Узел СВЯЗИ → Отдел педагогических поисков… и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ площадок → МПСУ: эксп.площадки
Сам себе РЕЖИССЁР → НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ
МОУ Оболенская средняя общеобразовательная школа
«ВИДИМО-НЕВИДИМО» с показом Развитие речи // 3а класс // 15 человек // 14 мая 2013 Задание №4 для экспериментальных площадок МПСУ выполняла учитель |
![]() |
Урок начался с объединения учащихся в команды. Сделали это, благодаря приёму «подсчёта пуговиц». Объединились в 3 команды по 5 человек. Такой приём детям давно знаком, поэтому времени ушло совсем немного.
Команды подготовили свои места и отправили первых посыльных. Передавать задания через посыльных тоже знакомый приём, и детям он очень нравится. Ребята уже легко договариваются о том, кто пойдёт. Это здорово. С тех пор, как я начала применять на уроках приёмы социо/игровой методики, у меня отпала проблема борьбы за лидерство в классе.
1 задание: придумать и написать на листе название команды и хлопнуть в ладоши. За 30 секунд!
Названия придумали разные: «Котята», «Ангелы», «Винкс».
Поясню, что на доске я заранее написала (и прикрыла боковыми створками) слова разных частей речи, разные формы одних и тех же слов, разным шрифтом и цветом, «вдоль» и «поперёк».
2 задание: запомнить слова за 1 мин и записать их. Ребята договорились в командах, кто и что запоминает – кто слова красным цветом, кто синим, большим шрифтом, по горизонтали и т.д. (это была моя подсказка)*.
*Ворчалка от В.Б.: о «подсказке» учителя – сразу видно, что «педагогический синдром» не даёт классу спокойно жить, а учителю – спокойно понаблюдать за детьми, передав им инициативу.
Уважаемая В.А., вы 1) к интуиции своей почаще обращайтесь и 2) не доверяйте «синдрому воспитания», который не хуже гриппа то и дело заражает нас взрослых всякими меркантильным ожиданием псевдо выгод. Запоминать, кто сколько сможет и без технократического «распределения функций», важный этап в герменевтической процедуре. И заменять его на примитивный договор детей, ради того, чтоб их команда лишь бы выиграла – Вячеслав Букатов
Затем команды записали слова, которые запомнили. Потом поменялись своими записями для проверки. Договорились вносить исправления в чужих записях ручками разных цветов. «Котята» – чёрным, «Ангелы» – зелёным, «Винкс» – красным цветом. После чего каждый ученик проверяющей команды поставил свою подпись.
команда Ангелы записывает слова![]() |
в команде Винкс![]() |
команда Котята за проверкой![]() |
Проверенные листочки возвращаются прежней команде. Доску я открыла уже для проверки и уже ребята проверяли самих «проверяющих». И выясняли возможные недоразумения (таких случаев набралось 3). И уже всем классом разбирались с ошибками. В спорах «рождалась истина».
3 задание: из записанных слов каждой команде нужно составить рассказ (всё-таки это урок развития речи). Рассказы получились разные, но смыслы были примерно по одной схеме событий: о том, как Наташа гуляла во дворе цирка, где стояла клетка, в которой жили белые медведи. Девочка бросала им снежки, пока один медведь не втянул малютку в клетку. Люди закричали. Прибежал дрессировщик и вытащил Наташу из клетки. (Кстати на этом же уроке мы поговорили и о безопасном поведении в общественных местах).
И последнее задание было самым интересным и самым эмоциональным. Полученные рассказы инсценировать. После коротеньких репетиций все 3 команды показали свои сценки. Было очень весело.
инсценировка команды Котята![]() |
дрессировщик Катя пришла на помощь Лизе-Наташе ![]() |
инсценировка команды Ангелы ![]() |
|
команда Винкс: Наташа возле клетки с медведями ![]() |
освобождение Наташи ![]() |
||
Лиза-Наташа общается с медведями ![]() |
дрессировщик освобождает Наташу![]() |
нападение медведя Полины на Ксюшу-Наташу ![]() |
В конце урока все вместе определили победителей. Выиграла та команда, у которой и рассказ получился содержательным и сценка интересной.
Спасибо за прекрасный приём!
Реплика-комментарий В.Б.: и вам спасибо, В.А., за очень интересное экспериментаторство на своих уроках. И желаю дальнейших успехов в освоении социо/игрового разнообразия «режиссуры урока». И дальнейшего освобождения от досадных профессионально-педагогических рудиментов ХХ века.
И ещё добавлю, что «развитие речи» большинство учителей понимает как развитие у ребёнка речи, обращённой к учителю, и именно в этом ракурсе направляют всю свою работу на уроке. Тогда как меньшая часть учителей (но представляющая в педагогике реальный авангард) понимает свою задачу «по развитию речи» в том, чтобы развивать речь ребёнка, обращённую к своим сверстникам. Поэтому с их точки зрения «центральным заданием» на уроке будет не произнесение учительнице рассказа, сочинённого и записанного командой, а сами репетиции «сценок», по ходу которых детям приходится договариваться и о сценарии (задумке), и о разнообразии декораций, и о креативных костюмах (изготовленных «здесь-и-сейчас»). То есть активно и в реально-деловой ситуации «развивать свою речь» (в первую очередь устную, вслед за которой начнёт развиваться и письменная).
А уже в завершение подобной работы эти учителя обычно дают задание (после столь мощной разминки-разогрева) – составить командам подробный план или список новых ключевых слов (то есть не упоминавшихся в «Видимо-невидимо») для устного рассказа о той истории, которую они смогли увидеть в сценке, показанной соседями (по часовой стрелке от них или против). И тогда рассказывать свои истории они будут не столько учительнице, сколько «авторам», привыкая учитывать в своей речи и «авторскую задумку» и прислушиваться к «авторскому мнению» (или ориентироваться на него, а не только на похвалу своего любимого учителя).
Да и чуть было не забыл. Думается, что на следующем уроке вы сообразили вернуться к сочинённым рассказам и раздать листочки по командам (лучше в соседнюю) для поиска в чужом рассказе тех слов, которые в «Видимо-невидимо» были на прошлом уроке «нарисованы»?.. С последующей проверкой их правописания в командном рассказе соседей… – Вячеслав Букатов
Для просмотра
нажать на выбранный ярлычок или
___________________________________
Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»
Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…
ВячеславБукатов
оставить отзыв, вопрос или комментарий
вам нужно войти для того, чтобы оставить комментарий.