Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Отношение к БЕДНОСТИ (в семье и школе)

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаЛекторий «ЗНАНИЕ-СИЛА»Бим-Бад: ПРОСТО о сложном
Сам себе РЕЖИССЁРКЛАССНЫЙ ЧАСyчительская ПОДСОБКА
Сам себе РЕЖИССЁРРОДИТЕЛЬСКОЕ собраниеучительская ПОДСОБКА

____________________________________


Борис Михайлович
Бим-Бад

Отношение к бедности
у детей и взрослых,
в семье и в школе

по материалам кн.:
Бим-Бад Б.М. Психология и педагогика:
просто о сложном.
Москва-Воронеж: МПСИ,
2010 // адрес эл. версии:

http://www.bim-bad.ru/biblioteka

›х‹›х‹›х‹›х‹›х‹›х‹

Быть бедным означает иметь постоянное чувство несвободы, ограниченности того выбора, иллюзия которого часто есть у тех, кто богаче.

Что мы называем бедностью? Бедный плохо питается, пользуется некачественными медицинскими услугами, носит некрасивую одежду. У него нет или мало современной бытовой техники. Он не может себе позволить Интернет, изучение иностранного языка, путешествия.

Что наши дети думают о бедности? По мнению детей, богатый человек — счастливый, образованный, везучий, здоровый и молодой. В детском восприятии трудолюбие не всегда связывается с материальным благополучием. Бедного человека дети представляют себе как бессчастного неудачника, но при этом работягу, только необразованного и больного. Причинами бедности дети считают, прежде всего, алкоголь, лень, неприспособленность к жизни, плохое образование. На втором месте у опрошенных школьников оказались причины, с которыми человек не может справиться самостоятельно: болезнь, инвалидность, многодетная семья.

Трудности воспитания детей в бедной семье. Процитирую электронное письмо из Интернета:

…Мои дети постоянно жалуются, что они одеваются хуже своих друзей, что у них нет компьютера или каких-то игрушек, что они не могут пригласить гостей в нашу старую, плохо обставленную квартиру, и так далее. В общем, мои ребята комплексуют из-за того, что наша семья беднее, чем другие.

Но я ничего не могу с этим поделать. У нас неполная семья, нет отца. Мне приходиться воспитывать и содержать детей одной. Это очень сложно. Никто и никак мне не помогает, даже родственники. Работаю я в бюджетной сфере, несмотря на то, что стараюсь изо всех сил, получаю мало и с задержками, а устроиться на вторую работу не могу, поскольку в таком случае на детей совсем не останется времени. Понятно, что денег на все не хватает, а потому на чем-то приходиться экономить. Я объясняла это детям, но они все равно комплексуют.

У меня сердце кровью обливается, когда они в который раз начинают жаловаться, что у кого-то что-то есть, а у них нет.

Потому я прошу помочь мне советом, как правильно с точки зрения психологии говорить с детьми, чтобы они больше не чувствовали себя ущербными и не переживали из-за плохого финансового положения семьи. Буду очень благодарна! Мария /34 года, Якутск/

Что требуется от человека, чтобы выбиться из нужды? Надобно сойти с предначертанной колеи. Никто не мешает прекратить на себе род бедных людей и основать новую ветку, новую династию успешных людей, начав ее с самого себя.

Надобно стремиться к успеху, освоению новых идей и практических навыков, к разнообразию взглядов и подходов, к мощной динамике жизни. Не “кусок хлеба, чтобы выжить”, а яркий успех в избранной области – вот что должно стать жизненным идеалом.

Постоянная работа над собой, непрерывное самообразование в течение всей жизни, открытость всему новому, широкие интересы – необходимые составляющие успеха каждого и всех, – справедливо считает Владимир Рыжков.

«Заколдованный круг» бедности можно прорвать. Для этого требуется сменить привычные ценности и установки. У большинства бедных обнаруживается психологическая установка на “выживание”, их планка требований к себе, своей жизни, ее содержанию и качеству чрезвычайно занижена: это всего лишь “гарантированный кусок хлеба”.

Кроме того, бедные верят в коллективные действия и склонны надеяться на помощь внешних сил (прежде всего государства, чуда, волшебства). В неготовности взять на себя ответственность за свою судьбу, принимать связанный с этим риск, в нежелании на протяжении всей жизни прилагать усилия по повышению собственного профессионального уровня заключена одна из коренных причин бедности.

Бедные куда меньше внимания уделяют своему профессиональному росту, только 8 % (против 27% у богатых) посвящает часть времени упорному самообразованию.

Необходимо начать с того, чтобы избавиться от типичной житейской философии бедняков: “синица в руке лучше, чем журавль в небе”, так что на многое не замахивайся, ищи надежную, не очень трудную работу, чтобы хватало на жизнь; судьба каждого предопределена, и лучше с ней смириться и не суетиться; чем меньше ждешь от жизни, тем больше доволен тем, что получаешь; старайся, не старайся – жизнь все равно ухудшается.

Стремиться разумно не к великому богатству, а к среднему, но стабильному состоянию. Немногие россияне хотят довольствоваться средним достатком в отличие, к примеру, от жителей Западной Европы. Большинство наших рвется на самый верх, что практически невозможно.

А ведь корысть ненасытна. Можно заболеть алчностью, жаждой наживы, гнаться все за большим и большим, и потратить на это всю свою жизнь.

“Подчас бедность заключается не в уменьшении имущества, а в увеличении ненасытности” (Платон). Платону вторит Иоанн Златоуст: “Богатство вредит слишком много, когда делает нас негодными к перенесению превратностей жизни. Итак, воспитем детей так, чтобы они могли переносить все и знали, как должно поступать среди несчастий”.

Лучше быть в середине – спокойнее и понятнее. Средств должно быть необходимое и достаточное количество, чтобы бедность не унижала, а богатство не угнетало. Неумеренные запросы и амбиции с отсутствием стремления к духовному совершенствованию и развитию могут сильно повредить душе. Нельзя впадать в отчаяние от бедности, но и нельзя считать себя всемогущим в богатстве.

В том же ряду жизненных ошибок стоит расточительность, и легкомыслие, и недальновидность.

Очень точно на этот счет высказался Сергей Довлатов: “Богатство и бедность – качества, от количества денег не зависящие”.

Родителям неправильно рваться из последних сил, чтобы предоставить ребенку все самое лучшее. Даже если очень того хочется.

Щедро наделяя материальными благами своих подрастающих детей, родители лишают их желания добиваться успеха в жизни. Невдомек папам и мамам, что задаривая любимое дитя, они лишают его будущего, то есть мотивации добиваться своего собственными силами.

Запад умышленно заставляет молодежь рассчитывать лишь на собственные силы, – чем не отличная прививка от заниженной самооценки и валяния дурака до старости. Это способствует продвижению в элиту тех, кто родился в бедности, а потому имеет серьезную мотивацию двигаться вверх (Анна Мороз).

Что делать, чтобы воспитать у детей склонность и способность к стойкому благополучию? Личный пример – прежде всего. Нужно меняться самому, и тогда начнут меняться дети. Подайте пример жизненной активности, бодрости и оптимизма: мол, у меня бывают какие-то полосы неудачи, но и у меня же будут победы, как у всех людей. Это очень важно.

Самое влиятельное за всю историю педагогики исследование причин жизненного успеха – так называемый доклад Коулмана (1966 год; Джеймс С. Коулман – американский психолог) – убедило весь мир в том, что школа – всего лишь часть, притом скромная часть, академических и практических успехов людей. А самые главные причины состоятельности людей кроются в семейных традициях, во влиянии отцов на своих детей, в окружающей детей и школу социальной и культурной среде.

В семье и школе необходимо поощрять в детях и молодых людях свободное и доказательное мышление, личную разумную инициативу.

Учить своих детей быть социально активными и способными выжить и жить хорошо в любых обстоятельствах.

Вслед за упражнением детей в самостоятельности их надобно поощрять к хорошей учебе. Лучший способ – с первого класса учиться вместе с ними и радоваться их успехам.

Исследования установили прямую зависимость образовательной активности людей от уровня материального благосостояния. В наше время просто диплома (“корочки”) без действительной подготовки мало! А формальное образование, подтвержденное аттестатами и дипломами, с годами все менее точно отражает реальный уровень знаний и навыков. Нужны настоящие знания, умения, способности.

Богатые считают качественное и непрерывное образование и профессионализм одним из важнейших факторов достижения успеха и статусными признаками богатства. Бедные, напротив, причины богатства видят преимущественно во внебразовательных формах. В своей оценке роли образования в жизненном успехе правы все-таки богатые.

Хорошее образование – безусловный приоритет. Вслед за образованием идет воспитание мужества, стойкости, умения постоять за себя, а также трудолюбия, самодисциплины и организованности.

Заботясь о здоровье детей, родители весьма ощутимо способствуют и их будущему благосостоянию. Поощряйте детей к занятию спортом. Плюс ко всему спорт – еще и правильная школа жизни, где выигрывать надо по правилам, а проигрывать надобно достойно, извлекая уроки на будущее.

Сюда относится также вопрос о любви в семье. Когда дети получают достаточно любви от родителей, и родители создают в семье атмосферу настоящей любви, то дети не будут комплексовать, не будут переживать по поводу атрибутов богатства. Приоритеты для них уже расставлены.

«Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни», – вдумайтесь в эту формулу Федора Михайловича Достоевского.

Исторические примеры. Великий поэт и прекрасный живописец Тарас Григорьевич Шевченко родился в семье крепостных крестьян. Ему было 28 лет, когда он впервые смог систематически учиться.

 

.

Тарас
Григорьевич
ШЕВЧЕНКО
(1814-1861)

.

.

.

Харьков
Памятник Тарасу Шевченко
(скульптор Матвей Манизер,
архитектор И. Г. Лангбард,
1935)

Фотограф
А. В. Богданов

Знаменитый физикохимик Иван Алексеевич Каблуков был восьмым среди тринадцати детей сельского зубного врача, вольноотпущенного крепостного.

.

Физико-химик,
почётный член АН СССР

И
ван Алексеевич
КАБЛУКОВ
(1857-1942)

.

.

В 2007 г. в Библиотеке
Российской Академии Наук
проводилась выставка,
посвященная 150-летию
со дня рождения
Ивана Алексеевича Каблукова,
почётного члена АН  СССР
(1932; чл.-корр. 1928)

Профессор химии и академик Военно-медицинской академии, доктор медицины и великий композитор, выдающийся педагог Александр Порфирьевич Бородин был незаконным сыном некоего князя и солдатской дочери. Ребенка записали сыном дворового человека.

.

Александр
Порфирьевич
БОРОДИН
(1833-1887)

.

.

.

.

А. П. Бородин
Портрет работы Ильи Репина
(1888)

Первоклассный живописец Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился в бедной семье сапожника. Только благодаря поддержке местных купцов-хлеботорговцев он смог получить художественное образование.

Кузьма
Сергеевич
Петров-Водкин
(1878 —  1939)

Автопортрет
(1897)

.

Российский и советский живописец-символист, график, теоретик искусства, писатель и педагог, с 1930 года заслуженный деятель искусств РСФСР — Кузьма Петров-Водкин родился в небольшом городке на Волге в семье сапожника…

Итак. И в нужде, и в роскоши можно безнадежно избаловать ребенка. И в тех же условиях можно воспитать человека совестливого и не эгоистичного. Нравственные качества менее всего связаны с материальным достатком. Если ребенка воспитывать в духе дружелюбия и заботы о других, то он преодолеет и богатство, и бедность.

Фрагмент картины Николая Поздеева «Из школы» (1959)

›х‹›х‹›х‹›х‹›х‹›х‹

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаЛекторий «ЗНАНИЕ-СИЛА»Бим-Бад: ПРОСТО о сложном
Сам себе РЕЖИССЁРКЛАССНЫЙ ЧАСyчительская ПОДСОБКА
Сам себе РЕЖИССЁРРОДИТЕЛЬСКОЕ собраниеучительская ПОДСОБКА

.


Яндекс.Метрика