Сам себе РЕЖИССЁР → МАТЕМАТИКА
МОУ Оболенская общеобразовательная школа Игра восьмиклассников и их числовых коэффициентов
Травина О.П. |
На уроке алгебры восьмиклассники (декабрь, 14 человек) на самом деле играли в снежки. Это был второй урок по теме «Неполные квадратные уравнения»
В самом начале урока объединились в три группы по следующему алгоритму:
1) сосчитали количество букв в имени и фамилии
2) нашли среднее арифметическое этих чисел
3) и построились в шеренгу по возрастанию полученных чисел
4) рассчитались «на первый, второй, третий»
первые номера – одна группа
вторые – вторая
третьи – третья
Посыльные от групп взяли наугад с отдельного стола по заданию. Задания были на каждом листке разные:
1) подготовить рассказ о квадратном уравнении (использовать учебник);
2) подготовить рассказ о неполных квадратных уравнениях (использовать учебник);
3) придумать каверзные вопросы по теме «Квадратное уравнение и его корни».
Общее условие: «Задание нужно подготовить таким образом, чтобы каждый член группы что-то по данной теме рассказал. Когда будете готовы – машите руками!»
Каждая из команд своё задание выполнила быстро. Потом «докладывали у доски» и отвечали на каверзные вопросы.
А вопросы были такие:
– почему в уравнении ах2 + вх + с = 0 а≠0?
– как вы думаете, почему в этом уравнении «с» называют свободным членом? и т.д.
Выполняя эти задания, ученики повторили весь материал.
Затем смена «мизансцены»:
– сначала построились в шеренгу по росту
– рассчитались на «первый-второй»
– запомнили свой номер и сели на своё обычное место
Потом каждый получил обыкновенный листок в клеточку. Листок не подписывали. На нём нужно было выполнить следующее задание:
1) записать любое квадратное уравнение с числовыми коэффициентами;
2) записать любое приведённое квадратное уравнение;
3) записать одно под другим ТРИ неполных квадратных уравнения разных видов;
И тут я предложила из этих листочков всем сделать «снежки». Дети, конечно, смотрели на меня с удивлением! Пришлось показать самой, как из бумажного листочка сделать кругленький беленький комочек – ну прям как настоящий снежок.
А дальше … полетели наши «снежки» по всему классу и друг в друга!
Эх, и весело было деткам!
Примерно через минутку – по моему сигналу – игру закончили и сели на свои места.
Затем все ученики с номером «первый» подняли по одному «снежку» и, объединившись в группу, отправились в один из углов класса. С номером «второй» сделали то же самое и отправились в другой угол.
Через посыльных получили задание:
«Проверить во всех листочках правильность выполнения задания.
Если найдутся ошибки – исправить!
При готовности – хлопать в ладоши».
Потом две группы поменялись местами и проверили работу друг друга. Конечно, «выяснили отношения»…
А потом опять играли в «снежки»! И опять по моему сигналу игра закончилась.
Началось объединение в три временные «рабочие группы» (у всех в группе должно быть что-то одинаковое). И снова каждый поднял по одному «снежку».
Теперь нужно было на каждом листке всей группкой решить по одному уравнению и сложить листочки аккуратной стопочкой. Верхним должен быть листок, который вызывает сомнения.
Каждая группа перешла к соседям справа и «сделала ревизию». А листочки, вызвавшие сомнение, проверили всем классом: их было три (в каждой группе по одному).
Представитель от группы писал решение на доске, остальные корректировали записи.
И опять – за «снежки»! И опять – с превеликим удовольствием!
Играли минуты полторы… После чего каждый сел на своё место с одним подобранным с пола «снежком»-листочком. На котором нужно было карандашом или ручкой другого цвета написать следующее:
- Выписать коэффициенты в полном квадратном уравнении;
- Решить одно из нерешённых уравнений;
- Придумать неполное квадратное уравнение, которое не имеет решения.
Теперь именно этот листок уже нужно было подписать.
Тут начались причитания: вот, кто-то накалякал, а мне теперь из-за него отметку плохую получать…
Проверяли эти «снежки» так: первые трое, кто раньше всех выполнил задание, объединились в особую группку-«тройку». И проверили сначала свои работы (я, конечно, последила за правильностью). А потом они стали проверять все остальные работы.
Я, честно говоря, забыла предложить «разбор полётов», а это было нужно! Несколько человек наделали ошибок и ворчали из-за плохой отметки. А отметку на этом уроке получили все! И эти отметки выставляли сами ребята (из особой «тройки»).
Мне самой этот урок очень понравился! Ребята много двигались, лазили под столы, смеялись…
Я думаю, что и в головах у них после такой встряски материал уложился достаточно прочно.
Сам себе РЕЖИССЁР → МАТЕМАТИКА
.
___________________________________
Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»
Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…
ВячеславБукатов
Здорово! Этот прием удачен для проведения любого предмета! Обязательно попробую, СПАСИБО и УДАЧИ!
Интересно. Не поняла только снежки-то были из одних и тех же листочков?