Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

КСО (Мкртчян М.А.)

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаИзба-ЧИТАЛЬНЯ

Мкртчян М.А.

Движение КСО
как вехи становления эпохи методологического мышления

«Позволяю себя считать одним из лидеров
одного из мощных педагогических  движений современности – движения КСО-шников
»

Мкртчян М.А.: автобиографический очерк // ММК в лицах / сост. М.С. Хромченко. – М.: Фонд «Институт развития Г.П. Щедровицкого», 2006. – С. 337-339.

 
Манук Ашотович Мкртчян демонстрирует красноярским учителям открытый урок по методике КСО
“Как же люблю учить!” – фото и подпись с сайта ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
ПО СОЗДАНИЮ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ
 (Красноярск)

Предварительные сведения

С детства любил математику в настоящем смысле этого слова. В 1970 году окончил физико-математическую школу при Ереванском госуниверситете. В 1975 году окончил механико-математический факультет упомянтого университета. Два года работал учителем математики в сельской школе. С 1977 года моя жизнь было связана с прекрасным сибирским городом Красноярском. Был аспирантом в институте физики СО АН. В годы аспирантуры в нашей лаборатории над доской крупными буквами весел мой лозунг «Наука без математики – это жизнь без женщин». Параллельно преподавал математику в госуниверситете. После защиты диссертации в декабре 1983 года перешел на постоянную работу на кафедре высшей математики в качестве старшего преподавателя и …

Предыстория вхождения в методологическое движение

В 1983 году тогдашний ректор университета В. С. Соколов пригласил из Москвы В. К. Дьяченко для реорганизации университетской системы образования на основе идеологии коллективного способа обучения (КСО) и назначил его заведующим кафедрой педагогики и психологии. Весной 1984 года в физфаке выделилась одна учебная группа для реализации идей нового способа обучения на практике.  Мне поручили вести математику в экспериментальной группе. Пришлось разрабатывать новую методику (ее стали называть методикой взаимопередачи тем) и протолкнуть ее как пример реализации идей коллективного обучения. Незаметно я оказался в лидерующей позиции по созданию коллективного способа обучения в университете, столкнулся с проблемой осуществления радикальных преобразований, почувствовал мощность сопротивления общественного сознания, и  вошел в азарт игры осуществления революционных социальных преобразований.

Осенью 1984 года экспериментальных групп в университете было уже три (два на физфаке и одна на матфаке), при этом, летом этого же года в летней физико-математической школе была удачная попытка применения методики взаимопередачи тем на одном из спецкурсов по математике. Этот  и следующий (1985) годы были насыщены семинарами и дискуссиями по педагогическим проблемам. Выделилась группа, состоящая из молодых преподавателей предметников, которые пересамоопределились на проблему создания новой образовательной практики.

Начало и первые знакомства

В сентябре 1985 года мне посчастливилось участвовать в ОДИ в Каунасе. Игру проводили С. В. Попов и П. Г. Щедровицкий. После первых двух дней, которые проходили в полуконференциальной форме приехал и Г. П. Щедровицкий, сделал большой интересный установочный доклад и началась сама игра.  К тому времени я успел уже «себя показать», высовываясь в каждый подходящий момент и составляя грубую оппозицию к самому С. В. Попову и к докладчикам, среди которых был и Н. Г. Алексеев. Доклад Г. П. Щедровицкого слушал с огромным удовольствием. Но помнится очень интересный эпизод. Как-то Г. П. начал обсуждать тезис о том, что необходимо думать альтернативно. Я с подвохом спросил: «а где ваша альтернативность по поводу самого этого тезиса?». Он мне возвращает: «а альтернативность держите вы. Но предупреждаю – вы будете побитым». На это я амбициозно реагирую: «Г. П. неужели вам не скучно всегда быть победителем? Думаю на этой игре вы наконец будете побитым». А он спокойно и многозначно в ответ: «знаете, если и оказывается кто-то на играх самым побитым, то это я».

На этой игре я познакомился также с А. П. Зинченко, с которым мы оказались в одной группе. Он разрабатывал какие-то схемы идеализации.

Играл я активно, даже черезчур, что по-видимому, раздражало организаторов и некоторыx участников.

Продолжение …

Вернулся я в Красноярск и более уверенно продолжал свою революционную деятельность в университете по созданию новой образовательной практики. При этом чувствовал себе чем-то обогащенным. Память непрерывно провоцировала на переосмысление прожитых ситуаций и эпизодов игры в Каунасе. С огромной радостью принял весть о предстоящем визите Георгия Петровича в Красноярск. Он прочитал несколько лекций и провел интересный ОДИ-образный семинар. Я имел ряд незабываемых бесед с ним и начал понимать и чувствовать методологический жанр. Первую методологическую статью, которую я серьезно изучал была совместная статья Г. П. Щедровицкого и С. И. Кательникова[1]. Приведу очень полезную цитату из этой статьи, особенно для новичков и пытливых умов: «К концу 60-х и началу 70-х годов сложилось уже совершенно отчетливое понимание того, что методология – это не просто учение о средствах и методах нашего М и деятельности, а форма организации и в этом смысле «рамка» всей МД и жизнедеятельности людей, что методологию нельзя передавать как знание или набор инструментов от одного человека к другому, а можно лишь выращивать, включая людей в новую для них сферу методологической МД и обеспечивая им там полную и целостную жизнедеятельность. В этой связи, естественно, встал вопрос о тех формах практической организации МД, в которых коллективное методологическое М могло бы выращиваться не только в узких и эзотерических группах методологов, но и в значительно более широких по своему соству группах профессионалов и специалистов».

Словом, прорвалось в университетскую жизнь общеметодологическое движение с игротехническим уклоном. В университете был создан психолого-педагогический факультет как структурная целостность, соорганизующая педагогов иноваторов и студентов и как педагогическая площадка для практических построений. Весной 1986 года состоялась очень интересная и полезная ОД-игра на построении концепции развития факультета. Руководителем игры был Хасан Б. И., но практически эту игру вели Попов С. В. и Щедровицкий П. Г. В игре принимали участие Н. Г. Алексеев  и А. П. Зинченко. Значительным событием было проводимое Г. П. Щедровицким в Красноярске известная игра по проблеме развития (И-50). Привлекало внимание оппозиция и конфликты С. Наумова с Г. П. Щедровицким. Период методологического нашествия на красноярское педагогическое сообщество завершился игрой  Ю. В. Громыко посвященной проблемам развивающего обучения.

Собственное движение

Постепенно формировалась моя команда, она представлена была интересными и своеобразными людьми, которые были носителями ценности развивающего обучения, посвящали себя построению коллективного способа обучения и проявились как деятели с методологичеким типом мышления. Мне очень хочется назвать их: И. Г. Литвинская (ныне проректор ИПК), Л. В. Бондаренко, В. А. Минов (ныне зам. начальника агенства общего образования), Г. Н. Блинов, А. О. Горнастаев, Д. И. Карпович, Н. Дж. Аглиулина (ныне пресвитер церкови «Краеугольный камень» г. Казань), В. А. Мокшеев (г. Ярославль). Мы стали проводить свои ОД-игры, разработать свои схемы, проводить свою политику методологизации педагогического общества. Мы развернули деятельность по созданию новой образовательной практики в Казахстане, в г. Казане, г. Ярославле, в Кемеровской области, естественно по всему Красноярскому краю. И везде и всюду обязательным моментом было проведение ОДИ и ОДИ-образных семинаров, как главными средствами формирования новых представлений и новых команд преобразователей социальной действительности.

Красноярский феномен

Мне кажется, что красноярское педагогическое общество методологизировано больше чем остальные регионы. ОДИ и ОДИ-образные семинары проводятся везде и всюду. Это является нормой. Освоение методологии програмной организации деятельности является обязательным компонентом повышения квалификации педагогических кадров. В крае найдена уникальная форма соорганизации субъектов инновационной деятельности – краевой инновационный комплекс. В настояшее время действуют инновационный комплекс по созданию новой образовательной практки на основе коллективных учебных занятий, комплекс по индивидуально орентированной системе обучения, комплекс по развивающему обучению.  Регулярно организуются школы игротехнического мастерства и специальные курсы по основам общей методологии. Методологическое мышление захватывает власть.

Кажется  мне со своей «командой молодости» удалось обеспечить преемственность подготавливая  молодых методологически ориентированных деятелей развития образования, среди которых Оля Запятая – руководитель лаборатории методологии и новых образовательных технологий ИПК, Светлана Катыщук – руководитель центра менеджеров ИПК, Владимир Лебединцев – руководитель проекта по созданию неклассно-урочной системы обучения в сельских общеобразовательных школах, Маргарита Минова – руководитель лаборатории индивидуально ориентированной системы обучения, Нина Ильина, Наташа Горленко, Татьяна Илларионова, Галина Клепец, Жанна Соболевская и др.

Возрождение методологического движения в Армении

Мне хочется особо отметить М. С. Хромченко и Г. Г. Копылова, выразить им благодарность, за их многолетную деятельность по обеспечению выпусков номеров журнала «Вопросы методологии» и альманаха «Кентавр». Для таких, которые осваивали методологию самостоятельно и  «заочно», которые не боялись быть самозванцами в методологическом сообществе, которые имели окоянство заявить себя  методологами, наличие этих журналов  имело неоценимое значение.  В 1996 году узнав о моем переезде в Ереван, Матвей Соломонович мне попросил найти людей, которые когда-то увлекались методологическим движением, создали комитет по игротехнике и организовали ряд своих ОДИ. Мне удалось найти Мачкалову Сусанну, Галстян Жанну, Манукяна Роланда, с которыми совместно организовали городской методологический семинар. До сих пор, по четвергам  в 18:30 действует Ереванский методологический семинар. Благодаря финансово-материальной поддержке президента фирмы «Флеш» Бегларяна Барсега создан методологический центр развития мыследеятельностных систем. По инициативе председателя ЦБ Армении реализуется интересная программа включения молодежи в методологическое движение. Уже успели проводить игры С. В Попов, П. Г. Щедровицкий. Молодые армянские методологи имели счастье познакомится и пообщаться с такими классиками, как Сазонов, Молиновский, Г.Г.Копылов. В Ереване уже четвертый год 23-ого февраля проводятся методологические чтения в память Г. П. Щедровицкого.

Я продолжаю…

Я продолжаю участвовать в реализации идеи становления эпохи методологического мышления. Позволяю себя считать одним из лидеров одного из мощных педагогических  движений современности – движение КСО-шников, возглавляю мою родную красноярскую команду, и формирую Ереванскую команду методологов и игротехников. Часто вспоминаю неординарные годы моей жизни 1985-1987,  когда я познакомился с Г. П. Щедровицким и с его молодыми последователями и благодарю Бога, что в моей жизни был такой прекрасный период, который так сильно предопределил мою дальнейшую судьбу…

Меня можно найти по адресам:
E-mail: [email protected]
[email protected]


[1] Щедровицкий  Г. П., Кательников С. И. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности // Нововведения в организациях. Труды семинара. ВННИ системных исследований. М., 1983.

 

См., также, Щедровицкий  Г. П. Избранные труды // М.: Шк. Культ. Полит., 1995. С. 115-142.

◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊

Реплика-комментарий В.М. Букатова:
Замечательно, что некоторые приёмы КСО очень напоминают социо/игровую стилистику. Но подчеркну, что у «режиссуры урока» отличий от КСО предостаточно. Главных два: 1) сам школьный урок не упраздняется, а реанимируется (признавая право на существование и других форм обучения) и 2) работа в «малых группах» предполагает участие не менее ТРОИХ учеников (работа же учеников в парах хоть и допускается, но рассматривается как форма обучения менее интерактивная, так как она легко деформируется то детским негативизмом, то дидактической и/или какой-то другой корыстностью взрослых; см., например, про «указующий перст учителя»).
Представляется, что опыт А.Г.Ривина – основоположника обучения в парах сменного состава в 20-30 годы – более перспективен, живителен и универсален, чем философско-классифиционные построения В.К. Дьяченко или организационно-деятельностные рефлексии М.А.Мкртчана.
Думается, что работа Е.Е.Шулешко, к концу 80-х годов бившая фонтаном в очень многих детских садах и в начальных школах Красноярского Края,  питала своими животворными «соками» рукава и КСО и организационно-деятельностных игротехников (пример: откр в новом окне). В 1989 году в Красноярском краевом институте усовершенствования учителей (ККИУУ) стали выходить первые брошюрки по социо/игровой педагогики.
Надеюсь, что в ближайшее время я смогу найти возможность подробно, неспешно и обстоятельно описать те совпадения и расхождения, которые могут последователей и одного и другого направления вводить в досадные заблуждения, омрачающие жизнь детей во время их обучения на школьном уроке. – Вячеслав БУКАТОВ

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаИзба-ЧИТАЛЬНЯ

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика