Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Первый закон НЬЮТОНА (мастер-класс)

ДО и ПОСЛЕ открытого урокаУчительские РАССКАЗЫ об открытых уроках…
Сам себе РЕЖИССЁР ФИЗИКА

________________________________

Первый закон Ньютона

 

Мастер–класс Е.Г.РУЗАЕВОЙ

на Московской областной «Педагогической ассамблее»

в городе Чехов

◊><◊><◊><◊><◊><◊><◊

с о д е р ж а н и е

Преамбула

1. Так просто и так серьезно

Письмо-отчет  Елены Григорьевны Рузаевой, учителя физики МОУ «Оболенской СОШ» Серпуховского района Московской области

2. Как же интересно наблюдать за взрослыми

Письмо-отчет  Маргариты Иосифовны Санкиной, учителя математики МОУ «Оболенской СОШ» Серпуховского района Московской области

◊><◊><◊><◊><◊><◊><◊

ПРЕАМБУЛА
13 октября 2011 года в городе Чехове проводилась Педагогическая ассамблея, в которой приняли участие преподаватели школ Южного Подмосковья. В работе ассамблеи приняли участие и учителя Серпуховского района. Оболенскую среднюю общеобразовательную школу представляли: учитель математики первой квалификационной категории Маргарита Иосифовна
Санкина и учитель физики высшей квалификационной категории Елена Григорьевна Рузаева.

Е.Г.Рузаева представила для собравшихся учителей мастер-класс по использованию социо/игровых приёмов на уроках физики. Преподаватели  окунулись в социо/игровую режиссуру урока, вошли в роль учащихся, чтобы посмотреть на урок «изнутри». По восторженным лицам преподавателей можно было понять, насколько заинтересовал их социо/игровой стиль ведения урока.

◊><◊><◊><◊><◊><◊><◊

1. Так просто и так серьезно

Письмо-отчет  Елены Григорьевны Рузаевой, учителя физики МОУ «Оболенской СОШ» Серпуховского района Московской области

Для знакомства с особенностями социо/игрового стиля обучения в классе собралось более 30 преподавателей из школ Южного Подмосковья. Как и полагается на обычном школьном уроке, всё началось с этапа «проверка домашнего задания».

Для всех собравшихся затеянная мною проверка сразу показалась неожиданной. От всех требовалось знание всего-то одного определения:

– Траекторией называется линия, вдоль которой движется тело.

Опрос проводился «по цепочке». Каждый «ученик» (в данном случае – каждый из прибывших на форум учителей) должен произнести всего-то лишь одно слово из определения. Но в строгом порядке, то есть по цепочке. В помощь им была дана эстафетная палочка. Она передавалась от соседа соседу с проговариванием одного слово.

Преподаватели сначала с некоторым недоумением и недоверием отнеслись к такой затее – вроде как-то уж очень просто. Да ещё за произнесённое слово (и правильно и вовремя) надо было ставить плюс в свою тетрадь (как накопительную оценку) – НЕ СЛИШКОМ ЛИ ПРОСТО?

Но всё оказалось не совсем так. Цепочка то и дело рвалась. То по одной причине, то по другой. Лишь после того, как большинство преподавателей записали определение на бумаге (то есть изготовили шпаргалку), дело пошло  быстрее.

С седьмой попытки преподаватели согласились, что это не такое простое дело. Проверка не только помогала собравшимся сконцентрировать своё внимание на работе, но и укрепляла их неподдельный интерес к происходящему.

На мастер-классе была показана возможность, как это задание немного усложнить – основные правила проверки остаются теми же, только вот определение надо читать наоборот. То есть формулировка теперь будет звучать, начиная с последнего слова.

Некоторые преподаватели тут же были застигнуты врасплох – такого они не ожидали никак.  Не помогло даже то, что определение у многих уже было  записано в тетрадках. Да и все собравшиеся знали его «на зубок» не один год…

В результате многие из собравшихся согласились, что только активно мыслящий и творческий ребенок может без особых затруднений произнести определение в прямом и обратном порядке. К тому же для «слабого» или не выучившего определение ученика предоставляется прекраснейшая возможность наконец-то выучить определение, повторив его несколько  раз.

Следующий этап урока – актуализация знаний. Надо подготовить учащихся к восприятию нового материала. Предлагаю работу в группах. Однако объединение в группы отличается от привычного.  Преподавателям надо взять из мешочка любую пуговицу, найти коллег  с точно такой же пуговицей и организовать своё гнездышко.

Не все преподаватели с легкостью согласились принять участие в групповой работе. Небольшая часть пришедших учителей предпочла самоустраниться, устроившись где-то сбоку. Но это не стало смущать тех, кто с готовностью выстроился у мешочка с пуговицами. И вся их дальнейшая работа была и инициативна и доброжелательна.

В результате получилось всего три команды по четыре человека. Объясняю командам правила проведения диктанта «на дружбу».

Первые посыльные с осторожностью перед неизвестным подошли ко мне. Выслушав словосочетание – первую порцию нового определения, – они быстро пошли к командам и дружно стали диктовать запомнившиеся слова. Если учесть, что все собравшиеся являлись учителями физики, то ясно, что они исходное определение несомненно знали. Но с какой же самоотдачей и ответственностью они несли в свои команды очередную порцию определения! Можно было подумать, что они услышали данное словосочетание чуть ли не впервые!

После передачи через посыльных всех фрагментов определения команды проверили друг у друга степень достоверности получившейся записи. Потом дружным хором прочитав полученный текст, улыбающиеся преподаватели, выслушивали варианты соседей. Результатами работы все – и работавшие в командах, и наблюдавшие за их работой со стороны – были необыкновенно довольны.

Групповая работа так заинтересовала преподавателей, что даже те, кто в начале задания самоустранялся, демонстративно восседая со скучным видом, − даже они начали с явным любопытством прислушиваться к заданиям. Многие открыто интересовались ходом деятельности в той или иной группе, иногда пытаясь даже подсказывать…

Предлагаю найти в учебнике аналогичное определение  и определить тему сегодняшнего урока. Все проделывается за минуту-две. Наконец звучит версия:

— Тема урока «Первый закон Ньютона».

Преподаватели в восторге. Очень удобно – определение закона в тетрадях уже записано и почти выучено. А сама учебная тема определяется учащимися самостоятельно.

В результате на доске появляется формула записи первого закона Ньютона.

Для того, чтобы разобраться с тем, как использовать эту формулу, предлагаю группам выслать по одному представителю от команды. Они тянут условие задачи, для её решения общими усилиями в своей команде. Решение обязательно должно быть записано у всех в команде.

С каким же воодушевлением преподаватели приступили к работе – передать сложно. Сторонних наблюдателей как не бывало. Учителя дружно обсуждали, вспоминали, спорили. Как правильно решать – в векторной или в скалярной форме? Как записывать решение? Одним словом, работа —  кипела.

Когда же пришло время проверки, то некоторые преподаватели явно были удивлены. Во-первых тем, что пришлось перемещаться по классу. Во-вторых, тем, что задача у всех одинаковая (!). А в-третьих, мало того, что оценку за решение задачи обучаемые ставят себе сами, учитель  эти оценки принимает и признаёт!..

Для закрепления умения решать задачи предлагаю каждой группе четыре задачки, ограничивая время пятью минутами. Предлагается выяснить, кто сможет за это время решить как можно больше задач. Работа закипела. Все преподаватели вполне искренне приступили к  решению, стараясь как можно быстрее выполнить задания. Учителя полностью вошли в роль учеников. И было видно, что работа в таком темпо/ритме их явно увлекает, и стимулируя, объединяет…

Проверка решённых задач была предназначена «ведущему учителю», выбираемому в соседней команде. Тетради должны быть собраны в центре стола и переданы «своему» учителю. И даже это опять обрадовало участников – наконец-то знакомая форма «определения оценки».

Начался ещё один этап урока, который я запланировала показать учителям: «Закрепление материала». Предлагаю слайд, на котором изображено большое количество физических величин и математических знаков.

Предлагаю командам выбрать из изображённых величин те, с которыми они встретились на сегодняшнем уроке. Не удивительно, что и с этим  заданием учителя легко справились.

На вопрос «что это за формула?», получаю дружный ответ «Первый закон Ньютона!» То есть учителя полностью вошли в роль учеников: на лицах искренний восторг. Такой же, как и у детей.

Теперь мне надо было показать окончание урока. Подвести итог и дать домашнее задание.

Начинаю подведение «оценочных» заданий. За все проделанные задания учителя-учащиеся получали либо балл, либо плюс. Объясняю, что при подсчетах баллов можно использовать своеобразную рейтинговую оценку, которая зависит от количества баллов каждого ученика. Учителя насторожились. Прозвучал вопрос:

– А не смогут ли дети украдкой приписать себе несколько плюсов?

Я успокаиваю их тем, что урок лучше строить на доверии. Поэтому стоит признавать, как они оценивают они себя сами. Да и приписка будет и соседям и учителю сразу заметна – в тетради ученика отражена вся его работа на уроке. И если возникнет неприятная ситуация, то её всегда можно будет разрешить каким-то мирным путем.

Дело дошло до домашнего задания. Задаю: посчитать, сколько раз в новом параграфе учебника встретится слово «первый».

Вижу, что на лицах написано удивление. Что бы прояснить ситуацию добавляю:

– Следующий урок начнётся с вопроса о том, сколько же раз в тексте заданного учебного параграфа встречалось слово «первый». Ученик, считая, что ему задали на дом очень простое задание, выполнит его с огромным удовольствием. И даже на всякий случай пересчитает получившийся вариант (возможно, что пересчитает даже не один раз). Проштудировав, сам того не замечая,  параграф несколько раз подряд. При обычном домашнем задании, они прочтут его в лучшем случае один раз. А тут – скорее всего не один…

Восторг в глазах учителей. Так просто и так серьезно. Вот оно: сопряжение герменевтики (науки об искусстве понимания) и режиссуры урока…

Подвожу итог мастер-классу. Вопросы учителей в основном имеют методическую направленность. Спрашивают, где и как можно ознакомиться с этими приёмами. Есть ли курсы, книги, сайты…

По окончании мастер-класса преподаватели подходили и благодарили за знакомство с социо/игровой технологией. Говорили спасибо за необычное представление этого ультрасовременного направления в конструировании и проведении школьных уроков.

◊><◊><◊><◊><◊><◊><◊

2. Как же интересно наблюдать за взрослыми

Письмо-отчет  Санкиной Маргариты Иосифовны, учителя математики МОУ «Оболенской СОШ» Серпуховского района Московской области

Осенью в городе Чехов проводилась «Педагогическая ассамблея» для преподавателей общеобразовательных школ Подмосковья. Учитель физики высшей квалификационной категории Елена Григорьевна Рузаева проводила мастер-класс по социо/игровому стилю обучения (методика В.М. Букатова).

На первом этапе – проверка домашнего задания – проверялось знание учащимися определения. Проверка проводилась эстафетой «по цепочке». При простом проговаривании текста учителя не испытывали большого затруднения, но  сама форма опроса вызвал повышенный интерес.  А при чтении определения по цепочке в обратном направлении произошла существенная заминка. Учителям было сложно даже в таком простом определении правильно вспомнить и вовремя произнести слова в обратном порядке. Однако данная форма опроса домашнего  задания вызвала у многих преподавателей желание внедрить данную форму проверки на своих уроках.

По ходу проверки, учителя поняли, что по-игровому неоднократное повторение  в классе научного определения заставляет учеников неожиданно внимательно слушать соседей, следить за цепочкой высказываний и непроизвольно повторять определение вместе со всеми.

– Только хорошо подготовившийся к уроку ученик сможет быстро и правильно выполнить это задание – сделали вывод участники эстафеты «наоборот».

Далее была организована работа в группах. Раздача разноцветных пуговиц вызвала у многих учителей недоумение. Но формирование групп прошло на удивление быстро. Тренировка готовности заняла некоторое время – дружного хлопка (в сопровождении не менее дружного хохота) пришлось ждать аж несколько десятков секунд…

Актуализация знаний проводилась в форме диктанта «на дружбу». Посыльные от команд  запоминали часть фразы из текста и «несли» её в команду, стараясь не забыть услышанного. Как же было интересно наблюдать за тем, как взрослый человек, шепчет слова, чтобы не забыть их по пути в свою команду.

Ну а учителя, оставшиеся в роли наблюдателей, с  большим вниманием наблюдали за происходящим. Было ясно, что данная форма проведения этапа урока не оставила их равнодушными.

Новинкой для учителей стало изменение состава команды во время урока. Движение участников команды было непредсказуемым – они разобрали текст определения на какую-то мозаику. И потом стали искать других, у кого кусочки подходят по смыслу, чтобы опять собрался текст определения. В результате создались новые команды.

Затем в группах было проведено решение задач по теме урока. Совместная работа сплотила группы. Решение каждой задачи в группе записывалось всеми. Последующая групповая проверка соседней команды захватила не только проверяющих с проверяемыми, но и всех наблюдателей.

При взаимопроверке решения задач у многих учителей возник вопрос:

– Как реагировать на шум? Не является ли он помехой для работы?

Последовал ответ, что шум в данном случае, это обсуждение проверяемых работ, защита своего мнения, доказательство своей правоты. Это свидетельство частных и честных споров. Это показатель, что присутствующие не равнодушны к происходящему. Что обучаемым важно, что и как делают они сами и их соседи.

При обсуждении «открытого урока», продемонстрированного на мастер-классе, Е.Г.Рузаевой задавалось много вопросов. Это говорило о том, что учителей заинтересовала данная методика. Для многих из них социо/игровая «режиссура урока» стала настоящим открытием, так как с ней они ранее совсем не встречались. Много вопросов задавалось о возможности преподавания в социо/игровом стиле на уроках в старших классах.

Елена Григорьевна охотно делилась опытом. Объясняла, как лучше преподнести тот или иной материал старшеклассникам. Где можно взять информацию о социо/игровых технологиях для проведения уроков. Рассказывала о сайте ОТКРЫТЫЙ УРОК, в материалах которого можно найти всю необходимую  информацию.

◊><◊><◊><◊><◊><◊><◊

ДО и ПОСЛЕ открытого урокаУчительские РАССКАЗЫ об открытых уроках…
Сам себе РЕЖИССЁР
ФИЗИКА

3 комментария Первый закон НЬЮТОНА (мастер-класс)

  • Леся Михайловна Тавровская

    Спасибо за мастер класс. Очень интересно было читать. Сразу же приходят мысли, где это можно применить, как скоро и понравится ли это детям. Мне очень понравилось!

  • Сергей

    Спасибо за прекрасный мастер-класс. Но я не совсем понял фразу “На вопрос «что это за формула?», получаю дружный ответ «Первый закон Ньютона!»”. Насколько мне известно, формулы первого закона Ньютона нет. Есть только формулировка.
    И еще один вопрос. Плюсы и баллы за урок это одно и то же, или есть разница?
    С уважением, Сергеев С.Г., г.Запорожье
    _ _ _ _ _ _ _
    Ответ Е.Г.РУЗАЕВОЙ: Уважаемый С.Г.Сергеев (к сожалению, не знаю вашего отчества).
    Действительно, формулы первого закона Ньютона как таковой нет, но имеются сокращенные записи формулировки закона. Впервые подобную «краткую запись» я нашла в книге для учителя В.Ф.Шаталова, В.М.Шеймана, А.М.Хайта Опорные конспекты по кинематике и динамике (Москва «Просвещение» 1989).
    Формулировка самого закона (мне больше нравится формулировка из учебника И.К.Кикоина, А.К.Кикоина) достаточно сложна и для восприятия учеников и для запоминания. Запись же её в виде формулы упрощает запоминание. Я её немного доработала «под себя» и вот что получилось.

    [прим. редактора: ВНИМАНИЕ. Формат комментариев не поддерживает передачу формул. Поэтому формула приводится с вынужденными искажениями и сопутствующими объяснениями в фигурных скобках. Это неудобно, но думается, что профессионалы и заинтересованные лица смогут разобраться и понять, что хотела изобразить Е.Г.Редактор]

    ∑Fi=0 υ = 0/const
    {значок i должен стоять в нижнем регистре, а над F должен быть указан вектор}

    Можно сказать, что это не формула, а запись закона. Моё мнение – это формула. Ведь при решении задач с применением первого закона используют именно эту формулу.

    Что касается плюсов и баллов, то это по сути одно и то же. Если для оценки ответа, удобнее балы, то для поощрения в мелочах – например, скорости выполнения задания – удобнее плюсы. Ребятам очень нравится получать плюсы. Почему-то слово “плюс” ими воспринимается лучше, чем “балл” (и действительно – получить один плюс и один бал – чувствуется небольшая разница).

    Большое спасибо за ваши вопросы.
    Извините за непредвиденную задержку с ответом.
    С наилучшими пожеланиями,
    Елена Григорьевна.

  • Надежда

    Спасибо за прекрасные инновационные идеи! Приму к сведению в своей методической деятельности.

    С уважением, Серебренникова Надежда Михайловна,
    г. Екатеринбург

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика