меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Класс-КОМПЛЕКТ (4+2кл)

ДО и ПОСЛЕ открытого урокаУчительские РАССКАЗЫ об открытых уроках…
[2] Сам себе РЕЖИССЁР → НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫУроки в КЛАСС-КОМПЛЕКТАХ

Ермолинская основная общеобразовательная школа
Талдомского муниципального
района Московской области

Ступина Нина Алексеевна,
учитель начальных классов Новоникольской СОШ
Талдомского муниципального
района Московской области

«Методические уроки» на ОТКРЫТОМ УРОКЕ
(с участием В.М.Букатова)
в класс-комплекте (4+2 кл) сельской школы

Русский язык в классе-комплекте (4кл+2кл) Ермолинской основной школы 
Тема: «Обобщение по теме ГЛАГОЛЫ»

Урок проводился 29 апр. 2013 в рамках
районного семинара
«Интернет-ресурсы и развитие вариативности
обучающих технологий»

В селе Ермолино 29 апреля проводился районный семинар «Интернет-ресурсы и развитие вариативности обучающих технологий», на который был приглашён В.М.Букатов. Я должна была дать открытый урок русского языка  в классе-комплекте (2+4) по теме «Обобщение по теме ГЛАГОЛ» (с социо/игровыми технологиями). По скайпу мы обсудили мой первоначальный план. Внесли поправки. Было боязно. Но когда урок прошёл, то оказалось, что на нём я получила массу очень приятных  впечатлений и «методических уроков».

Сначала планировалось, что в Ермолинской школе те двое второклассников, которые были в классе с четвероклассниками, будут мешать открытому уроку, и поэтому их на моём уроке не будет. Но Вячеславу Михайловичу очень хотелось, чтобы открытый урок для участников районного семинара прошёл именно в «класс-комплекте». А у себя в Новоникольской школе я именно с таким классом и работаю.

Поэтому в Ермолинскую школу пришлось позвонить и предупредить, что бы состав класса был «обычным», то есть таким как на обычных уроках:  одиннадцать четвероклассников с двумя второклассницами.  А я стала готовиться к «открытому уроку», на котором социо/игровые задания будут вместе выполнять ученики и четвёртого и второго класса. То есть разные и по возрасту и по уровню знаний.

Перед уроком  Вячеслав Михайлович подбадривал, говорил, что будет присутствовать именно на моём уроке (параллельно в это время должен был проходить и урок биологии, который давал учитель из нашей Новоникольской школы) и в трудную минуту обязательно мне поможет. Своё слово он сдержал.

Урок же проходил так. Поздоровавшись, я приступила к делению класса на группы. Объясняю: «Я хлопну, а вы образуйте колечки по 6 или 7 человек». Хлопаю один раз в ладоши и жду, когда они в две команды – 6 и 7 человек – соберутся. Одна команда быстро образовалась. Но она состояла только из четвероклассников. А вот вторая команда, к которой примкнули  второклассники, сорганизоваться никак не могла. Две девочки-второклассницы ходили по классу с широко открытыми глазками и возмущались: «А как это делать?»  

Тогда я подошла ко второй группе,  решив организовать им объединение в «колечко». В это время «на помощь» мне пришёл Вячеслав Михайлович.

Сначала он «поменял мизансцену» – увёл учеников от доски в свободный угол. И там завёл такой диалог:

– Ребята, что вам больше нравится, когда я вам буду хлопать ладонями (показывает) или щёлкать пальцами (показывает)?

Ученики переглянулись… и решили,  что лучше «хлопать».

– Сколько раз я сейчас прохлопаю, столько человек возьмутся за руки, образуя «колечки».

И хлопнул три раза. Когда возникло несколько колечек-троек, он добавил:

– А теперь в каждом новом колечке сосед справа и сосед слева  должны поменяться.

Ученики не понимают. Тогда Вячеслав Михайлович, присев на корточки, спокойно говорит:

– Подымите свою руку, которая держится за соседа справа. (Некоторые подняли.) А теперь поменяйте этого соседа справа, на кого-нибудь другого. (Некоторые поменялись.)

– Подымите руку с соседом слева… Поменяйте своего соседа слева. (Некоторые поменяли.)

– А теперь поменяйте соседей с двух сторон: и справа и слева.

И что тут началось! Глазки у всех детей загорелись. Все стали меняться. У всех интерес, восхищение игрой. Все ждут новых хлопков-команд, чтобы опять с кем-нибудь поменяться. Никого нет равнодушных. Разных «колечек» – и по трое и по пятеро – было по нескольку раз и в очень быстром темпе.                

На одном из вариантов – СТОП. Кто в каком колечке, тот в той команде. Объединив учеников с помощью приёма «колечки» в две команды, предлагаю организовать рабочие «гнёздышки». Хотя класс просторный и свободного места было много, ученики быстро и с удовольствием стали сдвигать парты, оборудуя команде рабочее место.

Потом ученики выбирали названия своим командам и назначали капитанов.

Одна команда – «Счастливчики» – состояла из четвероклассников. Во второй команде – «Победителей» – кроме четвероклассников были две второклассницы.

– Самые «маленькие по возрасту» в команде напишите название своих команд на доске.

Девочка-второклашка из команды «Победителей» неправильно написала название. Прошу её сходить к гостям и попросить помощи. Вячеслав Михайлович шепчет: «Пусть сначала сходит в свою команду»… Справились, дети разобрались, поправка внесена.

Предлагаю первое задание.

– Выясните, кто в вашей команде по возрасту «самый маленький». Тот идёт к доске за заданием для команды. (Каждой команде даю «1 листок» с текстом стихотворения, в котором пропущены глаголы, и «2 листок» с перечнем пропущенных глаголов). В пустые места в тексте стихотворения Ф.Тютчева «Весенние воды» на «1 листке» нужно вставить пропущенные глаголы.

Поясняю, что вписывать глаголы нужно каждому члену команды (а не только одному писать своей рукой за всех).

 

Одна команда закончила быстрее, вторая задержалась.

Слышу загадочно-ободряющий голос Вячеслава Михайловича: «Считаю до 10». Как только он начал свой размеренный счет, так сразу выяснилось, что ученики второй команды уже тоже готовы!

Тогда предлагаю командам поменяться своим выполненным заданием. Но Вячеслав Михайлович вмешивается с поправкой. Он против передачи листков: «Пусть сами команды меняются местами, а листки остаются на месте» (я соглашаюсь, поняв, что так двигательной активности у учеников будет больше).

После перехода команд раздаю по исходному тексту стихотворения для сравнения.

– Сравните. Посчитайте у соперников количество правильно вставленных глаголов. И теперь следующие «самые маленькие по возрасту»  пусть подойдут и числом запишут на доске количество баллов.

Самые «молодые» в каждой команде с удовольствием выбегают к доске, вскакивают на подставочку и как можно выше мелом выводят баллы. Особенно радуется «второклашка» из команды «Победителей».

Перед вторым заданием вношу изменения в состав рабочих команд. Предлагаю «самым маленьким по возрасту» перейти в соседнюю команду. Команды меняются своими «самыми молодыми». У «Счастливчиков» это четвероклассница, у «Победителей» это второклассница (таким образом теперь в каждой команде становится по одной второкласснице).

Следующим этапом работы является игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем».

– Выберете из глаголов, которые вы вставляли в стихотворение, один для инсценировки. Одна команда показывает инсценировку глагола, другая записывает его в свои тетради, указывая в таблице грамматические формы этого глагола (это для четвероклассников). И так по очереди.

Но какая команда начинает? На помощь приходит считалочка. Посыльные от каждой команды (а это «самые маленькие по возрасту», то есть второклассницы, которые теперь есть у каждой команды) подбегают за таблицами для четвероклассников.

Вообще-то я побаивалась проводить эту игру. Мне казалось, что дети не смогут инсценировать глаголы. Но не тут то было! Сначала Вячеслав Михайлович обратился к «зрителям». Он сказал, что если команда «зрителей» готова смотреть инсценировку, то ей следует дружно и громко произнести: «Мы готовы!»

Зрители тут же так и сделали. Что подхлестнуло «исполнителей». И они тоже очень дружно стали изображать бег на месте. Зрители тут же закричали, что им всё понятно, и бросились к тетрадям записывать…  

Когда всё, что «зрителям» нужно, было записано и графы таблички грамматических форм глагола были четвероклассниками заполнены, Вячеслав Михайлович спросил у них: «А вы в каком месте хотите показать свой глагол?» И дети, немного подумав, ему отвечали. Чаще всего команды выбирали разные направления, а не в одном и том же месте как планировалось мною раньше (Вячеслав Михайлович советовал менять на уроке местоположение ученических показов в классе как можно чаще).

Команды по несколько раз менялись ролями и местами. Проверяли количество правильно записанных глаголов и верность указания их грамматических форм. Самые маленькие по возрасту от каждой команды старательно выводили число баллов (но они были активны не только в этом, но и в «показах», отгадывании-написании и даже в совместной «проверке» глагольной таблицы команды противников, хотя самостоятельно расшифровать записанные значки они явно ещё не могли).

И вот, наконец, последняя игра, которую я планировала провести на этом уроке – «Светофор». Говорю детям:

– Мы сейчас будем «переходить» дорогу по «пешеходному переходу». С одной стороны дорогу переходит одна команда, с другой стороны – другая. «Переходим» в три этапа. Перед каждым этапом посыльные будут подходить и брать задания. По мере прохождения  этапов задания будут усложняться.

Дети ставят по 3 стула  с двух сторон на первый этап и садятся на них. Кому не хватило места, громоздятся на спинках стульев, на коленях друзей или стоят рядышком.  От каждой команды выбирается по знатоку, которые будут проверять «соперников».

Задания дети выполняют по учебнику В.Г. Горецкого «Родная речь»  1 и 2 часть.

Первый этап все прошли быстро. В командах рабочая обстановка, стремление победить. Передвинули стулья на шаг вперёд для второго этапа.

А потом только одна из команд выполнила второе задание и перешла на третий этап. Вторая же команда замешкалась.  

Оказалось, что для выполнения задания посыльный принёс не ту часть учебника (первую вместо второй).

Потом подводили итоги. Дети сами решили, что за эту игру победившей команде нужно поставить пять баллов, а проигравшей – три. И самые маленькие по возрасту  от каждой команды подошли и посчитали общие баллы за все игры.

«Победила Дружба!» – восклицаю я по привычке (совсем забыла, что в настоящей игре должны быть и победители и проигравшие. Вячеслав Михайлович сразу же сделал замечание, восстанавливая справедливость.

Урок закончился. Для меня он прошёл на одном дыхании и с большой пользой. И хочется огромное спасибо сказать Вячеславу Михайловичу за научные разработки, которые помогают делать уроки нестандартными, подвижными и интересными. В своей повседневной  работе я постоянно стараюсь использовать идеи, приёмы и советы, изложенные в них.

На обсуждении открытых уроков учителя из Павловической, Ермолинской и Квашенковской школ, высоко оценив мой открытый урок в класс-комплекте, потом подробно и заинтересованно расспрашивали Вячеслава Михайловича о приёмах, технологиях, механизмах и перспективах развития социо/игровой «режиссуры урока» в начальной и средней школе.

Ступина Нина Алексеевна

ДО и ПОСЛЕ открытого урокаУчительские РАССКАЗЫ об открытых уроках…
[2] Сам себе РЕЖИССЁР → НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫУроки в КЛАСС-КОМПЛЕКТАХ

___________________________________

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика