Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

День рождения (2→14лет)

Сам себе РЕЖИССЁРПРАЗДНИКИ, УТРЕННИКИ, ОГОНЬКИ
[2] Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаОткрытая ЭСТРАДА «Театра миниатюр»
[3] Сам себе РЕЖИССЁРКЛАССНЫЙ ЧАСyчительская ПОДСОБКА

   

Евгения АРТЕМЬЕВА

.

.

.

Только раз в году

Рассказ мамы троих детей о том, как она с дедушкой, дочками
и гостями устроила

домашний праздник

с забавами, народными играми

и переодеваниями 

с  о  д  е  р  ж  а  н  и  е
Выбор идеи Подвижные игры и угощение на двух столах
Подготовка к празднику Фанты с именами героев
Паутинка с презентами Костюмирование с гримированием
Как быть с опаздывающими? Сюрпризы перевоплощений
Подвижная забава «В дворники» Театральное представление
Конфетное дерево Фонтан детской креативности
Волшебный мешок _

   ◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊

 

Всякий раз, когда перед очередным днём рождения кого-то из моих троих детей я как неугомонная бегаю по дому, развешиваю украшения, готовлю реквизит и угощение, – невольно даю себе слово больше таких праздников дома не устраивать! Но, через какое-то время, и мои дети, и я сама, начинаем вспоминать, как было здорово и интересно. Как мы долго и тщательно готовились. И тогда становится совсем не жалко потраченных сил и времени.

И вот, приближается очередной день рождения. Старшие дети (им сейчас 9 и 7 лет) уже знают, что сначала надо выбрать тему праздника, то есть предлагать идеи, фантазировать. Они потихоньку подталкивают меня к подготовке своими бесконечными рассуждениями, что бы нам хотелось сделать.

Выбор идеи

У Лизы день рождения летом, и поздравить её  приходят дети самого разного возраста. Мы живём на даче, в нашем посёлке все дети дружат между собой и табуном ходят в гости. Так что не пригласить кого-то из ребят просто невозможно. Но это создаёт определённые трудности для организации домашнего праздника. Собирается довольно большая и слишком разновозрастная компания из 12-15 детей от 2 до 14 лет.

Поэтому для праздника с таким возрастным разбросом гостей выбрать стержневую идею трудно. Девчонки предлагали несколько вариантов, но ни одна из них не могла предложить деловую детализацию. Точно не помню кто, наверное,  Лиза, предложила НАРЯЖАТЬСЯ. Мне показалось, что это интересно, но было не понятно, как это можно совместить с проведением всего праздника: сбором гостей, играми-забавами и застольем.

Тут в наши обсуждения включился дедушка. Он предложил в качестве развития идеи «наряжаться» театральную тематику. Мол, мы с детьми устроим ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. Прямо на месте договоримся о сценарии, распределим роли, подберём костюмы.

Лично я очень настороженно отношусь к самодеятельным спектаклям. Сразу вспоминаются занудные репетиции в школе, невыученный текст и прочие неприятности. Но, доверяя опыту моего отца и зная, что ничего бюрократического он устраивать не будет, согласилась. И попросила его помочь воплотить нам эту задумку.

С лёгким волнением я не переставала думать о том, как же всё это у нас получится.  

Подготовка к празднику

Вместе с детьми мы стали собирать праздничный РЕКВИЗИТ. Гостей у нас будет много, всем нужны костюмы. Да не абы какие, а смешные, интересные. Принесли два больших чемодана, куда стали складывать вещи для ряженья: старые джинсы, юбки, сарафан, платки, шляпки, бейсболки, несколько карнавальных костюмов, ласты, очки для плавания, солнцезащитные очки всех видов. Девчонки нашли у себя в игрушках короны для принцесс, несколько карнавальных париков.

В день праздника до прихода гостей мы украсили КОНФЕТНОЕ ДЕРЕВО. Выбрали молоденькую сливу, что пониже, и навешали на неё мармелад и печенье. Красные мармеладки-вишенки раскачивались ветерком и аппетитно переливались на солнце. Дерево получилось на загляденье.

С утра старательно готовили площадку, где будет стоять стол с угощениями. Развесили шарики и гирлянды. Выбрали место для представления (на дощатой террасе).

 

Рядом с крыльцом на наружной стене дома повесили зеркало для того, чтобы было удобно гримироваться и примерять костюмы. Зеркало было большим (из дома) и на высоте, удобной для всех детей (и для рослых и для маленьких).

Паутинка с презентами

Одна из затей требовала особо тщательной подготовки. Мы задумали сделать забаву ПАУТИНКУ. Смысл её был в том, что для каждого участника в небольшом кулёчке был завернут какой-то презент. Все кулёчки на верёвочках весели в ряд на перекладине садовых качелей. От 15 кулечков тянулось 15 цветных верёвочек (мы использовали толстые нитки для вязания). Они опутывали своеобразной гигантской цветной паутинкой берёзы, стоявшие неподалёку, забор и сами садовые качели.

 

Каждому гостю нужно было взять свободный конец верёвочки и начать сматывать её в клубок. Когда ребенок выпутается из паутинки, то он доберётся до заветного кулёчка.

Как быть с опаздывающими?

Вот наши гости стали собираться. Встречала их именинница, принимая поздравления и подарки. 

Я обычно рассчитываю, что гости начнут приходить в разное время. Кто-то из детей обязательно будет опаздывать. Поэтому, чтобы не затягивать ситуацию ожидания, наша «программа праздника» была построена на том, чтобы сразу начать с пришедшими какие-то игры. А кто придёт позднее, тот присоединится.

И хотя я упомянула слово программа, это не совсем так. У нашего праздника программы как таковой не было, но был «событийный ряд», то есть перечень продуманных и заранее подготовленных игровых заданий, затей, развлечений. Но их последовательность менялась на ходу, в зависимости от ситуации. Никаких сценариев, разработок, схем.

Подвижная забава «В дворники»

Для начала, я предложила гостям поиграть с мячиками В  ДВОРНИКИ – когда две команды очищают свою территорию от мячей. Набор цветных мячиков (для сухого бассейна) мы часто используем в разных играх: кидаем им в цель, забрасываем в корзину и пр.

В этот раз дети с помощью жеребьёвки разделились на две команды, и сначала устроили перестрелку между собой. (Когда я готовила мячики, я специально выбрала цвета, которые хорошо видно на траве. Потому что в прошлый раз разбросанные по участку зелёные мячики найти было о-о-очень не просто)

«Перестрелка» мячиками сразу увлекла всех гостей. И тут я объявила правила: одна команда – с правой стороны дорожки, другая – с левой. Надо сделать так, чтобы все мячики оказались на стороне противника. Кто полностью очистит от мячей свою половину поля, – та команда выиграла.

Отмечу, что у нас возникли сложности – сначала мячей было очень много (около 50 шт). Оказалось, что детям на газоне их просто не собрать. Стало понятно, что для подобной забавы надо оставить только 10-15 мячиков. Мы так и сделали. И игра пошла значительно задорнее.

Конфетное дерево

Когда я увидела, что почти все гости собрались, мы пошли «объедать» конфетное дерево. Оно и так не давало всем покоя. Дети разглядывали его, гладили, облизывались, засматривались на вишенки из цветного мармелада.

По правилам игры, нужно съесть мармеладку, держа руки за спиной. Это не простое задание.

И всем смешно.

Сладости мы повесили на разной высоте. Чтобы не только рослые, но и маленькие дети смогли бы дотянуться до соблазнительных мармеладинок.

Волшебный мешок

Чтобы дети смогли посидеть на месте и перевести дыхание, мы затеяли игру в ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОК. Ребята взяли по листочку бумаги и карандашу. И сели в круг на дощатый настил.

По кругу передаём «волшебный мешок», и, не развязывая его, определяем, что внутри. Говорить вслух нельзя!

Для игры мы подготовили наволочку, куда сложили разные по форме предметы: деревянное яйцо, компьютерный диск (CD), ключ от замка, кубик и т.д. Всего 5 предметов.

Детям предлагалось записать (или нарисовать, если дошкольник и писать не умеет), что внутри. Когда мешок обошёл полный круг, приступили к сравнению результатов. Сначала все посчитали, сколько у кого отгадано предметов. Потом стали называть, какие предметы отгаданы, начиная с того, у кого меньше всего.

Версии были самые разные. Особенно смешно было с CD.  Не открывая мешка, пустили его по второму кругу, чтобы проверить версии. Совсем маленькие дети – двух-трёх лет – тоже участвовали в конкурсе. Они просто ощупывали мешочек, веселясь вместе со всеми. А дошкольники пяти-шести лет старательно зарисовывали форму, даже если не угадали предмет.

И только после второго – проверочного – круга мешочек был  раскрыт, и все смогли увидеть его содержимое.

Подвижные игры и угощение на двух столах

Мы играли в наши любимые народные игры: «Ткачиха», «Дударь». Когда собирается большая компания мы часто затеваем эти замечательные подвижные игры.

После игр детям было предложено угощение (не участвовавшие  в подвижных забавах взрослые уже давно сидели за отдельным – взрослым  – столом с напитками и закусками, издали наблюдая за своими чадами).

Фанты с именами героев

Немного успокоившись, дети были готовы продолжать своё веселье. Тут роль ведущего перешла к дедушке. Он попросил всех сесть на террасе, взяв по карандашу и листочку.

Каждый написал имя героя какой-нибудь сказки. Появились и Иванушка-дурачок, и Джек-Воробей, и Пятачок. Но ими наши гости, конечно, не ограничились, они написали и какие-то мало знакомые нам имена из современных мультиков и фильмов.

Фанты с именами складывали в коробки. Мальчики в одну, девочки в другую (это для того, чтобы мальчишкам могли достаться мальчиковые роли). Потом каждый из гостей тянул свой жребий. Кому какой фант достанется!

Костюмирование с гримированием

Конечно, у некоторых детей с костюмированием возникли трудности. Кому-то не захотелось быть тем, кем ему выпало. Согласитесь, кому ж захочется быть Бабой-Ягой, когда твоей подружке досталась роль Волшебницы-феи!

А проблема именинницы, например, оказалась в том, что она уже припасла платье своего собственного изготовления. Ну как же ей не надеть это платье, которое она сама сшила для этого случая!

Но мы были готовы к тому, что некоторые дети начнут наряжаться без учёта жеребьёвки. Главное, что бы они хоть как-то начали рядиться. Чтобы они начали примерять на себя хоть какой-нибудь сказочный образ.

Дети постарше быстро сориентировались и отыскали в чемоданах интересные и яркие аксессуары. За ними в ход пошёл аквагрим (я купила несколько видов детского аквагрима: в мелках, палитре и тюбиках).

Глядя друг на друга ребята начали гримироваться, помогать соседям. В процессе образы неоднократно менялись.

Подключились родители. Им тоже стало интересно. Они помогали детям разбираться со сложными головными уборами. Давали желающим деловые советы по тому, как получше себя загримировать.

Сюрпризы перевоплощений

Интересно было наблюдать, как даже застенчивые дети потихоньку раскрепощаются и, заражаясь общим куражом, начинают свободно экспериментировать…

Одной девочке 8 лет досталась роль Алёнушки. Она не хотела надевать платок и изображать из себя «русскую красавицу». Поэтому она выбрала себе сарафан и шляпу. На Алёнушку она совсем не походила, но повертевшись у зеркала, она явно была весьма довольна собой.

А в это время некоторые из детей вовсю примеряли разные смешные наряды. Они дурачась, задорно хохотали над собой и друг-другом. Тут «Алёнушка в шляпке» поняла, что смешить других и «ломать дурака» – не столько обидно, сколько интересно. Тогда она сняла так-таки шляпку, повязала платок и навела яркой краской брови, губы и щёки. В результате у неё получилась отличная пародия на киношный образ Алёнушки. Друзья одобрительно ахнули. И пародийный костюм преобразил девочку. Она буквально расцвела и, засучив рукава, стала помогать друзьям гримироваться. А потом в театральном представлении она весьма активно подыгрывала во многих сценках, не выходя из своего пародийного образа.

Повторю, что одной из гостей, одиннадцати лет, достался образ Бабы-Яги. Сначала, глядя на других, она приуныла и решила не наряжаться совсем. Она только помогала наряжаться своей трехлетней сестре. Но и её время придёт, придёт позже. И тогда она перепробует разные образы и так войдет во вкус, что уйдет с праздника одной из последних.

К тому моменту, как дедушка объявил, что время истекло (на переодевание он дал ребятам 10 или 15 минут), у нас были: Восточный Султан, Королева, Джек-воробей, Пятачок, Алёнушка, Кошка, Ниндзя, Пантера и еще несколько персонажей «неизвестной этимологии».

  

Театральное представление

Все актёры  уселись на полу – то есть в партере – и ждали начала представления. Дедушка начал в роли «голоса за кадром»:

– В некотором царстве, в некотором государстве жила-была… – Он отыскал глазами, кто же готов выйти сейчас на сцену, и после интригующей паузы торжественно произнёс – ПАНТЕРА.

Полина, изображающая Пантеру, тут же смело вышла на импровизированную сцену и уселась на скамейку.

– И Пантера, – добавил дедушка, – говорит, что я…

Тут дедушка после небольшой паузы приглушённо (но вполне внятно) произнёс:

– Полина-а-а, продолжа-а-ай!

Тем самым он передал ей «эстафету». И она довольно внятно произнесла пару безликих реплик. Но из зрителей соскучиться никто не успел, потому что дедушка громким голосом объявил свою ремарку:

–  И в это время к ней пришёл  Джек-Воробей!

На сцену тут же выскочил 9 летний Пашка. Огромные старые джинсы, чёрная бандана и ковбойская шляпа придали ему столько смелости, что он очень живописно развалился на скамейке (как настоящий разбойник!) и живо начал диалог с Пантерой…

Так поочерёдно выходили все персонажи. Кто-то не решался говорить, и, давясь от смеха, просто хихикал. А кто-то на ходу придумывал для своего персонажа какую-нибудь реплику или начинал заниматься каким-то незамысловатым делом (или простеньким действием). Например, между Пятачком и Джеком завязалась шуточная драка…

В общем, всем было не только весело, но и интересно. Заправлял всем дедушка, ремарки которого  вводили/уводили на сцену всё новых героев или занимали их какой-нибудь «сценической задачей» (например, найти клад! или спрятаться от дождя, или получить телеграмму).

И все родители, конечно, были самыми внимательными зрителями.

Фонтан детской креативности

После то, как импровизированный спектакль закончился (а длился он не больше 10 минут), началось САМОЕ интересное. Ребята, почувствовав вкус к переодеванию, стали конструировать всё новые и новые костюмы-образы.

Наряжались и сами, наряжали и друг-друга. Спорили, фантазировали, мазались гримом.

Тут-то наша невзрачная Баба-Яга и взяла реванш. Сначала она выбрала костюм в русском стиле. При этом она осталась все такой же девицей, как в жизни. Чтобы не проигрывать яркой Алёнушке, она переключилась на смешные костюмы. А потом – на страшилки. А потом и вовсе стала менять образы как перчатки. И некоторые из них были весьма удачны.

Младшие дети в основном выбирали карнавальные костюмы, изображающих животных. Старшим приглянулись фантазийные костюмы с мотивами восточной экзотики. Получалось очень интересно.

Старшие девочки так разошлись, что, когда уже попили чай и унесли остатки торта, они всё продолжали наряжаться, попутно то и дело разыгрывая сценки-импровизации. Мы с дедушкой, уже изрядно утомленные праздником, оставили их одних. Уйдя за стол  взрослых, мы уже оттуда наблюдали за игрой детей.

  
 

 

PS. Когда следующий день рождения – старшей дочери – мы провели не дома, а в Детском Центре (с аниматором, угощениями и огромным детским городком с пневматическими пушками), наши дети сказали, что хоть и было очень хорошо, но дни рождения проводить дома им всё же нравится больше. И я с ними вполне согласна.

Для просмотра

нажать на выбранную фотку-ярлычок

или 

◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊

Сам себе РЕЖИССЁРПРАЗДНИКИ, УТРЕННИКИ, ОГОНЬКИ
[2] Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаОткрытая ЭСТРАДА «Театра миниатюр»
[3] Сам себе РЕЖИССЁРКЛАССНЫЙ ЧАСyчительская ПОДСОБКА

___________________________________

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…

ВячеславБукатов

1 comment to День рождения (2→14лет)

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика