Узел СВЯЗИ → Отдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадок → МПСУ: эксп.площадки
[2] Узел СВЯЗИ → ФОРУМ → «Круглый стол» эксп/ПЛОЩАДОК
Серпуховский район Московской области Ольга Павловна Математические вариации приёма «Видимо-невидимо» с фонтаном интерактивности на алгебре в 8 классе 13 апреля 2013 Алгебра // 8 класс (16 человек) // 2-й урок по теме: Решение систем неравенств с одной переменной |
Урок начался с объединения в команды. Сделали это так. Начертили на полу мелом метку, и все желающие прыгали от этой метки – кто дальше.
Четверо самых «прыгучих» стали вожаками. Все остальные сговорились по парам, кто из них, например, апельсин, кто – мандарин, и предлагали вожакам выбор. Чьё слово вожак выбрал, того он забрал в свою команду. Получилось четыре команды. (Эта затея понравилась, но знакомы с ней были немногие – так что фольклорная «эстафета поколений» оказалась сопутствующим результатом этого урока алгебры).
Команды оборудовали свои места и прислали посыльного. Все задания на уроке передавались в команды через посыльных, посыльные всегда были разными.
• Придумать и написать на командном листе название своей команды (оно должно быть как-то связано с текстом учебника по изучаемой темы). На обсуждение отводится 1 мин. Задание выполнять – стоя. При готовности – сесть.
Названия придумали такие: «Система 4х», «Переменные», «3+1», «Венера».
Следующее задание было записано на небольших билетиках. Посыльные тянули билетик и уходили с ним к своей команде, так что команда знала только своё задание. А разных заданий было всего два:
• Зашифровать определение (стр.185),оно выделено на странице.
• Зашифровать предложение «Решить систему неравенств – значит найти все её решения или доказать, что решений нет».
Время на выполнение этого задания – 3 мин.
Задание оказалось интересным и все его начали выполнять по-разному. Одна команда пронумеровала буквы алфавита и записала наборы чисел, другая – записала слова «задом наперёд», третья – «разбросала» на листе первые буквы всех слов предложения. Но четвёртая – никак не смогла ничего придумать. (Потом, когда все ученики смотрели и расшифровали работы друг друга, в этой команде появилось «задним числом» много своих идей, и это уже хорошо!)
Для выполнения нового задания команды получили большие листы – четверть ватманского и опять тянули билетики. На выполнение задания – 3 мин. Теперь задания были разные. И каждая из команд получила одно из таких заданий:
• Выписать со стр.186 неравенства со знаком «<», записывать неравенства цветными карандашами в любом порядке и положении.
• Выписать со стр.186 неравенства со знаком «>», записывать неравенства цветными карандашами в любом порядке и положении.
• Выписать со стр.186 неравенства, в записи которых используется цифра «1». Записывать неравенства цветными карандашами в любом порядке и положении.
• Выписать со стр.186 неравенства, в записи которых используется цифра «2». Записывать неравенства цветными карандашами в любом порядке и положении.
В основу нескольких «конов» этого задания было положено «Видимо-невидимо», но в изменённом виде: запоминание было заменено отгадыванием закономерности и дописыванием новых примеров. Поэтому после первого кона команды поменялись местами (перешли «по часовой стрелке» на место соседей), чтобы выполнить задание второго кона:
• Отгадать задание, которое выполняли соседи. Со стр.187 добавить две свои записи, которые подчиняются этому же правилу. Свои записи как-то выделить.
Задания с цифрами отгадывались труднее, но справились. Команды вернулись к своему листу, проверили записи и на своих листах.
Во время третьего кона команды пошли к соседям «против часовой стрелке», чтобы выполнить следующее:
• Отыскать на стр.186 и 187 какое-нибудь неравенство, выписанное на лист, записать в тетрадь систему, в которой участвует это неравенство, и решить эту систему. У всех в команде должно быть всё одинаково.
Затем каждая команда пошла к новому листу (который они ещё не видели). Свои тетради все оставили на прежних местах.
Пришедшие проверили работы, что-то где-то подправили и тогда получили новое задание:
• На большом листе выбрать какое-то неравенство и дописать к нему своё неравенство такое, чтобы получившаяся система не имела решений.
Оказалось непонятно, полезли в учебник за помощью.
А потом я предложила всем сесть традиционно. Каждый получил обычный тетрадный листок для индивидуальной работы. Написал на нём свои имя и фамилию. Сосчитали количество букв в каждом слове. Записали эти числа.
После этого звучит задание:
• Используя записанные числа, составьте четыре системы неравенств таких, чтобы множество решений системы представляло собой одно из следующих множеств:
a) (a; +∞)
b) (-∞; а)
c) (а; b)
d) Ø
Выполнение этого задания заняло минуты три. А потом все сделали из своих листочков самолётики и стали запускать их по классу.
Запускали свой самолётик, поднимали другой, опять его запускали…
Через некоторое время по команде все подняли по одному (не своему!) самолётику и опять собрались по прежним группам. Выбрали «самого-самого», чтобы отослать его ко мне. А сами стали всей группой проверять работы на листках.
А «самые-самые» собрались вместе со мной в особую временную группу, чтобы проверить работу, которую выполнила я сама. После проверки они отправились в свои группы уже вполне просвещёнными «специалистами».
С их помощью и при их разъяснениях команды проверили правильность записей, сделанных на самолётиках. Поставили отметки (все листочки-самолётики ведь были подписаны). Потом работы отдали хозяевам. Если нужно, проверявшие объясняли им, где и почему были допущены ошибки.
Результаты получились вполне хорошими.
◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊
Узел СВЯЗИ → Отдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадок → МПСУ: эксп.площадки
[2] Узел СВЯЗИ → ФОРУМ → «Круглый стол» эксп/ПЛОЩАДОК
◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊
Уважаемые добровольные участники экспериментального задания! Я не стал вкраплять в этот учительский рассказ ни реплик-комментариев, ни вопросов-уточнений, ни отсылок к исходным описаниям предложенной технологии, ни слов благодарности за работу, участие в проекте, внимание к идеям ОТКРЫТОГО УРОКА. Не делал я этого, решив, что всё это могут сделать сами участники экспериментального задания №4 или наши добровольные «болельщики». Так что милости просим всех желающих оставить свой след: отзыв, мнение, «хулу или похвалу», советы или слова благодарности, если что-то в учительском рассказе оказалось полезным и для вас… — Вячеслав БУКАТОВ
Ольга Павловна! С интересом и восхищением читаю все Ваши публикации. Удивляюсь смелости идей.
Особенно мне интересно, как Вам удаётся обыграть математические задания – не назидательно и действительно в игровом стиле, не теряя при этом их учебную значимость. Например, как здесь – придумывание систем с заранее заданными решениями.
Но так много в вашем рассказе остаётся “за кадром”. А именно:
Какое задание Вы выполнили сами?
Как его проверяли ребята?
Интересно было бы увидеть работы ребят (на самолетиках)…