Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА → О затейливой простоте социо-игрового СТИЛЯ ведения занятий в старшей и подготовительной группе
___________________________________________________________________________
Педагогические подсказки Л.Ф.Нагорной
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: развиваем слуховое внимание, совершенствуем умения использовать в речи падежные конструкции и составлять предложения с использованием союзов и, а
Воспитатель предлагает детям игру «Одно и то же по-разному» (открыть в новом окне). Ход игры: всем детям необходимо объединиться в пары по желанию и выбрать движение, позу, которую они с другом будут показывать по-разному.
Дети:
— Движение — значит вдвоём надо двигаться?
— Никита, ты можешь с другом выбрать позу, как на музыкальном занятии, в игре «Замри».
— А как это, Стас, одну позу по-разному показать вдвоём?
— Ну что ты, не можешь сообразить? Ты стань ровно, как на зарядке, а твой друг — как будто танцует (предложение строили с помощью воспитателя).
— Лиза, конечно, ты ходишь на танцевальный. Вот ты быстренько и сообразила.
Не жалейте времени на занятии для таких рассуждений. В дальнейшем и вы, и дети намного больше сэкономите, «выиграете» при пересказах, составлении рассказов по картинкам, из личного опыта жизни.
Воспитатель:
— Если вы готовы к игре, то начнём её!
В ходе игры воспитатель шёпотом даёт совет тем, кто затрудняется. Кроме того, дети друг другу советуют, подсказывают, помогают.
Воспитатель:
— Как интересно у вас получается! Я хочу сказать про Колю с Настей. Коля сидит и смотрит телевизор, а Настя сидит и читает книгу.
Дети:
— А я хочу прочитать про Артёма и Таню. Артём прыгает на двух ногах, А Таня прыгает через скакалку… (И т.д.)
В чём заключается важность, ценность такого хода занятия? Дело в том, что детям легко и интересно наблюдать и рассказывать о действиях своих друзей. В дальнейшем, им будет интересно «читать» и предметные, и сюжетные картинки, так как многие действия, движения они учатся «пропускать через себя».
Ещё один, не мене важный, фактор в успешном составлении предложений детьми: при «чтении» воспитатель не старалась дать образец действия, а играла с детьми на равных правах.
Воспитатель:
— Дети, давайте выберем одно какое-нибудь движение и по-разному выполним все вместе.
Дети:
— Можно в окно смотреть по-разному.
— Можно стоять по-разному.
— Можно лежать по-разному. Лежать будет интереснее.
Дети располагаются на ковре и ложатся, наблюдая друг за другом, чтобы не повториться.
Воспитатель:
— Ой, ребята, мы же не определили, кто читать-то будет.
Хотя всё это она, конечно же, предвидела и умолчала. Ей необходимо самой почитать, чтобы дети вслушивались и учились употреблять в своей речи сложные предложения, именно таким образом она может избежать прямого обучения. Детям же всем хотелось быть в паре и придумывать разные позы.
Дети:
— А мы вам доверяем «прочитать» наши движения.
Воспитатель «прочитывает» детские позы, используя прилагательные, наречия, расхваливает детей.
Воспитатель:
— Мальчики и девочки, вы лежите все по-разному, как на картинке. Вас очень легко и интересно «читать». Художник нарисовал таких же девочек и мальчиков, как вы. Может, мы их прочитаем?
Дети:
— А картинки разноцветные? Большие? Их много?
— А пары будем менять или останемся так же?
— Давайте поменяемся, я хочу с Даниилом теперь.
— А я хочу читать картинки с Артёмом.
Дети меняются парами, берут книжки-малышки, изготовленные воспитателем, «прочитывают» их или вдвоём, или по частям.
Дети:
— Девочка Таня рисует карандашами в альбоме, Настя рисует мелом на доске.
— Внучка пьёт чай с булочкой, и бабушка пьёт с булочкой и т.д.
Материал одного занятия вы можете использовать на двух, а то и на трёх занятиях, меняя игры, картинки. Важно, как вы заметили, что дети при разных видах деятельности меняют своё расположение в групповой комнате. Этим самым они учатся самостоятельности, наблюдательности и, безусловно, совершенствуются их взаимоотношения в разных ситуациях. А это означает не что иное, как развитие произвольности.
Хочется сказать о значении итога занятия, как для развития личности каждого ребёнка, так и для нормального, более того, комфортного проживания детей в коллективе.
В какой бы форме вы его не проводили, важно, чтобы детям предоставлялась возможность высказать свои впечатления, своё отношение к происходящему на занятии. Чтобы это произошло, ребёнок старается слушать и слышать, запоминать, учиться сравнивать происходящее на занятии и собственное участие в нём.
В итоге занятия мы предлагаем детям игру-упражнение «Я позвоню маме…». Подражая взрослым, дети учатся рассказывать о себе: «Алло, мама, здравствуй. Сегодня я на занятии «читал» движения Нади и Артёма».
И, неожиданно для воспитателя возникает диалог между детьми:
— Мы не по-настоящему читали.
— Так говорила воспитательница.
— А когда мы будем по-настоящему читать?
— Анюта уже умеет. Она мне читала.
— И я умею, хоть сейчас прочитаю.
А учёные до сих пор запрещают учить детей читать. В какой-то мере они правы. Насильно учить — нет смысла.
А вот создать условия, для того, чтобы у ребёнка возник интерес к чтению — это очень важно для детей 5-6 лет. Одним из важнейших условий для этого являются игры-упражнения со звуками именно в дошкольном возрасте. Тогда и отпадёт необходимоисть в детском саду организовывать какие-то специальные занятия по обучении чтению, которые могут подавлять у некоторых детей естество их развития.
Любовь Нагорная
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА → О затейливой простоте социо-игрового СТИЛЯ ведения занятий в старшей и подготовительной группе
.
.
оставить отзыв, вопрос или комментарий
вам нужно войти для того, чтобы оставить комментарий.