Узел СВЯЗИ → Отдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадок → Педагогика ОТНОШЕНИЙ, САМОРАЗВИТИЯ и САМООБРАЗОВАНИЯ → Взаимообучение в процессе внутригруппового взаимодействия
____________________________
.
Любовная лирика Пушкина
Три письма-отчёта
после госте/ролевого урока
у девятиклассников
в гимназии №2
города Салават
◊][x][◊][x][◊][x][◊
![]() |
![]() |
![]() |
Анна Владимировна Грекова учитель русского языка и литературы ◊ ◊◊◊ ◊ роль “хозяйки” |
Галина Петровна |
Азалия Ришатовна Басырова учитель информатики ◊ ◊◊◊ ◊ роль “гостя” |
с о д е р ж а н и е
п р и л о ж е н и е
Справка: О методике госте/ролевых уроков
В.М.Букатов: Заметки постороннего
Отчёт хозяйки (Грековой)
Урок в 9 классе, предмет – литература, тема: «Любовная лирика Пушкина», время урока – 40 минут.
Хозяйка – Анна Владимировна Грекова (учитель русского языка и литературы)
Гость – Азалия Ришатовна Басырова (учитель информатики)
Помощник – Галина Петровна Злобина (учитель химии)
9 «Б» – класс сложный, имеет свой «климат», характер. С ними и в половине группы нелегко, а уж удержать внимание всего класса вдвойне трудно. В классе есть явные лидеры, которые считают свое мнение единственно возможным для существования, причём это не всегда так называемые «успешные», есть и «троечники», и «двоечники». Поэтому госте-ролевой урок является неким выходом, когда эти «крикуны» могут предстать перед учителем совершенно в другой роли. Я это увидела в прошлом году, когда сама была в этом классе «гостем» на уроке химии. А для Азалии Ришатовны это был первый опыт подобного общения.
◊ ◊◊◊ ◊
Шестой урок. Дети устали, внимание несколько рассеяно. Да и чего там – литература это вам не химия, можно и расслабиться. Не смутило даже то, что пришла Галина Петровна и села за последнюю парту. Кручусь у своего стола, чтобы не вызвать подозрений.
Звонок. Заходит Азалия Ришатовна, я отправляюсь на последнюю парту. Раздаётся многозначительное и разное: «А?!» Максим с последней парты: «Эксперименты?» А Влад: «Помните, Анна Владимировна вела химию?».
А.Р. Сегодня у нас необычный урок. Он необычен, потому что веду его я, а ещё и тема не про алгоритмы, а про Любовь.
Начинается урок. Звучат строки Пушкина на английском языке.
А.Р. Можете перевести эти строки?
Сразу же поднялось несколько рук:
– «Я помню чудное мгновенье».
А.Р. Верно. Соединяйтесь в строчку (группу).
Разрезанные фразы – строки стихотворений Пушкина – разбирают, договариваются, находят своё место.
А.Р. Давайте договоримся, как будем правильные ответы отмечать.
Дети. Смайликами.
Влад. Что-то мне уже напоминает этот смайлик.
Идём дальше. Придумываем название: «Кудряшки», «Майкл и КО», «Медвежата», «Manumentum», «Алладин», «2CaSO4 H2O» (гипс).
Подходят. Получают задание. Группы разговаривают. А.Р. недоумённо смотрит на них и теребит пуговицу. Каждая группа начинает читать по строке «Я помню чудное мгновенье».
Неожиданно наступает тишина, а на последней строчке раздаются аплодисменты.
Начинают рассказывать, как поняли.
Влад. Ну и пишет….
Тимур. Описывает свой идеал девушки.
◊ ◊◊◊ ◊
Новое задание. Так получилось, что в одной группе собрались девушки, которые обычно и не разговаривают – то, а здесь пришлось и договариваться, и работать вместе.
Выполнили. Новые представители от команд. Очередь дошла до Влада. Встаёт, поправляет пиджак – очень солиден.
Должны написать пересказ, потом поменяться листочками. Наступает пауза, А.Р. пытается привлечь внимание. На помощь приходит Истомин Андрей. Хлопнул, задал темп, работа пошла.
– О! А у нас такого не было!
– Стойте, стойте, без меня не говорите…
А.Р. Верните листочки, хозяевам.
Какие части выделили?
Говорят.
◊ ◊◊◊ ◊
Следующее задание – определить стихотворный размер. На доске записывают свою версию.
У «кудряшек» хорей.
Реплика: У тебя хорей какой-то.
– Нет. Это же ямб.
Определились. Повернулись ко мне: «Это вы сказали про размер?»
Рисуют смайлики.
– Нам полсмайлика с одним ухом.
– А у нас самый большой!
– А, может, так каждый урок будет! Мы согласны.
На доске буриме. Сочинить своё четверостишье, используя рифму и эпитеты из стихотворения. «Кудряшки» справились.
Звонок. Горностаев: «Я щас сам сочиню» В ответ: «Ну, конечно».
Отчёт помощника (Злобиной)
Урок в 9 классе, предмет – литература, тема: «Любовная лирика Пушкина», время урока – 40 минут.
Хозяйка – Анна Владимировна Грекова (учитель русского языка и литературы)
Гость – Азалия Ришатовна Басырова (учитель информатики)
Помощник – Галина Петровна Злобина (учитель химии)
Как мы задумывали урок. Азалия Ришатовна – замечательная молодая учительница информатики, в гимназии начала работать три года назад, закончив педагогический колледж и будучи студенткой третьего курса педагогического университета.
Детей влюбила в себя сразу, научив их делать мультики на компьютере, решая вместе с ними после уроков олимпиадные задачи, возя их летом в компьютерные школы Петербурга. Но чувство неуверенности: «Они больше меня знают!», «Они меня всерьёз не воспринимают!» – мешает стать свободной, она это понимает.
Анна Владимировна – чуть постарше – учительница русского языка и литературы, очень хочет стать педагогом, детей любит безумно, ищет, как сделать любовь эту умной, играет с ними на уроках упоённо.
Девчонки ужасно симпатичные, а я уж думаю думу, «на кого гимназию оставлять»… Но сразу сказала: «Я – наблюдатель, помощник, вот и буду наблюдать, а помогать – если попросите. Не пищать «не могу», все были на семинаре, книжки умные читаете, и вообще, энергичнее по времени!».
Вот и получилась подготовка «за чаем» в моей лаборантской. Это было так:
А.Р.: Пушкина хочу!
А.В.: А мы как раз Пушкина проходим. Что хочешь? Прозу или стихи?
А.Р.: О! Конечно, стихи!
А.В.: Лирику тогда!
Азалия Ришатовна идёт в библиотеку, возвращается с пятью томами стихотворений А.С.Пушкина.
А.В.: Зачем столько?!
А.Р.: А надо!
Начинает листать тома, пытается что-то читать вслух. «Вот дурр-ра-то! Я же по-русски с акцентом говорю! Они же смеяться будут! Не буду!! И вообще, они меня испытывать будут, а Влад издеваться!»
Хором говорим, что акцент почти не заметен, вот и хорошо даже, пусть слушают и учатся тоже любить Пушкина. У Азалии же рождается идея прочесть Пушкина на английском, почему-то на английском акцент не заметен, а английский она знает, была даже на специализации в Швеции, где все говорили по-английски.
Я проверяю тетради одним глазом, девочки обговаривают этапы урока, цели учебные. Азалия погрустнела. Анюта гипероптимистично пытается вселить в неё уверенность.
Через два дня урок.
Как это было. Я пришла в класс на перемене. Конспекта урока я не видела. Были знакомы только концептуальные моменты урока. Полкласса меня и не заметили.
Обыкновенная переменка такая: наушники, телефоны, пересмешки, двоечник Иванов вдруг на переменке – высокопопулярный и активный собеседник, вокруг него толпа слушателей, собирают какие-то тетради с изложением, заходит Андрей из 11-го, включается в разговор с Ивановым, кто-то из детей вспоминает, что не рассказал стих какой-то, шепчет его почти на ухо Анне Владимировне, пришла дочка Анны Владимировны: «Ма-ам, не хочу в продлё-ёнку…», Ангелина спит на парте, Карина развернула завтрак, бутылка с водой, меня по-прежнему не замечают.
Звонок. Анна Владимировна уходит за последнюю парту, тут уж все видят и меня тоже. Азалия входит – прелесть! Щёки горят, глаза блестят, ямочки на щеках играют, только рука пуговицу теребит.
– А-А!
– А, я понял! Ё!!!
Азалия рукой жест: присаживайтесь. И сразу стих по-английски! На последних строках спящая Ангелина вторит тоже по-английски и вслух по-русски выкрикивает: «Я помню чудное мгновенье!»
Азалия делит на группы: «Соберитесь в строчку!» Зачем-то Анна Владимировна комментирует. Минутная пауза, начинаются реплики: «У кого?..» Двигаются как-то лениво, с трудом. Неожиданно Алёнка-тихоня начинает руководить процессом. Ужасно кислая девочка по имени Эвелина, без всякого азарта, с чувством брезгливой снисходительности выносит себя из-за парты и ищет «свою строчку».
Собрались, расселись. Договариваются об оценке. Реплика кого-то из детей: «Что-то эти смайлики мне напоминают…» (вчера на информатике смайлики тоже были).
Задумались над названием команд. «Надо срочно что-то придумать!» – кажется, пытаются показать, что включились в игру. Названия даны с учётом моего (учитель химии) присутствия: «2CaSO4 H2O», а «Makl & Co» дружно комментируют: «О! Майкл и СО – угарный газ, что ли?!» На что члены команды возмущаются: «Ага, это кампания, читай больше!»
Посыльные. Грустно-кислая Эвелина – первая. Принесли задания, включились – все! Но «Мы готовы» – получилось нескладно. Читают стихотворение с выражением по строчке каждый – и аплодисменты других команд!
Следующее задание начинается с пассивной работы, Азалия включается в работу каждой команды. Длинноволосые мальчики, лица завешаны волосами, тощие длинноногие девочки, вполоборота сидящие за столом, вроде в работе. Карина командует, Иванов с азартом подчиняется, он вовсе не глупый, просто «пофигист» и ему правда вдруг становится интересно, что будет потом, Вася играет с листочками-словами от первого задания, собирает из них свои предложения. Андрей и Женя – отключились. В передаче листка соседям – запутались. Получив чужой листок – все большее число детей включаются в его анализ «О! У нас такого нет!» Максим жульничает: сравнивает два листка, оказавшиеся у них на парте. Зато появился азарт.
Анна Владимировна кивает головой, что-то из действий детей комментирует вслух, мне слышно, детям, вроде, нет.
Слушают друг друга внимательно, увлечённо. Забыли про смайлики. Азалия вспоминает, восстанавливают хронологию ответов и рисуют смайлики на доске.
Определяют, ямб или хорей? Какая-то заминка, я не поняла, «А, это вы подсказали Азалии Ришатовне?! А в каком году вообще-то Пушкин родился?!» – «Почти через двести лет родилась я!».
Азалия Ришатовна спокойна, уверенна, в конспект не глядит.
Каждое задание все встречают с интересом, ожиданием чуда, но спустя две-три минуты кто-то в команде обязательно «гаснет».
Сочинение стихотворения. «Мечты, цветы, красота, сновидения, воображение».
Женя: «Во-о-о-о-ображение!» – и руками разводит.
Пишут стихи все.
«Ты потрясла моё воображение,
А красота твоя – все сновиденья,
Ты – все мои мечты,
Тебе – мои цветы!»
Это Андрей читает пафосно у доски уже после звонка. Все окружили Азалию, общий гвалт и шум.
А Влад вовсе не издевался и не испытывал Азалию.
Отчёт гостя (Басыровой)
Урок в 9 классе, предмет – литература, тема: «Любовная лирика Пушкина», время урока – 40 минут.
Хозяйка – Анна Владимировна Грекова (учитель русского языка и литературы)
Гость – Азалия Ришатовна Басырова (учитель информатики)
Помощник – Галина Петровна Злобина (учитель химии)
На уроках в 9 «Б» у меня имеется ряд проблем, недопонимание иногда доходит до конфликта. Именно поэтому в этом классе у меня был интерес провести урок по литературе.
◊ ◊◊◊ ◊
Когда я зашла со звонком в класс, то большинство детей удивилось, но кто-то из мальчиков сказал, что это эксперимент и такое у нас уже было.
Я сказала своё вступительное слово, что урок необычный:
1) что веду его я;
2) что будем разговаривать о любви.
Я прочитала стихотворение «Я помню чудное мгновенье» на английском языке, а потом спросила у ребят, как они думают, что это за стихотворение Пушкина А.С., и они сразу же ответили.
◊ ◊◊◊ ◊
Деление на команды происходило таким образом: были даны слова из стихотворения А.С Пушкина «Медный всадник», где нужно было «собраться в строчку», и если строчка собралась, то команда сформировалась.
Все ребята разделились на команды и придумали названия командам: «Кудряшки», «Майкл и КО», «Медвежата», «Manumentum», «Алладин», «2CaSO4 H2O» (гипс).
Далее мы с ними определились с тем, что будем рисовать за правильный ответ, это – смайлик.
И начался урок-игра. (С самого начала я не продумала, как буду вызывать представителей из команд; вместо того чтобы звонить колокольчиком, я звала их, тем самым привлекая к себе внимание.)
На моё удивление, класс пошёл на контакт.
◊ ◊◊◊ ◊
Первое задание. Каждой команде нужно было прочитать четверостишье из стихотворения «Я помню чудное мгновенье». Они читали с интонацией, а по завершении прочтения команды-соперники аплодировали.
◊ ◊◊◊ ◊
Второе задание – письменный пересказ стихотворения. Потом нужно было передавать этот листочек своим соседям, где они добавляли своё или с чем-то не соглашались.
Сигналом для передачи листочка служил хлопок в ладоши (где меня дети потом поддержали и тоже начали хлопать: мол, вы что-то задержались).
В конце листочек вернулся своим хозяевам, где они смотрели на добавления к своим пересказам.
◊ ◊◊◊ ◊
Третье задание: определить стихотворный размер.
Представитель из команды записывали свои ответы на доске, ответы писали в цифирном значении, а один представитель нарисовала схему определения стихотворного размера, и я заволновалась, потому что сама и не знала, что она означает, и, соответственно, посмотрела на Анну Владимировну. А дети это увидели, и посыпались вопросы:
– А вы-то сами знаете, какой это размер?
– Не бойтесь, вам же сказала раньше А.В.
Я, естественно, сказала, что знаю.
Дети повернулись к Анне Владимировне:
– Она честно сама делала?
А.В. сказала «Да», они тут и успокоились.
◊ ◊◊◊ ◊
Четвёртое задание: сочинить своё четверостишье, используя рифму и эпитеты из стихотворения и ещё дополнительные слова (записала на доске).
Времени не хватило, но команда «Кудряшки» всё-таки придумали и прочитали своё стихотворение, а остальные ребята захлопали и заулыбались.
◊ ◊◊◊ ◊
Урок закончился.
Оценки были выставлены каждой команде на доске. Все ушли с хорошим настроением.
Реплики от М.В.Ганькиной
на письма-отчёты об уроке во 2-ом (открыть) и 9-ом классе (открыть)
Привет Салавату! Простите, что вам приходится вариться в собственном соку. Любимая фразочка мэтра (Вячеслава Михайловича): если кашу не помешивать, она пригорает. А вас бросили на целый год – не удивлюсь, если все тогдашние добрые начинания сейчас на стадии затухания. Остаётся надеяться, что кто-то, вкусивший настоящей жизни, уже не сможет работать по-старому.
Спасибо за отчёты – живым языком написаны, есть подробности, и про детей много. Вы молодцы. Но с подготовкой напутали-и-и! Этим и объясняется большинство огрехов.
Цитирую одного из Помощников: «…конспекта урока я не видела…», одного из Хозяев: «…оповестили о своих новинках помощника». С Помощником-то как раз и готовится урок! Хозяин только излагает учебную тему (Помощник при этом следит, чтобы Хозяин не продавливал свои идеи про то, как), а вот про то, КАК на этом материале выстроить событийный ряд урока, – дело как раз Гостя и Помощника.
И получилось, что помощникам – Галине Петровне и Владимиру Петровичу – на уроке осталось сидеть «праздными зеваками», отсюда и жанр их отчётов – литературная зарисовка. Это вместо разговора по делу. А дела-то – сравнивать придуманный вместе с Гостем урок с тем, что получилось в реальности, – у них и не было.
Урал Шарифуллович (гость), браво. Коротко, но честно – это дорогого стоит. Вот только жаль, что читатели так и остались в недоумении, что же там у вас произошло. Что задумали (тот самый «сценарий»), в каком месте «провалилось», как выкручивались и т.д. С преодолением этих провалов и связана «зона ближайшего развития» в учительском профессионализме. А так – немного отписочка получилась, уж извиняйте.
Елена Анатольевна (хозяйка), как много наблюдений, подробностей, спасибо! Чувствуется, что жизнь детей в этом (вашем) классе и на остальных уроках насыщенная, подлинная. Остаётся порадоваться за класс, который «лихо выкомаривает счёт». Кстати, из вашего рассказа не видно, что у Гостя (цитирую Урала Шарифулловича) «ощущение полного провала» и «всё валится из рук», наоборот – выходит, что урок блестящий. Странно… Разве вы не встречались всей тройкой, не обсуждали урок?..
Анна Владимировна (хозяйка), ваш рассказ очень уж со стороны – конспективно-телеграфный стиль, зарисовка. Читается легко. Однако где же ваш педагогический взгляд на происходящее, ваши личные впечатления? Жаль, что вы не поделились с читателями собственными открытиями – про себя, про детей. С последней парты ведь всё по-другому видится…
Азалия Ришатовна (гость), с английским это вы здорово придумали! И ни удивление своё не скрыли («на моё удивление»), ни волнение («я заволновалась»). И это хорошо. А вот самих фактов в вашем отчёте – с гулькин нос. Сколько времени вы на задание дали? Почему, по-вашему, его не хватило? Что за письменный пересказ? В прозе, что ли? Какие-такие дополнительные слова? Оценки выставили куда? Надеюсь, в журнал не побоялись? Что, по-вашему, удалось, что нет? Многие якобы мелочи остались за кадром…
Итак, ещё раз (хотя алгоритм подготовки госте-ролевых уроков есть на сайте openlesson.ru, достаточно набрать в поисковике нужное словосочетание).
1) Урок придумывают Гость с Помощником ВМЕСТЕ, а не только гость, и уж тем более не Гость с Хозяином.
2) Хозяин лишь излагает учебный материал, в подготовке урока не участвует.
3) На что смотреть, что примечать во время урока. Неожиданное в привычном.
Хозяину: что увиделось с галёрки по-другому (дети, учебный материал, собственный педагогический стиль в сравнении с другим).
Гостю: свой собственный стиль, перевёртыши «горечь побед» и «радость поражений».
Помощнику: разница между задуманным и реальным уроком – что пошло не так, на пользу или нет; что взять в свою профессиональную копилку, что нет.
4) Обязательно после урока всем троим собираться, делиться впечатлениями, говорить про детей, обсуждать удачи и неудачи, что можно было сделать по-другому, чего в следующий раз избегать и как (это и есть основа для отчётов).
5) Акценты в отчётах – собственные ОТКРЫТИЯ, УДИВЛЕНИЯ. Свои ощущения, сравнения, аналогии. Что я возьму в свою педагогическую копилку, что нет. По делу! Иначе крен – либо в сторону конспектов, либо в литературщину.
Дорогие коллеги, не увлекайтесь литературностью изложения – если себе такую планку ставить, никогда и не засядешь за отчёт! Чем проще и деловитее – тем лучше. Да и доверия у читателей к такому тексту будет больше. И у вас самих времени на писание уйдёт меньше. Это на будущее.
А для первых проб всё очень даже неплохо. Вы большие молодцы, не давайте себе закиснуть! Пожалуйста!
Узел СВЯЗИ → Отдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадок → Педагогика ОТНОШЕНИЙ, САМОРАЗВИТИЯ и САМООБРАЗОВАНИЯ