меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

§2. О том, какие карточки будут «подходить», а какие нет

Разбор ПОЛЁТОВОбразование ДОШКОЛЬНИКОВ«Внешнее строение человека»(подг.гр.)

.

.

.

Ответные реплики-комментарии доктора педагогических наук В.М.Букатова

к рассказу (конспекту) Раисы Николаевны и Ольги Анатольевны о занятии с детьми  в подготовительной группе детского сада (г.Сыктывкар)

.. .

§2. О том, какие карточки будут «подходить», а какие нет

Отмечу, что многие учителя начальной школы любят на свои уроки приносить особые карточки, подходящие к изучаемой учебной теме. (Вообще-то этой темы я уже умудрился коснуться в комментарии, когда писал о «волшебной палочке», теперь же поговорим о деталях.) И учителя не жалеют своего времени на изготовление подобных карточек, потому что они выполняют предписывающее-запретительную функцию.

То есть дети смотрят на эти карточки и видят подсказку, какого ответа от них ждёт взрослый. И понимают, что все остальные варианты ответа — нежелательны. То есть воспитательница, услышав их, явно не обрадуется…

2 (1). Интересное разнообразие

Известно, что по социо-игровому делиться на рабочие группы можно (и нужно) по случайному принципу. Например, по любой считалочке. И карточки, как и считалочки, должны быть случайными.

И вообще, и считалочки, и карточки должны быть многоразовыми (то есть уже на предыдущих занятиях использованными). Тогда принцип случайности в глазах детей получает свой более законный статус, не зависящий от методического своеволия взрослого.

И вот, когда дети уже разделятся на команды, можно приступить к режиссуре раздачи карточек-заданий. Например, через посыльного от каждой команды.  Посыльные вытягивают по заготовленному воспитательницей листочку (то есть таких карточек будет по одной на команду, а не на каждого ребёнка в команде, как это было в рассказанном занятии). Особо замечу, что выбором капитанов лучше не увлекаться; капитан в команде один на всё занятие, а вот посыльными смогут побывать все.

В рассказе почему-то ничего нет о том, как же карточки оказались в руках у детей. Надеюсь, что не сама воспитательница раздавала карточки детям.

По социо-игровому это может проходить самыми разными (и весьма интересными способами). Особенно, если работа ведётся через посыльных.

Например, посыльным, чтобы вытянуть карточку для команды, нужно куда-то залезть (или под стол воспитателя или на шведскую стенку). А уж там из особого «сундучка» достать карточку-билетик (лучше, когда после того, как карточки достанут все, в нем еще останется 3-4 «лишних» карточки-билетика).

Да и вот ещё, о чём. Если уж выбрали капитана, то стоит подумать о том, как его выделить. Косынкой ли на шее, шарфом или плащом на плечах. Бумажным ли на голове колпаком или обручем из цветной бумаги, схваченной канцелярской скрепкой…

По идее, костюмированием можно выделять и сменных посыльных (что может обострить для некоторых детей необходимость подчиняться общему игровому правилу, тренируя в них выдержку, самодисциплину и/или «смирение»)…

2 (2). Не формировать «комплексы неполноценности»

Я не понимаю, как на карточке можно глаз или ухо изобразить так, чтобы было понятно, что они «здоровые». Другое дело, если нарисовать два раза (то есть в сопоставлении:  просто глаз и глаз воспаленный и/или в очках), то тогда будет понятно. А вот как эту мысль уловить без сопоставления — ума не приложу.

Но дети догадались, что от них ждет взрослый. И именно это ему и выдали, никак не соотнеся со своим опытом. А это уже не очень хорошо.

Вот я читаю: чистые уши, белые зубы — и понимаю, что для детей эти признаки не являются значимыми. Как с грязными руками — родители говорят, что у ребёнка руки грязные (потому что он, например, изображая котёнка, долго ходил по полу на «четвереньках»). Поэтому руки ему нужно вымыть с мылом. А ребёнок удивлён — опять родители всё выдумывают, ведь ладони остались чистыми…

Вспоминается ситуация и обратная. Педагог дополнительного образования, которая вела занятия для домашних детей, рассказывала, как она была шокирована поведением пятилетней девочки. Все увлечённо лепили фигурки из солёного теста. А она не могла. Как только кожа пальцев или ладоней в каком-нибудь месте оказывалась слегка запачканной тестом, так девочка всё тут же бросала и с криком неслась к раковине мыть руки.

Руководительница была поражена подобным поведением ребёнка. Она отмечала, что со стороны было видно, что в столь ненормальной реакции девочки повинны взрослые, которые искусственно навязали ребёнку подобную форму поведения, доведя его до неврастенического абсурда…

То же можно сказать и о белых зубах. Если дети, 90% которых в этом возрасте имеют пигментный налёт на своих молочных зубках, начнут обращать на «белизну» зубов внимание, то число закомплексованных неврастеников в подрастающем поколении значительно увеличится.

Взрослые (что родители, что воспитатели), исходя из каких-то своих ситуационных корыстей (например, стремления к поддержанию чистоты и порядка), частенько даже не подозревают, что становятся виновниками тех негативных последствий, которые потом будут отравлять большую часть жизни их маленьких воспитанников.

.

= перейти к следующему параграфу с репликой-комментарием =

Разбор ПОЛЁТОВОбразование ДОШКОЛЬНИКОВ«Внешнее строение человека»(подг.гр.)

. .

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика