) заподозрить в нём причастность к славному сонму подлинных произведений искусства. Среди которых произведениям педагогического искусства давно пора занять своё по праву достойное место…
Осмелюсь процитировать, дорогая Галина Петровна, начало вашего весьма откровенного рассказа: Честно — было жалко времени. Но превысило чувство «надо» Как тут не вспомнить гениальное стихотворение А.Ахматовой, на удивление точно передающее суть и биографию многих подлинных произведений искусства. И вот оказывается, что гениальная справедливость этих строк распространяется не только на литературу, живопись, музыку или театр… но даже – и на искусство педагогики (то и дело бессовестно попираемого не только бездушными методистами, но и всеми, кому не лень)…  

Анна Ахматова

«Мне ни к чему одические рати…»

Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах всё быть должно некстати,
Не так, как у людей.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
__________________21 января 1940

Спасибо, что искренность вашего отчёта оказалась и поводом и стимулом для очередной попытки сформулировать нечто невысказываемое и невыразимое, но очень-очень существенное — и для всей педагогики, и для всех учителей, а потому и для всех детей, обучаемых нами… Вячеслав Букатов   

А вот богатыря-увальня сегодня не было. Говорят, что он «проблемный мальчик». Много пропускает и со слов мамы часто болеет. В классе же свой статус якобы устанавливает неадекватным поведением и шокирующими репликами. Верить всему этому пока не спешу. Поживём – увидим…

 

 «◊»«◊»«◊»«◊»«◊»«◊»

 Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокМПСУ: эксп.площадки
Сам себе РЕЖИССЁРХИМИЯ

___________________________________

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

1 comment to Химические ВЕЩЕСТВА и ЯВЛЕНИЯ (8кл)

  • Леся Михайловна Тавровская

    Спасибо, очень подробное описание и необычный урок (для меня). Пробовала проводить уроки в игровой форме, используя материалы данного сайта (методики), осталось ощущение чего-то незавершенного. У Вас же получилось все просто отлично! А как часто Вы проводите такие уроки?
    Реплика В.М.Букатова: Уважаемая Леся Михайловна, обращаю ваше внимание на следующий феномен. Вам кажется, что у Галины Петровны на уроке всё “ПРОСТО ОТЛИЧНО”, а вот у вас – “ОЩУЩЕНИЕ ЧЕГО-ТО НЕЗАВЕРШЕННОГО”. Тогда как Г.П., посылая на сайт письмо-отчёт, искренно считала, что её рассказ о том, как неудачно (хотя и креативно) прошёл урок (почитайте про минусы и про проверку сценок на другом уроке…). Неслучайно в своих комментариях я вынужден был цитировать Ахматову, чтобы переубедить Г.П. в оценке продуктивности своего урока.
    И только к третьей “Экскурсии за угол” Г.П. полностью освободилась от старых методических страхов (“Урок химии с подготовкой к ЕГЭ на берегу городской реки” – см.: http://www.openlesson.ru/?p=23366 ).
    Л.М., попробуйте и вы пересмотреть своё отношение к пробным урокам (м.б. вы о какой-нибудь своей пробе рассказали бы? и вам будет полезно и кому-то из читателей… ) – Вячеслав Букатов
    Ответ Л.М.: Спасибо за комментарий. Об уроке я уже думаю, выбираю класс и тему. И в планах поделиться впечатлениями от своего урока.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика