меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Устный рассказ классного руководителя

Сам себе РЕЖИССЁРРОДИТЕЛЬСКОЕ собраниеКак можно провести СОВМЕСТНОЕ с детьми родительское собрание

______________________________________________________________________

Рассказ Ольги Павловны,

о том, как же

всё это происходило

/Диктофонная запись В.М.Букатова/

___Начну с того, что раньше я таких родительских собраний никогда не проводила. А как все получилось?

___Попросила меня (еще в прошлом мае) наша завуч по внеклассной работе провести родительское собрание в новой форме — чтобы вместе с детьми. Я говорю, что никогда не пробовала, но интересно, давай займусь, попробуем. Как получится, так и получится.

___А тут в школе районная конференция по социо-игровой педагогике. И мне родительское собрание показывать.  Ну вот стала думать, как всё это провести. 11-й класс — трудно. Я математик, язык не очень-то подвешен. В принципе, я себя как-то успокаиваю: дескать, мне-то самой говорить не нужно, пусть говорят они — нет ничего лучше, чем общение.

Все заранее приготовила

___Дело в том, что у детей с родителями то и дело какие-то конфликты возникают. И большинство из них так и остаются неразрешенными. В моем классе очень доверительные отношения. И я попросила учеников (так, ненавязчиво, задолго до этого собрания) написать, какие возникают у них дома конфликты. Они очень доверчиво и написали.

___Парни написали, — не хотят убираться дома (я еще тогда сказала: «Девчонки! Мужья-то у вас — никакие будут»).

___Девчонок, значит, поздно не пускают гулять, не покупают наряды, какие они хотят.

___Одна девочка написала: что делать, если дитя стало курить, как вразумить его?

___Ну, в общем, самое разное, но примерно такого вот плана.

___Я всё это разложила на пять позиций, то есть как-то эти конфликтные ситуации сгруппировала. А тут и думаю, что для собрания это мне и пригодится. Пусть друг друга послушают. Пусть родители посмотрят на своих детей и на их товарищей. И не думают, что только их ребенок такой балбес.

___А дети пусть своих «ненормальных» родителей сравнят с другими. И пусть увидят, что, в принципе, все одинаковые.

___Ну вот, написала всё это, заготовила. Думаю — ну как? конечно, малыми группками будем работать. Расставила столы (сдвинула их по два, ­- как в кафе, — и для уюта скатерочками накрыла; лишние столы мальчиков попросила из класса вынести, чтобы не мешали). Я всё заранее приготовила.

Послушно откликнулись

Приходят родители, я говорю: «Садитесь, как и куда хотите». А была среда, день (родительское собрание было открытым, в рамках районной конференции у нас в школе по социо-игровому стилю работы учителей). Поэтому о предстоящем собрании я их всех заранее известила. И детей несколько раз просила, чтобы передали родителям. И некоторым сама напоминала: кого — на улице встретишь (поселок у нас маленький), кому — по телефону.

Но конечно, родителей мало было. У меня в классе 17 человек.  Приглашала я всех, а пришло шесть родителей. Но хоть эти-то как-то отозвались. Кто с работы отпросился…

Мало народу. Ну я и сказала: садитесь, как хотите, где удобно, где нравится.

Потом ребята пришли. Я и им: «Садитесь, как хотите».

Последними пришли гости (человек 15, наверное, если не больше). Кто у окошка, кто вдоль стены приземлился (там свободные стулья стояли). Ну я извинилась, что так мало родителей. И говорю гостям: «А давайте мы и вас тоже в группки посадим. В общем, всех пришедших гостей удочеряем — вы тоже наши родители. Подвигайтесь к нашим столикам, будете в группках работать». И гости быстро откликнулись и послушно к столикам пересели.

Цитаты на листочках

Ну, в общем, все за столами расселись, кому куда нравится. Пять столов — пять групп по шесть человек получилось.

На доске я написала высказывание С.Соловейчика, что «всё наше счастье и несчастье в детях». Взрослые прочитали и головами закивали.

И тут я раздала в группы листочки, на которых были подобраны высказывания о воспитании. По смыслу совершенно разные. Одно — беги от всякого воспитания и на всех парусах от него спасайся (это Толстой сказал). Другое — что воспитание может всё. А третье — что как ни старайся, но на сливе груши не вырастут.

Когда все группки листочки получили, я говорю: «Ну вот с тем, что на доске написано, вы все согласны, а вот, что вы думаете по поводу тех мыслей, что на листочках процитированы? Высказывания разные и мнения в группе могут быть разными. Сформулируйте свое общее отношение, учтя и то, что вы принимаете, и то, с чем вы не согласны и  вообще принять не можете».

Ну и они начали обсуждать.

Жеребьевка по плюсам и минусам

Тут я вспомнила, что у меня запланирована жеребьевка очередности. Я ко всем столам с просьбой: «Пришлите мне по посыльному». Те вытащили номерок, кто первым будет выступать.

И с другими посыльными мы еще одну жеребьевку провели — то ли плюс достанется, то ли минус. Если плюс, то группа рассказывает о том, что в цитатах нравится. Минус —  что не нравится, с чем не согласны.  И никаких возражений не было: сами вытаскивали — случай он и есть случай. Ну начали говорить.

Поговорили хорошо, особенно дети. Вообще я считаю, что у детей в этом возрасте есть свое собственное мнение по всем вопросам, которые их касаются. То есть активную жизненную позицию они уже давно имеют. Но не всегда открыто и позитивно ее высказывают. А тут разные высказывания, одно с другим не совпадает, и к какому  ты присоединишься — дело твое. Прав ты или не прав — никто не знает. Это покажет жизнь.

В результате говорить, что думают, никто не боялся. Говорили все. И родители, и ученики, и гости говорили, говорили… И все с интересом их слушали!

Перегруппировка и новое обсуждение

Пришло время их перемешивать. Они ведь расселись дети с детьми, взрослые с взрослыми. И я все думала, по какому же принципу мне их перемешать. И сделала так.

— Найдите в своей группе самого активного и самого пассивного.- За двумя столами почти сразу кто-то встал. Глядя на них, стали подниматься парочки и в других командах. И вот эти парочки отправились пересаживаться за соседний (по часовой стрелке) стол. И сразу все перемешались — и родители, и дети. И все группы получились смешанными.

К учительскому столу были вызваны очередные посыльные.  Для обсуждения в группе они получили одну из заготовленных мной конфликтных ситуаций, одинаковую на всех, чтобы потом свое мнение с другими сравнивать. На обсуждение — одна минута. И на итоговый рассказ от группы — минута. И это ограничение по времени очень хорошо сработало.

Говорили замечательно и родители, и дети. Причем первой разбиралась такая ситуация. Ребенок собирается гулять. Оделся стильно, а родителям не нравится. Вот как поступать? Родители одно говорят, дети — другое. Что делать? Отпускать? Или заставить ребенка переодеться? Дети: «Отпускать. Мамки, слышите?»

Ну замечательно, интересно прошло. И дети так смело выступали.

Вопрос о курении

А еще мне очень понравилось, когда дошел вопрос до курения: как вразумлять? В моем классе пацана два курят, заядлые курильщики. Одному дед деньги дает.

Я как-то после уроков одному из них говорю: «Серега, ну ты что ж все куришь?» — «Да вот, надо бросать». Я говорю: «Ну а у тебя как папа-то?» — «Да деньги стал давать». Я говорю: «А может быть, надо было ремня тебе вложить?» Он говорит: «Может, и надо было».

И вот в группках идут разговоры про курение. Как родители? Как дети? Все дети как один настаивают на том, что нужно разубеждать.

И тут меня Влад восхитил. Он вообще-то молчун, а тут ему досталось говорить. А он сидел так, что когда встал, то оказался ко всем спиной. Так он вышел к учительскому столу, где жребий тянули, и начал…

(Я потом ему на следующий день говорю: «Влад, я тобой восхищена». — «Да у меня все дома курят. Один я только держусь».)

И как он на родительском собрании убедительно говорил! Вот ради только одного этого мне уже стоило проводить это собрание. Ради этого парня вообще. Я тогда прямо так и подумала: вот моя находка. (А вот про курево я потом поговорила с некоторыми мамками, папками: «Иногда и ремень поможет».)

Семейный очаг

Очень интересно обсуждали вопрос, что делать, когда ребенок не хочет убираться по дому. Ну у всех такая ситуация.

Я, когда готовилась, то все думала, как бы мне эту ситуацию обыграть? И у Соловейчика (люблю его перечитывать) нашла такую мысль, что дома всё может быть и устаревшим, и ветхим, но все равно приучать к красивому можно. Просто даже на кухне.

И вот эту цитату я перед обсуждением всем зачитала. Уж очень  она мне понравилась. Как устроить на кухне все так, чтобы как-никак, а культура тем не менее воспитывалась.

Родителям всем тоже эта мысль по душе пришлась.

В смешанных группках оказалось удобно

Потом время вышло. Всех гостей позвали на закрытие конференции. Остались только родители и дети. И вот тут началось самое интересное.

Я говорю: «Ну все ушли, бояться некого, говорите, как хотите. И садитесь, как хотите» — все ведь у меня вперемешку сидели. Но никто пересаживаться не стал, всем и в смешанных группках понравилось сидеть.

Раздала чистые листочки и сказала: «Наверняка у каждого из вас есть какие-то личные проблемы, требующие обсуждения? Вот пусть каждый из вас на двух листочках по одной проблеме или вопросу и напишет».

Ребята: «Что, можно любой вопрос писать?» — «Ну не совсем любой, а как-то связанный с воспитанием». — «Ну какой?» — «Ну, как своего младшего братика или сестричку приучить садиться на горшок, например, —  отшучиваюсь я. — Ну напиши что-нибудь из того, что тебя действительно волнует или не нравится».

Ну ладно, каждый написал и листочек с вопросом в трубочку закатал. Я корзиночку взяла и по всем столам прошлась. Скатанные листочки собрала, корзиночку на стол поставила и платочком накрыла.

И шу-шу-шу

— Теперь вспоминайте свой день рождения (день и месяц).

И у доски все по дням рождения — и дети, и родители —  в шеренгу выстроились. Потом разберитесь по парам: кто с кем стоит.

— Теперь каждый тяните из лукошка по вопросу и своими парочками, где хотите, садитесь. Выберите из двух самый «удобный» и приготовьте на него свой ответ.

Все по классу парочками расселись и шу-шу-шу. Самый «удобный» выбрали, и свою версию ответа приготовили.

Думали, что я сейчас их слушать буду. А я вместо этого им (как нас учил В.М.Букатов):

— Замечательно. Молодцы. Теперь объединитесь с какой-нибудь соседней парочкой и обсудите приготовленные ответы, чтобы «самый-самый» выбрать и его всем остальным рассказать.

То есть я из пар сделала четверки, которые на гора должны были выдать один ответ, но зато «самый-самый».

— А то мы так до ночи не уйдем, — пошутила я.

Вопросы из лукошка

Пока они увлеченно пара паре свои ответы излагали, я в корзиночке — в том, что осталось — пошуршала. Какие там были вопросы интересные!

Например, родительница одна написала: «Как быть, если вот ребенку 16 лет, а родители вдруг обнаружили, что у них кардинально разные взгляды на воспитание. Что делать? Разводиться?» Жаль, что никому это вопрос не достался. Представляете, детей бы о том, что родителям делать в такой ситуации, послушать.

Еще такой вопрос в лукошке я нашла: «Меня не любит отец. Помогите мне». Представляете: мамы бы высказались, как ребенку поступать, если он заявляет: «Как заставить отца полюбить меня?». Уж какой замечательный разговор бы получился. Но жребий есть жребий. Когда я потом другим учителям рассказывала, меня спросили: это мальчик про отца написал или девочка? Я сказала:

— Я не знаю. Откуда же я знаю? Это же в лукошке без подписи. Если я даже и знаю кто, никогда не скажу (вообще-то девочка).

Комплименты по кругу

Когда четверки начали свою точку зрения излагать, дети были на коне. И родители — на коне. Они тоже так выступали: и про одежду, и про макияж…

И все дети их очень хорошо слушали. Замечательное общение получилось.

И тут я думаю: ну что ж, финал нужно провести на мажоре. У меня на этот случай были припасены «комплименты». В четверках друг другу листочки для комплиментов передавать (см. письмо-отчет Т.О.П. — Прим. ред.) Написать, листочек загнуть и передать соседу. Написать, опять загнуть. Ну знаете, как в детстве часто играли…

Все с удовольствием принялись писать (правда, мне показалось, что все это очень долго было).

И вот они сосредоточенно пишут, заворачивают, передают, а я все в сторонке держусь. А когда все понаписали, развернули и прочитали, тут кто-то и предложил: «А давайте по второму кругу пустим. Напишем комплименты Ольге Павловне».

Всем почему-то понравилось, так что и я возражать не стала, хотя пора было расходиться. И бумажки опять по кругу поплыли. И вот весь этот бальзам в завернутом виде мне преподносят. Уж как я потом читала-перечитывала. Мне же интересно, какие у них там слова нашлись и какие у них мысли в головах роились.

И мамам отдала, и детям

Да, вот чуть не забыла. До комплиментов я им еще раздала листочки с высказыванием. По-моему, это Марк Твен написал: «Не общайтесь с людьми, которые считают вас ничтожеством и не видят в вас великого. Они сами мелкие».

Еще когда готовилась, думала: нормально, для комплиментов хорошая им будет подсказочка… Ведь всегда найдется, за что похвалить.

А цитату эту из Марк Твена я каждому на память дала. Дескать, старайтесь, чтобы окружающие вас всегда людьми считали. И мамам отдала, и детям.

Хоть я им ничего и не говорила

А на следующий день пришла ко мне в кабинет математики школьный психолог. Она на этом мероприятии тоже была. Наговорила много хорошего: «Как вы, Ольга Павловна, хорошо им давали друг друга слушать. И говорили они не вам, а действительно друг дружке».

А на самом нашем родительском собрании как-то так получилось, что то там стульчик свободный, то у другого стола местечко пустует. Я как ведущая все время была на ногах. Но то к одним подсяду, то к другим. Так и курсировала.

А в разговоры я действительно, — хоть и учитель, хоть и классный руководитель, —  старалась не вмешиваться, не мешать им  друг другу говорить. Ведь главное, чтобы они между собой общались. Ну, конечно, тяжеловато было, себя все время контролировать приходилось.

Но помогла мне подготовка. Я же очень давно готовиться к этому мероприятию начала: читала, формулировала свои взгляды, прикидывала, как вообще реагировать, чтобы врасплох не попасть.

В целом на родительское собрание у нас часа два ушло. Начали мы, наверное, без пяти два, а закончили уже около четырех. И никто не хотел расходиться. Девочки сами скатерти собрали, свернули. Парни все столы и стулья по местам расставили. Хоть я им ничего и не говорила, не просила ни о чем.

И вот что я думаю. На своих уроках математики социо-игровые приемы, связанные с движением, я освоила. Поэтому-то и родительское собрание мне было достаточно легко вести. Но вот углубление… Теперь для меня самая главная задача — это чтобы возникали незапланированные углубления в учебный материал. Это я про свои уроки. Это для меня проблема (хотя кто-то из моих коллег сказал, что все, что на собрании у меня получилось, и есть самое настоящее углубление).

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приеме, и он оказался полезен для вашей «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что получилось, а что нет…

Сам себе РЕЖИССЁРРОДИТЕЛЬСКОЕ собраниеКак можно провести СОВМЕСТНОЕ с детьми родительское собрание

20.03.2008

Отзывы

  • родительское собрание
    Автор: Никитина Наташа ·  03.11.2009 17:16:52
    Замечательно!!! Я тоже готовлюсь к родительскому собранию в своем 6 классе. Нашла много полезного для себя
  • родительсое собрание
    Автор: Сорокова Акулина Семеновна ·  05.12.2008 06:32:08
    спасибо вам за представленный материал. вы мне очень помогли.
  • 1 comment to Устный рассказ классного руководителя

    • Татьяна

      Спасибо огромное за идеи и помощь!!!

    оставить отзыв, вопрос или комментарий

      

      

      

    *

    Яндекс.Метрика