меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Дыхание истории ОЩУТИТЬ

Сам себе РЕЖИССЁРШкольный МУЗЕЙ и краеведческий КРУЖОК

_____________________________________________________________________

Центр Образования № 1450 (Москва)

Балыкина Светлана Аркадьевна

Дыхание истории ОЩУТИТЬ

___Больше узнать об Отечественной войне 41-45 года, «пропустить через себя» те дни и почувствовать дыхание истории, помог детям не совсем обычный документ.

___Дело в том, что нашей школе семьдесят лет. В 2009 году школа была объединена с Центром Образования № 1450. Поэтому её бывший № 666 был заменён на новый, уже четырёхзначный. И сейчас вся документация, канцелярские дела и бумаги подготавливаются для передачи в архив. В том числе и первая книга приказов, записи в которой охватывают время с 1940 по 1946 год.

___А что, если взять книгу приказов по школе и на фактическом материале дать детям пульс истории почувствовать? Дыхание военных лет ощутить?

___Так я и решила сделать, пока книга хранится у нас.

Ветхие страницы

___Картонная желтая обложка. Мы с детьми бережно листаем ветхие страницы. Записи велись где перьевой ручкой, где карандашом (в основном химическим, но порой — и простым).

___Возвращаемся к обложке. Краешки замусолены: сколько же раз ее открывали? и зачем?

___Вчитываемся в заголовок:

Книга приказов и распоряжений
директора школы № 666
начата 1940 год

___Читаем первую страничку. Там первые шаги административной деятельности в нашей школе. И до войны чуть меньше года…

___Приказ № 1 от 15 августа 1940 года «На основании указа Президиума Верховного совета С.С.С.Р. от 26 \VI-1940 г. и согласно приказу по Москворецкому районному отделу народного образования № 149 от 13\VII c\г объявляю…» и далее перечисляется время явки на работу, ухода с работы, назначаются ответственные за ведение журнала явок на работу.

___Так наша школа начала свое существование.

.

А завтра была война

___Дети вчитываются всё внимательнее. Постигая историю страны через историю своей школы.

___Идёт 40 год, войны еще нет. Обычная мирная жизнь: назначения, увольнения, отпуска…

___И вот попадается берущая за душу мирная запись: Приказ № 46 от 21\VI-41 «О назначении временно исполняющей обязанности секретаря тов. … с 21\VI-41…»

___А завтра была война.

.

Уникальный экспонат

___В детских руках очередной уникальный экспонат. Подлинное свидетельство об окончании семи классов Цупко Марии Кирилловны. Выписанное 10 июня 1941 года…

___Школа работает, издаются приказы, распоряжения. Но чаще появляются записи: освободить от работы в связи с выездом из Москвы, выездом в командировку. Причина ясна: декабрь 1941, январь 1942 — немцы под Москвой.

___По книге идет обычная жизнь, обычная работа. Правда, появляются «особые приметы»:

___– вместо «ночного сторожа» — сторож-пожарник,

___– приказы об отправке на трудовой фронт,

___– о назначении уполномоченного на получение и выдачу продуктовых карточек,

___– появление коменданта газоубежища.

.

Разноплановость жизни

___Строгое военное время: приказ № 119 от 10\IX-42: за опоздание на 5 минут на работу объявить выговор.

___А вот уже и 1943 год. Приказ № 8 от 4 марта о создании группы самозащиты, химического и санитарного звена, командира пожарной команды.

___И здесь же приказ № 9 от 6 марта 1943 года о благодарности учителям за отличные показатели по успеваемости и техничкам за честную работу.

___Как разнопланова жизнь.

.

С буквой Ё и в три смены

___И особо о приказе № 11 по школе № 666 от 8 марта 1943 года о введении в письмо буквы «Ё» по приказу Наркомпроса № 1825 от 24 декабря 1942 года.

___Дети удивились: война, а тут приказ о букве «Ё».

___1944 год, школа работает, идут назначения, увольнения, выговоры, поощрения. Поразило детей количество учащихся в классах на 1 сентября 1945 года:

___10 первых классов по 42 человека

___9 вторых классов по 40-42 человека

___4 третьих класса по 43 человека и т.д.

___И где только размещались 1485 человек, ведь здание осталось таким же, шире не стало. Видимо, учились в три смены, решили сегодняшние школьники.

.

Дома, построенные пленными

___А потом находим в приказах упоминания окружающих школу микрорайонов. По этим записям можно изучать карту Москвы тех лет:

поселок Военстрой (объясняю, что дома вокруг школы тогда строили пленные),
посёлок Рыбокомбинат (он и сейчас есть),
посёлок комбината Бадаева,
посёлок Тарный комбинат,
деревня Волхонка,
подсобное хозяйство…

___Наша школа находилась на окраине Москвы. На весь район она была одна. Это сейчас вокруг много других школ.

.

Рады будут всегда

___Заканчивается 1945 год, с фронта возвращаются учителя: читаем приказ № 23\XI- 45 «Демобилизованного из Красной Армии тов. … с 1\XI- 45 назначить библиотекарем и преподавателем истории.»

___Первая книга приказов по школе № 666 была закончена 8 сентября 1946 года. Школа продолжала жить и работать. Но свидетельства о том уже в других «амбарных» книгах…

___Да, интересно, прикоснувшись к документу, почувствовать через него историю…

___Наша школа без малого семьдесят лет учила детей. Её классы, коридоры, кабинеты и сейчас гостеприимно встречают своих выпускников. На 65 летний юбилей собирались выпускники аж 1943 года.

___В нашу школу то и дело заходят давно закончившие ее ученики. Потому что они знают, что здесь им рады будут всегда.

фото автора

.


. .

.

.

07.12.2009

Отзывы

  • о школьных архивах
    Автор: Аншукова Людмила Петровна ·  13.12.2009 13:44:07
    Светлана Аркадьевна! Очень хорошо, что у Вас есть такие документы, которые знакомят школьников с историей школы и нашей страны почти 70-летней давности.

    В в краеведческом музее нашей школы хранятся старые классные журналы одной из школ нашего район (за 1947 и 1954 год). Мы часто с ребятами изучаем записи тех лет. Например, сведения о родителях: кем они работали, как назывались колхозы в нашем Серпуховском районе.

    И даже промакашка, в классном журнале вложенная на каждую(!) страницу успеваемости по предмету, вызывает особый интерес у современных детей.

  • Автор: Евсеева Ирина Адольфовна ·  12.12.2009 00:00:00
    Светлана Аркадьевна! Как актуальна сейчас тема вашей статьи! Пусть ваши ученики проникнуться историей Москвы через историю школы и дальше.
  • Сам себе РЕЖИССЁРШкольный МУЗЕЙ и краеведческий КРУЖОК

    оставить отзыв, вопрос или комментарий

      

      

      

    *

    Яндекс.Метрика