Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА → Из закромов социо-игровых ПРИЁМОВ обучения дошкольников
_________________________________________________________________________
Из кн.: КАРМАННАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ социо-игровых приёмов обучения дошкольников: Справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада_ (под ред. В.М.Букатова, СПб., 2008)
Испорченный телефон
Вариант известной детской игры. Вся подготовительная группа расставляют стулья в два ряда (с расстоянием одного-двух шагов между рядами). Когда они рассаживаются, то получается две команды. Задача каждой команды как можно быстрее, начиная с первого стула в ряду (или с последнего – на следующий кон), передают заданное слово: шепотом, на ухо один другому так, чтобы все в ряду-команде по цепочке получили и передали одно и то же слово.
Сначала воспитателю лучше спрашивать о передаваемом слове у тех, кто его получил в линии передачи последним. А уж потом тех детей, кто были первыми в своем ряду-команде, о том, какое же слово первоначально было занято для передачи по ряду.
При выполнении задания не следует разрешать никому ничего советовать(!). Такой уговор сдерживает тех, кому кажется, что они все понимают, могут и умеют, и активизирует тех, кому нелегко решиться действовать самостоятельно на свой страх и риск.
Для дошкольников постарше доступным становится вариант, когда функции команд разделены. Один ряд передает, другой «ловит» или «перехватывает» (и наоборот в каждом новом кону). То есть, все дети второго ряда «ловят» на слух, пытаются понять, какое слово передает первый ряд. В этом варианте важна не скорость, а внимательность и четкость артикуляции.
Важно, чтобы за передвижением слова по одному ряду следили все дети соседнего ряда, прислушиваясь, и пытаясь «поймать» передаваемое слово. Такое препятствие приводит иногда к тому, что слово (информация) произносится слишком тихо и непонятно, а отсюда последний в цепочке передачи игрок всё чаще начинает получать не то слово, с которого начинался данный кон.
Успешность работы при этом варианте «Испорченного телефона» воспитателю можно оценивать по следующим правилам-этапам:
1) дети соседней команды никаких слов, передаваемых другой командой, не обнаружили;
2) в передаче заданной информации участвовали все сидящие в ряду;
3) последний получил то же слово, которое передал первый.
Особо подчеркнём, что и в первом варианте (на скорость), и во втором (на внимательность) четкость передачи зависит от сложности и неожиданности передаваемой информации.
Ступени усложнения:
I – небольшое знакомое слово
II – трудное слово (например, электричество)
III – словосочетание (например, грибной дождичек)
IV – имя, фамилия писателя (Корней Чуковский, Ханс Кристиан Андерсен и др.)
V – поговорка, коротенькая считалка, правило поведения (например, перед едой мыть руки)
VI – слово или словосочетание на иностранном языке (например, goodmorning)
Воспитателям не следует бояться ситуаций, когда какая-то из команд проигрывает. Напоминаем, что детские игры без проигрышей быстро выдыхаются и перестают быть интересными. Тогда как в игровых проигрышах дети получают естественную дозу необходимой профилактической закалки, вырабатывая иммунитет и устойчивость своей психики к мелким невзгодам, то и дело случающихся в их бытовой повседневности.
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА → Из закромов социо-игровых ПРИЁМОВ обучения дошкольников