Узел СВЯЗИ → Отдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадок → МПСУ: эксп.площадки
Сам себе РЕЖИССЁР → ХИМИЯ
Химические ВЕЩЕСТВА в ходе самостоятельной Урок провела: Задание(2) для педагогов экспериментальной |
Салават // сент. 2012 // задание: «экскурсия за угол»
Очень долго сомневалась в необходимости проведения этого урока. Честно – было жалко времени. Но превысило чувство «надо» (если согласилась на получение «экспериментального задания», то его надо выполнять).
К тому же вынужденную ответственность я старательно приукрасила дополнительными оправданиями (вполне реальными и существенными): чтоб выстроить доверительные отношения с ребятами, чтоб узнать детей получше, чтоб увидеть, кто с кем и как взаимодействует (я же в этом лицее новенькая – работаю только десять дней).
Итак, 8-ой класс (математический), тема урока: Обобщение первоначальных представлений о веществах и химических явлениях.
«◊»«◊»«◊»«◊»«◊»«◊»
До начала урока, а он был первый в их расписании, дети приходили в кабинет с «домашним заданием-экспериментом»: им нужно было у себя на кухне самостоятельно изготовить «сахарного петушка». И описать, как изменились свойства сахара. Поэтому то утро уже получилось каким-то неформальным.
До звонка все ребята стали показывать, кто что принёс, пробовать, у кого что получилось, и спрашивать: а поставлю ли я отметку за леденец. А те, кто не сделал, выдвигали причины: от «менянаурокенебыло» до «мама не велела к газовой горелке подходить». Или «мама не разрешила ложку портить».
И вот мои восьмиклассники друг у друга бесконечно осматривали поделки и интересовались рецептурой. Не химия, а кулинария какая-то. Звонка почти не слышали.
Решила, что раз я работаю «по заданию научного руководителя», то начну урок не с объявления темы, а с социо/игровой «Разминки» (задвинув свою «слабонервность» подальше). Прошу построиться «змейкой» (в кабинете маловато места). Объявляю, что строиться нужно по первым буквам алфавита.
Долго, медленно (стараюсь терпеть). Какая-то не змейка, а «клубок»-толпа получается… Выдержав паузу, вклиниваюсь в толпу… Разыгрываю интерес: «где тут у вас голова-туловище-хвост»… Три минуты – кажется построились (уф!!!).
Ещё раз быстро пробегаю по цепочке – проверяю имена, там, где два имени одинаковые интересуюсь, а почему ты – первый? Услышав ответ, наивно переспрашиваю – а по фамилии!? правда!?… – (я честно не подсказывала).
После этого организуем команды-«Колечки» по хлопкам. Сначала лениво. Увеличиваю темп – веселее как-то становится. По трое, по семь, по пять (хлопков/человек) – каждый новый раз «сосед справа-сосед слева другие»!
Беготня, переговоры, руками друг другу машут, в колечки сцепляются, ищут, кто ещё свободен…
Мне кажется, это задание для детей очень трудное: они часто пытаются предопределить состав будущей команды. В результате у семи-восьмиклассников команды часто получаются «мальчуковые» и «девичьи». И я никак не могу проследить образование подстроенных команд. Вроде, всё идёт – как идёт, а позже, когда «обустраивают местечко» мне всё время кажется, что происходит подмена выпавшего состава команд. Но может быть, что мне так только кажется… Думаю, что это не важно.
Реплика-комментарий В.Б.: Во-первых, думается, что вы преувеличиваете. Если темп действительно высокий и ученики собираются в колечки азартно и со смехом, то перепутываются все основательно. И беспокоиться тут не стоит…
Во-вторых, если дети подтасовывают состав команды, то это говорит о том, что их поведение очень засорено различными «комплексами неполноценности». Но после нескольких уроков в социо/игровом стиле, то есть когда дети начинают вполне доверять ВЕДУЩЕМУ (иногда такое случается уже к концу первой встречи), их комплексы (включая и подростково-гендерные) начинают испаряться, освобождая место для естественных проявлений в их «межличностном поведении» среди сверстников в ходе групповой работы на учебном занятии. И они напрочь перестают заботиться о подтасовках при делении/объединении в малые группы.
И тогда даже «заклятые враги» начинают вполне по-деловому сотрудничать в одной «малой группе», открывая в себе и ресурс собственной толерантности, и позитивные стороны этого ресурса.
Так что или не обращайте внимания, или, запасшись терпением, ждите изменений… – Вячеслав БУКАТОВ
На колечках из пяти человек остановились. Случайный состав кружочков объявляется «рабочей командой». Команде нужно договориться о командном месте и обустроиться.
Начали устраиваться, переносить стульчики. А в одной команде девочкам лень, наверное, было стульчики нести и они прямо на полу уселись (!). Терпеливо поинтересовалась у них – удобно?
– Ага! – И в ответ я терпеливо подумала – хорошо, что в этом лицее полы моются по несколько раз в день.
А один ученик (богатырского сложения медвежонок-увалень) остался сидеть за партой один. «Ты же был в команде, почему не идешь к ребятам?» – «Не хочу, меня небылопрошлыйраз. А чего?»
Спасли ребята из команды: стали звать, и стул поставили, и руками замахали. Пошёл-таки в команду.
Вызываю «посыльных». Они с любопытством подбежали. Я им шепчу, что надо придумать название командам. Используя буквы своих имен. И это название записать на доске команды. Советуюсь: «Минуты – хватит?» – «Давайте две!» – «Давайте!».
Терпеливо засекаю время. Действительно, через 2 минуты появились названия:
АЮДА (4 человека); ДИОНЯ, КАРКА, АККВА (вообще, здорово! Кто-то и не знал, что аква – это вода), ТАТАР и ДАЕЛА.
Ах, как хочется спроектировать проверочный тест на доску и перейти к новой теме! Ведь прошло уже — ужас!.. — 15 минут урока. Но, засучив рукава, продолжаю реализовывать социо/игровую технологию – снова вызываю новых посыльных. И по-моему, делаю ошибку, потому что даю два задания сразу.
Реплика-комментарий В.Б.: Да нет всё в порядке. Заданий действительно было дано многовато: и на цыпочках, и командой, и по 3 этажам, и под запись химические ВЕЩЕСТВА и ЯВЛЕНИЯ, и число на доске. Конечно, последнее задание среди всего перечня несколько теряется. Можно было его оставить на возвращение команды в кабинет химии: ученики входят, и вы им тогда про число найденных ВЕЩЕСТВ и про число обнаруженных ЯВЛЕНИЙ.
А вот если вы под «двумя заданиями» имеете в виду сам набор поисков – и ВЕЩЕСТВА и ЯВЛЕНИЯ, – то это не столько «два задания», сколько очень удачное одно задание, но с «социо/игровой каверзой» (ведь восьмиклассники за время путешествия могли и забыть про одно из двух искомых). Ваши ученики с подобной каверзой справились вполне пристойно. И было бы менее интересно, если бы вы отправили их в экспедицию только за чем-то одним.
Ваша ИМПРОВИЗАЦИЯ ценна тем, что на новом, неожиданном материале был реализован механизм каверзно-игровой двойственности (как, например, в задании «Руки-ноги»). Так что спасибо за замечательную добавку в общий котёл вариативности социо/игровых приёмов обучения – Вячеслав БУКАТОВ
– Тихонько-тихонько, на цыпочках, разговаривая шепотом, выведите свою команду в коридор, проведите по всем трём этажам и запишите все вещества и все химические явления, которые вам попадутся. Когда вернетесь – напротив названия своей команды запишите число обнаруженных веществ и число явлений.
Только, пожалуйста, шепотом и на цыпочках. Потому что я не знаю, как отреагирует директор на то, что вы во время урока по школе ходите!
Уже на последних словах некоторые из посыльных кинулись к своим командам. Шепчутся, блокнотики достают – и… понеслись «на цыпочках» в коридор!
А я не успела ничего сказать про время!..
Осталась я одна в кабинете. Лаборантка из лаборантской выглянула, лицо перепуганное, «Что случилась? Почему так тихо… А где дети?» – «Вот ещё контролёр», – подумала я. Но, мило улыбаясь, произнесла: «Играем в химию мы… Так надо!..»
А сама сижу, на часы смотрю и думаю, а что, если они вообще не вернутся?
В школе тихо, никакого шума не слышно…
Коллектив в лицее незнакомый… А вдруг учителя сплетничать начнут. Двери в лицее стеклянные, все же видят, как мои дети «на цыпочках» мечутся…
Вдруг одна девичья голова в дверях: «А вы не знаете, где все?»
Господи, потерялась (!)… Нет, говорю, ищи…
На 20-й минуте где-то раздались голоса. Впечатление, что урока химии нет. Но есть ощущение какого-то очень крутого психологического эксперимента…
Ещё две минуты – две команды вернулись (Уф!). Делая вид, что страшно занята, будто что-то пишу (а у самой всё трясётся внутри). Но на 23 минуте – ВЕРНУЛИСЬ ВСЕ!
На доске появляются цифры – от 4 до 10 веществ; от 2 до 6 явлений.
Возбужденные, глаза горят, класс в ожидании. Все уставились на меня! На 26-м году работы в школе пришло чувство «головокружения» от ученического пред/ожидания. Они же видят меня только третий урок, я даже не знаю их по именам, откуда же такое доверие в глазах?!..
Задание командам через новых посыльных: Опишите словами ОДНО из своих веществ по свойствам. Не называя, приготовьте «загадку» другой команде. Какой захотите (я забыла про часовую «по–и–против» стрелку, потому что одна команда в кабинете сидела на полу), а начинать будем по ЖРЕБИЮ. Две минуты на подготовку! «А можно жестами, если слов не хватит?» – «Можно!» (хотя планировала ответить, что раз мы на уроке химии, то – нельзя)…
В две не уложились. Добавляю минутку. Слежу за секундной стрелкой. Ровно как договорились – готовы!
Первая команда показывает «немую сценку» (целый спектакль): изображают бег, падение, муки на лице, трогают листик цветка, пальцем трут предплечье.
Я ничего не понимаю. Потому, что жду описания свойства! Зато одна из команд кричит: «Раствор зеленки!» – В ответ радостные авторы им отвечают: «Правильно!»
– Да где ж вы его успели увидать? – В кабинете медработника! – А как вы туда попали? (Кабинет химии на третьем этаже, кабинет медика – на первом, как раз напротив директорского) – А она как раз на работу шла. И дверь в свой кабинет открывала. Мы туда и зашли!
Затем были показаны и отгаданы: пластмасса, целлюлоза, «зубы» (одна из команд поправила «костная ткань», на что самые продвинутые заметили – «соли кальция»), жидкость, которой уборщица протирала в лицее стёкла, бензин в машинах (которые у забора стоят). И вдруг – неожиданно – богатырь-увалень от лица своей команды без слов демонстрирует, как перелив чего-то жидкое, это будто выпивается и рукавом промакивается. «Вода!» – кричит другая команда. «Не-а, спирт!» И я огорчилась и не скрывая своей растерянности: «А где же вы такое в школе увидели?»
Реплика-комментарий В.Б.: Судя по экспрессии рассказа, урок помчался дальше, не останавливаясь. И это правильно. Иногда ученику достаточно увидеть вашу искреннюю растерянность и недоумение, чтобы «прикусить язык». А вот если бы вас заклинило – да как ты можешь?.. да помнишь ли ты, где находишься?.. и т.д и т.п. – тогда деловая атмосфера урока могла бы пойти насмарку. Помнится, что у В.Сидорова в поэме «Гималайский сад» (если мне не изменяет память) есть такие строчки:
А камни не старайся обойти,
Не сбрасывай их вниз в остервененье.
Пускай препоны на твоём пути
Всё время превращаются
В ступени.
И то продолжение этой ситуации, о котором в вашем письме-отчёте будет повествоваться чуть позже – свидетельствует о том, что всё идёт своим чередом и в каком-то правильном направлении (хотя и – не вполне «привычно-предсказуемом»). Так что от всей души желаю вам побольше терпения и выдержки (всё остальное у вас кажется уже есть) – Вячеслав БУКАТОВ
Остается три минуты до звонка. Думая, что в урок я уже не уложусь, прошу ту команду, у которой список обнаруженных ВЕЩЕСТВ оказался самым большим, прочесть весь список. Остальным – внимательно послушать и добавить…
Оказывается – успели. Уже со звонком сообщаю, что нужно внимательно посмотреть друг на друга в команде и запомнить этот состав. Потому что на следующем уроке мы продолжим рассказывать о находках команды. А именно – про химические явления.
– А отметки за «петушки» поставите?
– Прям в дневник?..
Кабинет пустеет. У какой-то девочки спрашиваю: «Как твои ощущения? вы в команде работали все? или кто-то «тянул одеяло» на себя? – «Все! все вместе! было здорово! необычно только!»
Прошу богатырского ученика задержаться. Когда остались одни, спрашиваю: ты сам придумал вещество, или вы вместе? Говорит, что вместе… Я опять растерялась… Ладно, говорю, иди, я подумаю, почему же у вас такой выбор…
Уф, «окно». Первые впечатление – удовлетворение!.. Прежнее напряжение у лицеистов от «страшной строгой» и «незнакомой» тётки, кажется, спало. Видна готовность доверять, работать вместе, принимать меня. Увидела личностные предпочтения некоторых детей. А готовность к игре мне показалась у них выше, чем в гимназии (в которой я работала до этого). От неискушенности, что ли?..
Плюсы-минусы (по просьбе В.М. – Для урока. Для темы. Для жизни класса.)
Плюс – вроде повторили полтемы, научились «работать в команде», не заметили, как время прошло, научились шепотом общаться.
Минус – повторили только полтемы. Не было уверенности, что я правильно всё делаю. К тому же на следующем уроке планировала начать новую тему «Знакомство с периодической таблицей», а теперь ещё и на следующем уроке не сразу начнём о таблице говорить.
Плюс – но было же всем интересно. Про классную жизнь спрошу завтра у классного руководителя, говорили ли что-то дети о таком утре?.. (Отпала необходимость, потому что потом в течение всего дня мы – это я с восьмиклассниками – в коридоре раз по пять, встречаясь, улыбались и здоровались друг с другом!
«◊»«◊»«◊»«◊»«◊»«◊»
Продолжение урока в восьмом классе.
Начало: – А нам по группам садиться?
– Ну конечно, мы же договорились. Только все ваши показы-загадки найденных командами ЯВЛЕНИЙ должны уложиться в пять минут. Каждая команда по одному явлению (самому-самому). Одна команда загадывает – другая отгадывает: «ПО» часовой стрелке (на этот раз я вспомнила вовремя!)
Уселись мгновенно (командами). Посыльные тут же восстановили на доске названия своих команд. Снова по жребию определили первую команду. И как-то очень быстро «понеслось»:
– Хлорку разводят для туалетов! (перемешивающие движения, заткнутый нос). Поясняю, что не хлорку, а дезинфицирующее вещество, что «хлорка» – теперь запрещена к применению в школах.
– Фотосинтез! (изображают растущее «растение», на которое волнообразные потоки-руки чего-то от окна направляют, а кто-то что-то будто льет).
– Подгорела еда на кухне! (что-то будто держат в руке, потом отворачиваются, изображают беседу; всплескивают руками, охают, машут «полотенцем»).
– Лаборант растворы готовит! (перелив чего-то во что-то – и «ш-ш-ш-ш», то есть газ выделяется)
– Отбеливают раковины в умывальнике! (грязный исписанный лист – водят руками – чистый лист бумаги). Эту загадку «волшебного фонаря» отгадывали дольше всего.
– А уже всё, что мы придумывали – загадали (ушли в «домик», ну, да ладно).
Все это – в абсолютной тишине пока показывают. А потом шквал криков – какая уж там часовая стрелка. Всех при отгадывании аж зашкаливает!.. Но на всё – ровно пять минут. И действительно ведь уложились, как договаривались!
«◊»«◊»«◊»«◊»«◊»«◊»
Но мне кажется, что все “сценки” рождались сиюминутно, за неделю никто из детей не вспомнил о незавершенном уроке, потому что обсуждали будто впервые.
Реплика-комментарий В.Б.: Во-первых, не страшно. А во-вторых, если бы так оно и было, то в ПЯТЬ МИНУТ класс наверняка не уложился бы.
Так что всё, о чём вы рассказываете, подтверждает постулат о «133 зайцах». И некоторое учительское недоверие к качеству своей работы – скорее плюс. Ибо «самоуверенный педагог» зрелище жалкое и досадное. Поэтому толика «профессиональной мнительности» опытному педагогу не так уж и помешает… – Вячеслав Букатов
Потом – тест на слайдах – ответы безошибочные. Правда хором.
Потом мои ответы на их вопросы. Уже три года в 8-х самая популярная тема – про «коллайдер»…
Потом новая тема «Знакомство с периодический таблицей». Звонка не слышим – ищем элементы, названные в честь стран, ученых и библейских легенд.
Еле уговариваю уйти на другой урок.
– А у нас спецкурс будет?
– А Олимпиады в 8-м по химии бывают?
Теперь, кажется, поняла про главный ПЛЮС: общий настрой учеников на открытия. Главное теперь – самой этому настрою класса соответствовать и самой этот настрой не потерять.
Реплика-комментарий В.Б.: Несмотря на то, что в комментарии к другому рассказу о выполнении данного задания – «Экскурсии за угол» – я уже использовал герменевтический образ ПЛЮСА и ПЕРЕМНОЖЕНИЯ, прибегну к нему ещё раз (правда уже с помощью иных слов и «с другого конца»). Так вот, как-то один из молодых и ретивых авторов прислал мне на рецензию свою брошюрку, которая прям так и называлась: УРОК + ИГРА. И я ему тогда ответил, что, прибавляя игру к уроку, мы в результате получаем всего лишь сумму (читай – «плоский результат»).
А вот когда УРОК оказывается перемноженным на ИГРУ или (помня, что от перестановки сомножителей произведение не меняется) ИГРА перемножается УРОКОМ, то возникает произведение (читай – «объёмный результат»).
И те чувства и эмоции, которыми это произведение начинает сопровождаться в головах и душах – что самих обучающихся, что их обучающего – позволяют (не без подсказки драмо/герменевтики) заподозрить в нём причастность к славному сонму подлинных произведений искусства. Среди которых произведениям педагогического искусства давно пора занять своё по праву достойное место…
Осмелюсь процитировать, дорогая Галина Петровна, начало вашего весьма откровенного рассказа: Честно — было жалко времени. Но превысило чувство «надо»… Как тут не вспомнить гениальное стихотворение А.Ахматовой, на удивление точно передающее суть и биографию многих подлинных произведений искусства. И вот оказывается, что гениальная справедливость этих строк распространяется не только на литературу, живопись, музыку или театр… но даже – и на искусство педагогики (то и дело бессовестно попираемого не только бездушными методистами, но и всеми, кому не лень)…
Анна Ахматова
«Мне ни к чему одические рати…»
Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах всё быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
__________________21 января 1940
Спасибо, что искренность вашего отчёта оказалась и поводом и стимулом для очередной попытки сформулировать нечто невысказываемое и невыразимое, но очень-очень существенное — и для всей педагогики, и для всех учителей, а потому и для всех детей, обучаемых нами… – Вячеслав Букатов
А вот богатыря-увальня сегодня не было. Говорят, что он «проблемный мальчик». Много пропускает и со слов мамы часто болеет. В классе же свой статус якобы устанавливает неадекватным поведением и шокирующими репликами. Верить всему этому пока не спешу. Поживём – увидим…
«◊»«◊»«◊»«◊»«◊»«◊»
Узел СВЯЗИ → Отдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадок → МПСУ: эксп.площадки
Сам себе РЕЖИССЁР → ХИМИЯ
___________________________________
Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»
Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…
ВячеславБукатов
Спасибо, очень подробное описание и необычный урок (для меня). Пробовала проводить уроки в игровой форме, используя материалы данного сайта (методики), осталось ощущение чего-то незавершенного. У Вас же получилось все просто отлично! А как часто Вы проводите такие уроки?
Реплика В.М.Букатова: Уважаемая Леся Михайловна, обращаю ваше внимание на следующий феномен. Вам кажется, что у Галины Петровны на уроке всё “ПРОСТО ОТЛИЧНО”, а вот у вас – “ОЩУЩЕНИЕ ЧЕГО-ТО НЕЗАВЕРШЕННОГО”. Тогда как Г.П., посылая на сайт письмо-отчёт, искренно считала, что её рассказ о том, как неудачно (хотя и креативно) прошёл урок (почитайте про минусы и про проверку сценок на другом уроке…). Неслучайно в своих комментариях я вынужден был цитировать Ахматову, чтобы переубедить Г.П. в оценке продуктивности своего урока.
И только к третьей “Экскурсии за угол” Г.П. полностью освободилась от старых методических страхов (“Урок химии с подготовкой к ЕГЭ на берегу городской реки” – см.: http://www.openlesson.ru/?p=23366 ).
Л.М., попробуйте и вы пересмотреть своё отношение к пробным урокам (м.б. вы о какой-нибудь своей пробе рассказали бы? и вам будет полезно и кому-то из читателей… ) – Вячеслав Букатов
Ответ Л.М.: Спасибо за комментарий. Об уроке я уже думаю, выбираю класс и тему. И в планах поделиться впечатлениями от своего урока.