Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

ТРАВЛЯ в школьном коллективе

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаИзба-ЧИТАЛЬНЯ
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАДИСЦИПЛИНА на уроке и режиссура ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ
Сам себе РЕЖИССЁРКЛАССНЫЙ ЧАСyчительская ПОДСОБКА

_________________________________

ТРАВЛЯ
среди
школьников

Содержание:

I. О публикации в «Британском журнале психиатрии»

II. По материалам статьи Людмилы ПЕТРАНОВСКОЙ “ТРАВЛЯ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ: Есть ли способы ее преодолеть?”

III. Ссылка на полный текст статьи Людмилы ПЕТРАНОВСКОЙ

◊›‹◊›‹◊›‹◊›‹◊

I. Ученые из Мельбурнского университета под руководством д-ра Розмари Пурселль, изучив почти 300 судебных делпо травле несовершеннолетними, опубликовали результаты в «Британском журнале психиатрии».
Оказалось, что в 36% случаев
инициаторами травли были девочки. Это намного больше, чем соответствующий показатель среди взрослого населения.
Сексуальные приставания и влюбленность играют весьма второстепенную роль в «разборках» современной молодежи, являясь причиной лишь 7% издевательств. В основном дети травят друг друга, чтобы запугать, отомстить или отыграться на тех, кто им не угодил. То есть связаны не с биологическими или познавательными (и/или духовными) потребностями, а с социальными (стремлением занимать определённое место в умах окружающих). Хотя формально биологические потребности прежде всего «бросаются в глаза». Например, в том, что три четверти жертв получают угрозы в свой адрес: от простого «Берегись!» до обещаний нанести вред, изнасиловать и даже убить (то есть внешне декларируется
биологическая доминанта).
По словам исследователей, «серьезность, с которой мы относимся к взрослым проявлениям травли, нужно приложить и к поведению в подростковой среде, которая еще сильнее калечит жизнь жертвы и повышает риск оказаться под ударом».

◊›‹◊›‹◊›‹◊›‹◊

II. По материалам статьи Людмилы ПЕТРАНОВСКОЙ “ТРАВЛЯ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ: Есть ли способы ее преодолеть?” [Фома №3(2011)]
Маленькие дети, как правило, не имеют сформированной самооценки. Потому чем больше ребенок не уверен в себе, чем больше зависит от мнения окружающих, тем вероятнее, что он будет активно участвовать в травле.
Такие дети панически боятся, что кто-то «наведет резкость» на их недостатки. Они из кожи вон лезут, чтобы перенаправить внимание, в том числе агрессию, на кого-то другого.
Конечно же, не последнее место в ситуации травли занимает позиция взрослого, руководителя детского коллектива. До подросткового возраста дети ориентируются в первую очередь на авторитет взрослого. Если он не приемлет травли, ее не будет. К сожалению, сегодня учителя все чаще считают атмосферу в классе не своим делом…

Но ещё страшнее, когда педагог сам провоцирует травлю, например, невзлюбив какого-то ученика, или, что нередко бывает, считая эмоциональное насилие способом удержания детей в подчинении. Порой взрослые задают ситуацию травли невольно. Например, любимый учителями физкультуры способ скоротать урок — эстафета. Всем — весело, учителю — легко. А вот плохо оказывается неспортивным детям (не путать с социо/игровыми ЭСТАФЕТАМИ; подчеркнём, что в статье речь  идёт, во-первых, о спортивной соревновательности и, во-вторых, о досадной учительской меркантильности, которая антипедагогична не только на уроках физкультуры, но и в любой связанной с детьми деятельности взрослых – прим. В.Б.). Им достается за то, что они «подвели команду». Если учитель никак не отслеживает и не работает с ситуацией, а напротив, подогревает соревновательный азарт, то травля неизбежна.
Как только группа назначила «козла отпущения» и сложилась патологическая динамика, она становится устойчивой. Распробовав вкус насилия, детский коллектив не в силах остановиться. И если дети предоставлены сами себе, дело может зайти очень далеко. Высокий уровень разлитой в социуме агрессии лишь тому способствует.

Первое, что слышат взрослые от детей в ответ на упрек в травле — «А чего он? А мы ничего… А это не я».
Спорить о фактах, искать виноватого, разбираться, кто кому что и зачем сказал — бессмысленно. Нужно чётко обозначить травлю как болезнь группы.
Так и заявить: «Есть болезни, которые поражают не людей, а классы, компании. Это как если человек не моет руки, то рискует подхватить инфекцию и заболеть. Если группа не следит за чистотой отношений, то заболевает насилием. Это плохо, грустно и вредно нам всем. А раз мы в одной лодке, то и проблема у нас общая. Давайте-ка вместе лечиться, чтобы у нас был здоровый, дружный класс».
Подобное заявление от взрослого не только позволит зачинщикам сохранить лицо, оно поможет снять напряжение и противопоставление между жертвами-насильниками-свидетелями.

Дело в том, что дети зачастую не осознают, что именно делают. Для самих себя собственные действия они невинно обозначают так: «мы его дразним», «мы так играем» или «мы его не любим». От взрослого, который взял на себя ответственность за разрешение ситуации (будь то учитель, школьный психолог, вожатый в лагере, тренер или завуч), дети должны узнать истинное название вещей.
А именно: когда человека намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут и портят его вещи, когда толкают, щипают и бьют, когда обзывают и подчеркнуто игнорируют, — это называется «травля». И это  недопустимо.

Бывает, что называния явления в категоричной форме достаточно, чтобы оно тут же сошло на нет.
Очень важно, чтобы взрослый при этом был однозначен в оценке. Разговор о том, что люди могут быть разными, могут нравиться друг другу больше или меньше, но это не повод грызть друг друга, как пауки в банке.
Но разговор этот не должен быть нотацией. Ведь  дети чувствуют искренность и плохо воспринимают нравоучения.

◊›‹◊›‹◊›‹◊›‹◊

III. Ссылка на полный текст статьи Людмилы ПЕТРАНОВСКОЙ в православном журнале для сомневающихся Фома №3 (2011)

◊›‹◊›‹◊›‹◊›‹◊

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаИзба-ЧИТАЛЬНЯ
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАДИСЦИПЛИНА на уроке и режиссура ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ
Сам себе РЕЖИССЁРКЛАССНЫЙ ЧАСyчительская ПОДСОБКА

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика