Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Растеряхи (змейка)

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАДля воспитателей ДЕТСКОГО САДА Из закромов социо-игровых ПРИЁМОВ обучения дошкольников

_________________________________________________________________________

Из кн.: КАРМАННАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ социо-игровых приёмов обучения дошкольников: Справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада_ (под ред. В.М.Букатова, СПб., 2008)

Растеряхи (змейка)

Игра эта подробно описана С. К. Якубом в книге «Вспомним забытые игры» (M., 1990), на титульном листе которой указано: «Старинные русские игры, или Достоверный рассказ о том, как и во что играли наши прабабушки и прадедушки и во что будет интересно играть всем нынешним ребятам». Приводим описание в сокращении.
«Правила здесь очень простые, главное – нужно уметь интересно водить змейку. Да и это нужно только тому, кто водит, а остальные, как прицепятся к змейке, так скоро и научатся.

 

Играть в змейку можно только на большой и ровной площадке, земляной или песчаной, а ещё лучше – на траве. На асфальте старайтесь не играть, так как при падении можно ушибиться. И ещё одно условие – чтобы возраст играющих был примерно одинаков. Нельзя в одну змейку из ребят, которые постарше, принимать и совсем маленьких. Малыши могут водить свою змейку.

 

Теперь о самой игре. Все становятся друг за другом, и каждый дает одну руку, например правую, переднему, а левую заднему игроку, так, чтобы все были лицом в одну сторону. Образуется длинная вереница ребят.
Впереди, в голову змейки, становится кто захочет, но он должен быть из тех, кто посильнее, так как ему придется тащить за собой всю змейку. Держаться за руки надо покрепче. Вожак спрашивает: «Готовы?» – «Готовы!» – отвечают ему. «Ну, держитесь!» – говорит вожак и идет вперед. Сначала тихо, а потом все быстрее, увлекая за собой змейку.

 

На ходу он заворачивает то в одну, то в другую сторону, то бежит зигзагом, в общем, крутит змейку как хочет. Может даже ходить по кругу или резко поворачивать назад.
Совсем интересно получается, когда вожак, замедлив ход и поворотив назад, нагибается и проходит под руками кого-то из середины змейки, которые для этого должны поднять руки, конечно, не расцепляя их. За вожаком в эти ворота проходит вся змейка, включая и того, кто сам был за этими воротами. Но для этого ему придется вывернуться, опять же, не разнимая рук с соседями.

 

Вот ещё одна любопытная фигура: вожак, двигаясь по большому кругу, начинает по спирали все уменьшать круги. А дойдя до центра, поворачивает назад и идет между витками спирали обратно. Только расстояние между витками он должен делать достаточным, чтобы можно было выйти, никого не задевая. Да мало ли чего ещё можно напридумывать! Если в голове змейки умелый и изобретательный игрок, то со стороны все это выглядит очень красиво…

 

Проделывая всякие замысловатые фигуры и переплетения со змейкой, вожак не должен забывать о том, что в конце ему же и придется их расплетать. Если он так запутает змейку, что не сможет расплести, ему придется уступить место другому игроку, и игра начинается сначала. В этом случае вожака в наказание ставят в самый конец змейки. Со мной однажды такое случилось, – продолжает С. Я. Якуб свое повествование, – когда я попробовал поворачиваться на одном месте. Ну, змейка и закрутилась в сплошную кучу. Смеху потом было, пока не распутались!..»

 

Если оторвался последний, он выбывает из игры. А если змейка разорвалась в другом месте, то выбывает из игры первый из оторвавшейся части, который не удержался и расцепился. Остальной хвост догоняет змейку и снова прицепляется, а вожак опять продолжает крутить змейку, пытаясь разорвать её.

 

Бывает, что кто-нибудь в змейке упадет на крутом повороте, но не расцепится. Тот, кто шел перед ним, должен сразу отпустить руку, чтобы упавший не тащился по земле. Разумеется, упавший выбывает из игры. Чтобы такого не случалось, игроки должны быть порезвее и не отставать от вожака.

 

Когда вожак устанет и почувствует, что в змейке остались крепкие игроки и расцепить их ему не удастся, он останавливается и заканчивает игру. А новым вожаком становится кто-нибудь из оставшихся в змейке игроков. К нему прицепляются все остальные, и игра начинается снова.

 

Самое безопасное место змейки – это в её голове, поближе к вожаку, потому что отрывается обычно хвост. Но если в конце змейки стоит сильный игрок, который крепко держится, то он может и не оторваться. Тогда змейка будет разрываться в других местах, игроки будут выбывать из игры, а последний будет все приближаться к вожаку и сможет доиграть до конца.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАДля воспитателей ДЕТСКОГО САДА Из закромов социо-игровых ПРИЁМОВ обучения дошкольников

Яндекс.Метрика