ДО и ПОСЛЕ открытого урока → Учительские РАССКАЗЫ об открытых уроках…
[2] Сам себе РЕЖИССЁР → ЛИТЕРАТУРА
_________________________________
МОУ «Оболенская средняя общеобразовательная школа»
Четвёртая же команда была составлена из учителей, приехавших на мой урок из других школ…
Литература (открытый урок). Тема: А.С.Пушкин «Капитанская дочка». История создания, герои и их прототипы (октябрь/08, 8 кл., 18 учеников и 16 учителей)
Учитель: Скирневская Людмила Павловна
.
Этот открытый урок проводился мною в рамках районного семинара по социо-игровым технологиям В.М.Букатова. На уроке помимо 18 учащихся присутствовало и 16 учителей из других школ.
Мы с ребятами договорились, что часть гостей я приглашу принять непосредственное участие в нашей работе. То есть одна из рабочих групп будет образована из самих учителей. Поэтому до начала своего открытого урока я на переменке вручила шестерым (это из шестнадцати) приезжим учителям картонные жетончики.
После звонка на урок мои ученики поприветствовали гостей. Потом они проверили свою готовность одновременным хлопком (в Хрестоматии есть такое упражнение для «рабочего настроя»). И разбившись по жребию на три команды, начали оборудовать места для групповой работы. Дело за «избранными» учителями. Им было предложено занять места за двумя (уже сдвинутыми!) партами.
Видели бы вы реакцию коллег. Ох, как не просто рядовому учителю решиться на «то, не знаю что». Потеряв несколько минут, мы так-таки сумели собрать 4-ю команду. Ученики поделились с ними своими учебниками, так как работа на уроке должна была идти по статьям В.Кожевникова «Историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании» и В.Коровина об историческом труде А.С. Пушкина.
Первое задание было в виде блиц-вопроса. Командам нужно как можно точнее воспроизвести по памяти название статьи В.А.Кожевникова (они должны были читать её дома). Оказалось, что ученики смогли воспроизвести название статьи только с третьей попытки было. (Они сами были весьма обескуражены. Команда же учителей самоустранилась от выполнения этого задания по вполне понятной причине).
Затем команды поработали со значениями слов, входящих в заголовок статьи. Довольно трудно далось объяснение слова развитая. И как ни странно – повествовании. Времени на это ушло больше, чем мною планировалось, поэтому я исключила одно из запланированных заданий, связанных с другим ракурсом проверки домашнего задания (определить три особенности, отличающие текст статьи В.Кожевникова от текста статьи В.Коровина).
Следующее задание «О чем говорят цифры?» выполнялось у доски представителями трёх ученических команд (кроме шестёрки учителей, потому что было решено, что в этом задании их группа будет работать «командой» и с открытыми учебниками). А посыльным от ученических команд нужно было к цифрам, написанным на доске, подобрать по памяти из текста статьи соответствующее слово или словосочетание (одна из особенностей текста В.Кожевникова – изобилие цифр).
Пока представители трудились у доски, их команды на своих местах выполняли то же задание (и так же по памяти, то есть учебники у всех были закрыты) на отдельном командном листочке. Ровно через две минутки они отправили к доске еще по одному своему представителю для проверки тех записей, что были на доске сделаны их представителями. Проверили, исправили, дописали.
Но в итоге две цифры на доске всё же «молчали»: 19 [октября]; 1836 [года]. Я надеялась на коллег (у них же учебники были открыты!). Но они скромничали. Поняв, что мой расчёт лопнул, я растерялась. Вот и – моя недоработка! – оставила цифры молчащими.
(В учительской же конечно сообразила, как это тогда можно было сделать. Хотя В.М.Букатов считает, что на уроке учителю иногда полезно оставлять подобные «белые пятна». Но думается, что не на открытом же уроке!?).
Чтобы получить задание «Восстановление текста», посыльным от каждой команды надо было «преодолеть препятствие». В конце класса были поставлены 4 кегли разного цвета. Посыльный – самый меткий из команды – с определенного расстояния должен был сбить кеглю и после этого взять со стола задание.
Когда очередная кегля падала, то это вызывало бурю радости и восторга. И не только у ребят, но и у всех учителей, пришедших на наш открытый урок.
Само же задание выполнялось командами стоя, в каком-то для них новом, «облюбованном месте». Все получили по шесть разрозненных абзацев из статьи В.Кожевникова (каждому в команде по абзацу). Эти абзацы нужно было – за 2 минуты – расположить друг за другом согласно содержанию статьи (повторю, что все работали стоя).
Когда отведённое время истекло, каждая команда зачитала свой «монтаж». После этого все открыли учебники и проверили верность своего варианта. Дружным хлопком отмечалось правильность выполнения. Одной команде учеников пришлось остаться без хлопка. (Они очень расстроились).
После того, как группы вернулись на свои места, им нужно было озаглавить 1 и 2 части статьи. Для получения же следующего задания нужно было определить самого высокого представителя в каждой команде. Потому что само задание было спрятано в надутых воздушных шариках. А те подвешены довольно высока (необходимо подпрыгнуть). Каждый посыльный, достав из своего лопнувшего шарика свёрнутую в трубочку задание, спешил доставить его в свою команду.
Ой, сколько же было шума! А один шар никак не хотел лопаться. Кто-то кричал: «Булавкой его проколи!»
А задание было такое: нужно определить 3 самых значимых абзаца, следующих друг за другом. Азарт манипуляций с шариками сказался на азартности командных обсуждений. Результаты которых записали на доске.
Командное «обживание» выбранных абзацев и их устный пересказ в 6 связных предложениях – я решила опустить. А всё потому, что время поджимало.
Образно рисую вводную:
– Представьте экзамен. Вам попался билет с вопросом по истории создания «Капитанской дочки». Ответ, хоть и опирался на материалы учебника, получился слабым. Вам собираются ставить «3» (в лучшем случае – «4»). Чтобы улучшить оценку, надо дополнить свой ответ чем-то интересным. Где же можно найти дополнительную информацию?
Сообразили быстро. Наперебой называли: в книгах, в библиотеке, в Интернете. И даже – у учителя. Поясню для читателей, что в классе к этому уроку была оформлена книжная выставка и фото-стенды. К ним-то и отправились все четыре команды.
Искали увлечённо и сосредоточенно (к этому времени команда учителей осмелела и ничуть не уступала командам учеников).
Последнее задание включало долгожданную изюминку – театрализацию. Точнее театральную имповизация, потому что всё происходило по главному принципу социо-игровых технологий: здесь-и-сейчас. Каждой команде, используя отобранный материал книжной выставки и фото-стендов в классе, нужно было сначала составить текст мини-выступление по теме «Герои и их прототипы».
Когда черновики выступлений были готовы, команды узнали, что своё выступление нужно будет реализовать от одного из лиц, перечисленных в списке:
– музейного экскурсовода
– диктора телевидения
– тележурналиста
– школьного учителя
[Перечень нужно было увеличить, чтобы всем командам досталось – ещё и осталось. – Прим. ред.]
«Действующие лица» распределялись между командами по жребьёвке (включая команду учителей). Эмементы «декораций», нужный «реквизит» и «массовку» все команды создавали «из воздуха», то есть – из самых что ни на есть подручных средств. Такая рукотворная и поголовная креативность обеспечила завидное внимание зрителей к выступлениям друг друга.
С театрализацией все команды справились просто блестяще. (Команде учителей досталось быть музейным экскурсоводом. Эта роль для них была хорошо знакома, и их сценка оказалась замечательной и не уступающей по выдумке вариантам соседних команд на радость тех учителей, которые не вошли в состав взрослой шестерки.)
Прозвучал звонок. Поблагодарив детей за урок и отпустив их, я вспомнила, что не дала задание. Себя успокаивала тем, что поводов «придраться» у критиканов хватало и без этого…
Зато дети ушли с урока оживленными и довольными.
_____________________
Особо отмечу, что реакция учителей, присутствовавших на этом уроке, была разная. Одни настойчиво приглашали в гости: «У меня тоже скоро открытый урок, обязательно приезжайте посмотреть».
Другие риторически недоумевали: «Это сколько же к такому уроку надо готовиться?». Третьи искренне удивлялись: «Как же вам удаётся так раскрепощать учащихся?!»
То есть, каждому – своё…
С уважением,
Людмила Павловна Скирневская
.
Татьяна Назаренко. Ирисы. 1994. Xолст, масло
.
ДО и ПОСЛЕ открытого урока → Учительские РАССКАЗЫ об открытых уроках…
[2] Сам себе РЕЖИССЁР → ЛИТЕРАТУРА
.
Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»
Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который оказался полезен для вашей «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас – о том, что же у вас получилось (или что не получилось)…
.
оставить отзыв, вопрос или комментарий
вам нужно войти для того, чтобы оставить комментарий.