Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Желтковая темпера (4 курс)

Сам себе РЕЖИССЁРМХК и уроки РИСОВАНИЯ

Шушунова Татьяна

С удивлением узнала,
что совершенно
не представляла преимущества групповой работы при обучении
ЖИВОПИСИ!

4 курс // Учебная тема: Знакомство с техникой желтковой темперы: Плавь и Пробел (на примере Новгородских таблеток 15 века)

___Здравствуйте, Вячеслав Михайлович. На  занятиях Вашего курса сделала для себя важное открытие – существование социо-игровой педагогики.
И с удивлением узнала о том, что часто пользуюсь
её двумя «золотыми правилами» и совершенно не знала о третьем!

Я реставратор, веду предмет Рисунок и Живопись на очно-заочном отделении Института Искусства Реставрации по специальности – реставрация архитектурного наследия. Небольшое количество часов, большие перерывы между «заездами» (по 2 недели 4 раза в году), разный уровень подготовки поступающих – такие условия сами по себе создают и движение, и ритм, и перемену деятельности – нужно много и быстро учиться, филонить некогда, нужно сразу заниматься делом.

В течении многих лет мы справлялись, но последние года три, переехав в другое помещение (изначально были палаты 17 века), всё стало замедляться. Время на выполнение заданий растянулось, да и стало сложнее продвигаться в программном материале, стал пропадать интерес.

Предпринимала разные попытки по исправлению ситуаций. Но  если и получалось двигать, то только собой, а не обучаемыми. На долго такого зажигания не хватало…

И тут пришло спасение –  РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ! Все трудные теоретические и практические вопросы я теперь собираюсь отдать им. И знание теории «Режиссуры урока» теперь делает социо-игровую систему прочным каркасом всей нашей программы! Планов много…

Пока же расскажу о том, как удалось провести мне занятие по темпере на 4 курсе. Тема:  Знакомство с техникой желтковой темперы: Плавь и Пробел (на примере Новгородских таблеток 15 века).

Было задано принести натянутые планшеты, подходящие кисти.

Студентов сначала было пятеро, а в процессе занятия стало восемь.

Разделились по последним двум цифрам мобильного телефона. Образовалось две команды.  Две подруги оказались в разных командах, и одна из них была этим очень недовольна. Пришлось объяснять, что реставраторам необходимо уметь работать и в некомфортных условиях. И моя задача, обеспечивать такие условия.

Каждая команда построила себе рабочее место.

(Техника плави требует горизонтальной поверхности, а у нас одни наклонные. Поэтому сооружение рабочего места происходило всегда, но то с какой скоростью и какой активностью это произошло сейчас, меня порадовало. Я поняла, что каждая команда взяла инициативу в свои руки!)

Объявив учебную задачу, предложила представителям команд вытянуть  изображение (фотографии), которое укажет на предмет, с помощью которого будет изучаться тема. Получились – Крыши и Горки.

Оказалось, что тем, кому-то достались горки, хотелось бы рисовать крыши, и наоборот. Нужно будет подумать!

Реплика В.Б.: это то же самое, что и с «подружкой». Там вы вовремя сориентировались. А тут почему-то дали промашку. Если хотят – замечательно! Пусть нарисуют дома самостоятельно (ведь то, что «хочется» будет дома рисовать сподручнее) – Вячеслав Букатов

Следующей задачей было составление на своём планшете композиции из трёх изображений, доставшегося команде предмета. Каждому нужно было нарисовать на листе отдельное изображение так, чтобы в команде сложилась композиция из сомасштабных изображений.

(Тут пришлось рисовальщикам подгонять друг под друга свои рисунки. Немного повозились, но справились.)

Приготовление эмульсии  было следующим этапом. Мы вместе с представителем команды «Крыш» при полнейшем внимании «всего собрания» сделали эмульсию (и её было достаточно для всех). Поэтому особо порадовало то, что из другой команды меня спросили – может быть у меня есть ещё яйцо. Оно было – запасное. В результате каждая команда работала своей эмульсией!

Приступили к живописи. Общая схема: несколько красочных слоёв – раскрытие цвета и пропись, первый пробел, плавь, второй пробел, плавь, третий пробел.

Оборудовали «общее рабочее место» на подоконнике. Здесь нужно было самим составлять краску по определённой схеме. Для этого от каждой команды приходил посыльный. И здесь же происходил процесс обмена информацией. 

Быстро сообразили, что при общем принципе работы можно производить обмен излишками краски. За этим заглядывали к соседям. Просто любопытствовали и фотографировали…

Можно сказать, что налаженный «производственный процесс» снял не только нервное напряжение ответственности, но и высвободил часть времени для наблюдения и усвоения информации, что раньше при индивидуальной работе было почти невозможно. Что касается меня – я отдыхала!

Команды разобрались со смыслом последовательности рисунков. Первый рисунок – «простой пробел», второй – «антиномичный», третий – «негативный». В процессе второй и третий совместили. (Выяснилось, что команда «с горками» в негативном пробеле сделала общую ошибку.)

Третий рисунок (на планшете) оставлен для домашней работы в другой технике (акварели).

В следующий раз у нас натянутых планшетов не будет, а будет планшетка покрытая левкасом. Хочу, чтобы команды выполнили на планшетке одно изображение темперой, а потом пошли «в гости» друг к другу, и на листе  бумаги сделали копии акварелью с планшеток соседей.  Реставраторам нужно уметь копировать и подбирать точный цвет…

Это то, что касается 4 курса, а через неделю на 2 курсе предстоит зачет по крестовому своду…

По крайней мере, взмах крыльев «таблицы-Бабочки» я увидела во всей красе.

 

Спасибо Вам, Вячеслав Михайлович, за науку!
С уважением, Татьяна.

хххххххххххххххххххххххххххх

Сам себе РЕЖИССЁРМХК и уроки РИСОВАНИЯ

___________________________________

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика