Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → СБОРНИК игровых приемов, средств и способов обучения → Раздел 2: Игровые РАЗМИНКИ
_________________________________________________________________________
По материалам кн.: Букатов В.М., Ершова А.П. Хрестоматия игровых приемов обучения
(Серия «Я иду на урок»; М., 2000 и 2002)
Выкуп ФАНТОВ
.
Разыгрывание фантов, или залогов, является старинной забавой, которая может стать украшением многих уроков в современной школе. Участники складывают в шляпу, шапку, сумку, коробку фанты, собранные при выполнении предыдущего задания, и выбирают остроумного выдумщика, которому поручают назначать задания владельцам фантов.
Назначающий отворачивается. Один из играющих, не глядя, достает первый попавшийся фант. Назначающий придумывает задание, которое выполняет тот, кто является хозяином фанта.
Пропеть петухом, проквакать, попрыгать на одной ноге — такие задания считаются легкими, а потому скучными. В. М. Григорьев в методическом пособии «Народные игры и традиции в России» (М., 1991) отмечает, что детьми ценятся задания, выполнение которых трудно представить вне игры: поцеловать кому-то руку, потрепать за ухо, «побриться» (девочке!), выбежать на улицу и подарить первому встречному конфетку и т. д.
Иногда участники соглашаются принять условное выполнение задания. Например, подростку выпало поцеловать девушку, но не ту, которую он в игровой ситуации согласился бы поцеловать. Тогда он может «разменять» простой поцелуй на дюжину «воздушных».
Диапазон заданий может быть широк — от индивидуальных до групповых: изобразить шумовой оркестр или историю-сценку «На рыбалке», «В бане», «Пожар» и т.п.
Учителям будет интересно узнать, что в книжечке анонимного автора XIX века «Святочный подарок молодым девицам, или Выйду ли я замуж?» приведен следующий перечень:
Задачи для выкупа фантов:
1. Каждого уподобить чему-нибудь.
2. Быть зеркалом.
Ъ. Сказать сказку.
4. Всех поцеловать.
5. Спеть песню.
6. На сидящую по правую руку стишок рассказать.
7. Представить куклу.
8. Перед всеми сознаться, чем страдает его сердце.
9. Сказать три правды.
10. Отвечать каждой на три вопроса.
11. Протанцевать в кругу польку.
12. Признаться, кого любишь.
13. Сказать три анекдота.
(Цит. по кн.: Святочные рассказы /Сост. И. Н. Чугунова. СПб., 1992.)
Популярность подобных списков была связана с тем, что «многие из дам, — как отмечалось в другой подобной книжечке, — оказывали неудовольствие, что за выкуп фантов производятся одни поцелуи». Поэтому в некоторых книжечках того времени в качестве образца предлагалось до 50 вариантов заданий, часть из которых перешли в арсенал театральной педагогики и с многочисленными изменениями бытуют в наши дни, составляя золотой фонд групповой психотерапии.
В первом разделе Хрестоматии приводится деловая модификация данного задания-разминки, которая именуется «Сочинение заданий для выкупа фантов»(открыть в новом окне). Также см. подробное изложение примеров конструирования этого задания для уроков ФИЗИКИ в 11 кл. и ГЕОМЕТРИИ в 8 кл.
.
.
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → СБОРНИК игровых приемов, средств и способов обучения → Раздел 2: Игровые РАЗМИНКИ
.
.
оставить отзыв, вопрос или комментарий
вам нужно войти для того, чтобы оставить комментарий.