Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Работа со СЛОВАРЯМИ (лит, 6кл)

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокМПСУ: эксп.площадки
Сам себе РЕЖИССЁРЛИТЕРАТУРА

МОУ «Оболенская СОШ»
Серпуховский район, Московская область

Как ученики по одному слову СЛОВАРИ в нашей  школьной библиотеке загадывали

6 класс (12 учащихся) // тема: «Словари и работа с ними»

Рассказ Скирневской Людмилы Павловны об уроке для шестиклассников, подготовленном
и проведённом совместно
с библиотекарем Зориной
Ириной Викторовной

Предисловие: «Режиссура» этого урока была сконструирована и проведена не по заданию №3, но в социо/игровой стилистике, поэтому в нём сразу видна и «смена мизансцен» и «двигательная активность» учеников. В прямую число букв в словах никто не пересчитывал (как на других уроках у Л.П.Скирневской, о чём она рассказала в другом письме-отчёте), но и «обживаний» и «счёта» на уроке было достаточно. Как и ЗАГАДОК/ОТГАДОК, правда связанных не столько с буквами или словами, сколько со словарными статьями и их содержащими словарями. Поэтому, помня о том, как в социо/игровой педагогике ценится разнообразие форм даже одного и того же приёма, предлагаем этот рассказ об уроке, который был проведён для шестиклассников в нашей школьной библиотеке.

 Куратор экспериментальной площадки
И.А.Евсеева

 

В 6 классе есть тема «Словари и работа с ними». Договорившись с Зориной Ириной Викторовной – нашим библиотекарем – веду ребят к ней. Столы в библиотеке уже расставлены буквой П, на них разложены словари.

Интересуюсь, а сколько же словарей на столах. И слышу от Лены Трутневой: «56». Удивляюсь: «Откуда знаешь?» И слышу в ответ:

– Я первая пришла и их все пересчитала, интересно же.

– Ребята, проверим? – предлагаю я.

Ученики облепили столы и принялись считать. Их было 12 человек (остальные болели). У кого получилось 53, у кого – 57, а у кого и 60.

Пересчитывали, оживленно курсируя вдоль столов, ещё раза 3. И получили  цифру 57. Наконец все успокоились.

А Ирина Викторовна спрашивает:

– Все ли эти книги – словари? Или среди них есть и не словари?

Опять ученики повскакали со своих мест и стали внимательно рассматривать книги, передвигаясь вокруг столов с книгами. Оказалось, что на столе все книги – словари!

Тут я отвожу всех в сторонку и спашиваю:

– А кто запомнил, какие именно были выставлены словари?

Встаём в кружок и вспоминаем. Назвали 10 наименований. А Ирина Викторовна помогает:

– Есть у нас словари Брокгауза и Ефрона, – перечисляет его приметы.– Кто первый его найдет?

Быстро справились. Когда вернулись в кружок, звучит новая информация:

– В нашей школьной библиотеке есть разные издания толкового словаря Ожегова. Кому приходилось работать с эти словарём? – Поднялось несколько рук.

Далее – смена мизансцен: все опять подходят к столам с книгами. Ирина Викторовна рассказывает, что некоторые словари в библиотеке появились недавно, а другие являются старейшинами. И предлагает найти самый «молодой» в нашей школьной библиотеке словарь и самый «старый».

Вновь словари начинают мелькать в руках ребят. Теперь их внимание переключается на год издания. Нашли и самого «юного» и «старичка». Из новых изданий были найдены и продемонстрированы:

«Школьный фразеологический словарь русского языка» (В.П. и А.В. Жуковы, 2008);

«Орфоэпический словарь русского языка» (Новинская Н.И., 2007);

«Этимологический словарь русского языка» (Шаповалова О.А., 2007).

Затем Ирина Викторовна читает ученикам рассказ Зощенко «Кочерга» и даёт такое задание:

– Помогите герою правильно употребить слово кочерга с числительным 5. К какому же словарю вы обратитесь? – И тут я добавила, что кто первый справится, тому обязательно поставлю пять.

Вновь оживились, в руках словари, все внимательно перелистывают страницы…

И, знаете, кто первым справился с заданием? Первой вновь оказалась Лена. Она даже прыгала от радости. Девочка как бы «проблемная», она может и домашнее задание не сделать, и правило не выучить, да и на уроке поговорить не прочь. А на этом занятии вся светилась.

Она первая и отыскала орфографический словарь, и первой нашла слово «кочерга». И первой прочитала особенности употребления этого слова.

– А в каком же словаре ещё можно было найти ответ на этот вопрос?– продолжала уточнять Ирина Викторовна.

Прозвучало предложение Лизы Балковой: заглянуть в толковый словарь. Проверили. Оказалось, что – не ошиблась (ну эта девочка имеет «пять» по русскому).

Было ещё несколько заданий, связанных с поиском и листанием словарей и антонимов, и синонимов, и омонимов, и орфоэпии. Стали разбираться, с какой целью, когда и к какому именно из них уместно обращаться.

Больше всего ребятам понравилось сравнивать словарные статьи к одному слову, но из  разных словарей. Например, о слове иллюстрация они нашли статью и в орфографическом, и в синонимическом, и в толковом словарях. А потом это же слово они отыскали и в словарях по этике, и  по эстетике, и в Энциклопедическом… И везде они смогли получить новую порцию информации.

К последнему заданию у ребят был особо сильный интерес. Им нужно было взять понравившийся словарь, пролистав его, выбрать на его страницах одно из «типичных» слов и произнести его, чтобы остальные смогли отгадать по этому слову название словаря.

Сразу же  ученики расхватали книги, разошлись подальше друг от друга и стали выбирать нужное слово. Потом поочередно выходили на «авансцену»,  и, пряча словарь, кто под кофту, кто под рубашку, кто старательно закрывал руками, произносили своё СЛОВО-загадку… А все остальные гадали, как же называется «спрятанный» словарь…

После звонка на перемену уходить из библиотеки никто не спешил. М. Атяжев попросил разрешение взять домой «Словарь биологических терминов», чтобы готовить сообщение по биологии. А человека четыре почти всю перемену просидели в библиотеке, листая пухлый словарь русских фамилий.

.

Узел СВЯЗИОтдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадокМПСУ: эксп.площадки
Сам себе РЕЖИССЁРЛИТЕРАТУРА

.

___________________________________

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика