Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Читаем Юшкова (I): учебные ПРОЦЕДУРЫ по таблице-БАБОЧКЕ

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → Таблица-БАБОЧКА социо-игровой «режиссуры урока» и ДРАМОГЕРМЕНЕВТИКА → Уроки чтения: «Заметки о детских вопросах…» (А. Юшков)
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха → Изба-ЧИТАЛЬНЯ → Из письменного стола (на правах рукописи)
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → УРОКИ ЧТЕНИЯ профессионально-методической литературы


В.М.Букатов Сн4
Уроки чтения: 
Изучаем статью А. Юшкова «Заметки о детских вопросах в контексте идей Е.Е. Шулешко о ситуациях общения»

Организация учебной ПРОЖАРКИ
в двух частях
для бакалавров, магистрантов и студентов педагогических колледжей

Часть ПЕРВАЯ 

Содержание

[преамбула]

I КОН − II КОН − III КОН − IV КОН − V КОН − VI КОН − VII КОН

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ – текст статьи: Юшков А.Н.«Заметки о детских вопросах в контексте идей Е.Е. Шулешко о ситуациях общения» // Ручной уголок: Книга первая: [педагогические комментарии к кн. Е.Шулешко «Понимание грамотности»].– СПб, 2011.– С. 35-40.– {открыть в новой вкладке}

 


Часть ПЕРВАЯ

IMG_6072

В.М. Букатов
МАСТЕР-КЛАСС: практика драмо/герменевтики
[событийный ряд + таблица-БАБОЧКА (сентябрь 2021, Москва)]

Встреча с новым научным или учебно-методическим текстом – особенно если он занимает много страниц – часто вызывает даже у искушённого читателя некоторую апатию или даже равнодушие, возникающее как ситуационная разновидность непроизвольной защитной реакции нашего интеллекта. Реакция эта возникает не всегда. И когда её нет, то читатель с готовностью набрасывается на чтение и с завидной жадностью начинает «прорубать» просеки понимания в неизвестном тексте, соотнося извлекаемую информацию с личным опытом, представлениями, пониманиями, в его сознании уже существующими до чтения.

Для освобождения читателей от случающейся апатии и(или) досадного равнодушия в 90-е годы ушедшего века мною была разработана драмо/герменевтика (как теперь я понимаю под влиянием идей теоретика  и практика театрального искусства Петра Михайловича Ершова и педагогической практико ориентированной концепции психолога-педагога Евгения Евгеньевича Шулешко. И если я сначала собирался предложить читателю результат своего субъектного прочтения, толкования и(или) смысловой реконструкции статьи А.Юшкова, которая была опубликована в первой книге сборника «Ручной уголок», освещающего особенности обучения по методике Шулешко, то – вовремя спохватившись – понял, что начинать нужно с «мастер-класса» по чтению. Чтобы на деле продемонстрировать приёмы драмо/герменевтических процедур в ситуации «работы малыми группами». Которых необходимо – минимум две [лучше четыре!]. Численностью не менее трёх [лучше четырёх-пяти!] человек в каждой.

Читателям, которые собираются только читать данную работу, а не выполнять процедурные звенья воочию (то есть на самом деле) и корпоративно (то есть в обособленной группке), я искренне сочувствую. Им будет пробираться сквозь дебри и моего мастер-класса и последующих версий личностных ситуационно-смысловых реконструкций статьи А.Юшкова гораздо скучнее, тоскливее и(или) труднее. Но, как говорится, «на безрыбье и рак рыба».

Драмо/герменевтические процедуры начинаются с блока заданий, связанных с блужданием-обживанием. Поясним, что во время бесцельной манипуляции – блуждания, кружения, скитания, странствия, плутания, осуществляемым корпоративно и как правило «на скорость», – неожиданно в незнакомом тексте каждому из участников начинают открываться хорошо знакомые стороны. И тогда отпугивающее впечатление «нового, неизвестного, трудного» незаметно проходит (см.: РежУрока, 5 изд, стр 221).

После нескольких «конов» у каждого участника складывается впечатление, что незнакомый текст обжит, то есть становится уже «понятно–непонятным». Поэтому происходит разблокировка понимания, освобождая читателю возможность смыслового ориентирования в тексте.       

 Этих «конов» у нас на данном мастер-классе будет семь (число конов, их содержание и продолжительность ведущий каждый раз определяет по ситуации, на глазок). 


*

I КОН

[все сидят малыми группками в «рабочих гнёздах»; на доске таблица-БАБОЧКА; на столах малые копии этой таблицы (по количеству участников); на доске посыльные в столбик пишут названия своих команд]

а) ведущий демонстрирует командам книгу (тексты ещё не рόзданы) и сообщает, что статья озаглавлена: «Заметки о детских вопросах в контексте идей Е.Е. Шулешко о ситуациях общения».

Занимает статья шесть страниц (стр. 35-40). И начинается с раздела, который озаглавлен «Вопрос как призыв к разговору».

б) ЗАДАНИЕ (на скорость!): посовещайтесь, сколько в этой статье может быть таких озаглавленных разделов, и на доске напротив названия вашей «команды» посыльному нужно будет поставить число вашего ожидания. (На скорость!)

 – – – – – – – – – – – – – – – –
Появляются числа. Если они разные,
то интерес групп будет заостряться.
– – – – – – – – – – – – – – – – –

в) другого посыльного пришлите получить текст (книгу или распечатку статьи на принтере), чтобы проверить свою версию (стр. 35-40).

г) новому (третьему) посыльному написать после числа вашего ожидания в скобках реальное число озаглавленных разделов. (На доске появляются числа в скобках – если они все одинаковые, то начинается подготовка к «первому срезу».)

д) задание по таблице-БАБОЧКЕ: обсудите, кому в вашей рабочей группке и в скольких ячейках-треугольничках удалось побывать за время I КОНА; каждый для себя решает, посещение какой именно ячейки было самым значимым, принципиальным, «главным».

  «первый рефлексивный срез» – – – – – – – – – – – – –

Все участники выходят к доске и,
каждый простым карандашом, соблюдая маркировку, отмечает
в таблице-БАБОЧКЕ ячейку своего «основного пребывания»
во время прошедшего кона


*

II КОН

а) в статье шесть страниц. На каждой есть «последний абзац». Найдите в нём САМОЕ ДЛИННОЕ в абзаце слово. И посыльный на доске укажет (НА СКОРОСТЬ!) сколько букв в этом слове.

– – – – – – – – – – – – – – – –
На первой же странице могут возникнуть разногласия. Последний абзац текста статьи или текста сноски-примечания?
Написание с дефисом – засчитывать за одно слово или за два?

Ведущий поддакивает, заостряет, напоминает, путает(ся).
То и дело звучит напоминание о скорости. Это – способ игриво поддерживать игровую установку «кто быстрее!».
– – – – – – – – – – – – – – – –

б) команды листают, обсуждают, принимают решение. Смотрят на записи других команд. Стараются «не тормозить».

Числа могут сильно разниться. Приходится в группах решать и проблему с путаницей страниц в записях разных команд.

– – – – – – – – – – – – – – – –
Разговоров внутри «малых групп» и между ними возникает всё больше. А следовательно начинают возникать и ситуационные установки на взаимопонимание (что является
пропедевтикой внутригрупповых разговоров по существу).
– – – – – – – – – – – – – – – – –

в) ведущий «держит руку на пульсе», то есть не дает развалиться общему «темпо/ритму» (так как это всего лишь преамбула прочтения статьи).

«второй рефлексивный срез» – – – – – – – – – – – – –
Все участники выходят к доске и,
каждый простым карандашом, соблюдая маркировку, отмечает
в таблице-БАБОЧКЕ ячейку своего «основного пребывания»
во время прошедшего кона


*

III КОН
[для удобства записи ответов ведущий разлиновывает доску – каждое название команды получает свою строку для результатов]

а) в названии упоминается фамилия Е.Е.Шулешко. В которой
третья с конца буква – «Ша».
Откройте третью с конца статьи страницу [стр.38]. Там увидите концовку раздела. Посчитайте сколько слов с буквой «Ша» в этом фрагменте? (то есть до названия нового раздела «О встречах с многозначностью слова»?)

б) на доске появляются ответы… (если удерживать игровой темпо/ритм, то ответы будут по-прежнему не совпадать, придавая ситуации позитивный юмористический оттенок)

«третий рефлексивный срез» – – – – – – – – – – – – –

Все выбегают к доске и,
 соблюдая маркировку, отмечают
в таблице-БАБОЧКЕ ячейки своих «основных пребываний»
во время прошедшего кона


*

IV КОН

а) в том же фрагменте на стр. 38 (в концовке раздела) найдете два последних абзаца (3 строки в одном абзаце и 3 строки в другом).

– – – – – – – – – – – – – – – – –
Посыльные могут получить эти два абзаца
в увеличенном виде.
См. в PDF: Юшк=РАЗДАТ. материал [открыть в новой вкладке]

Но кому удобнее будет работать
с  текстом всей статьи – могут работать с книжным,
то есть более мелким вариантом текста.

– – – – – – – – – – – – – – – – –

б) на скорость! – сколько слов с буквой «эР»? 
в) на доске появляются ответы…

г) на скорость! – сколько слов с буквой «эС»?

д) на доске появляются ответы…

е) сколько в этих же двух абзацах слов с двумя буквами «эР»? – на доске появляются ответы…

«четвёртый рефлексивный срез» – – – – – – – – – – – – –

Участники выбегают к доске и
в таблице-БАБОЧКЕ отмечают ячейки своих «основных пребываний»
во время прошедшего кона


*

V КОН
[ведущий не теряет темпо/ритм]

а) закрыли все книжки (или вернули розданные тексты статьи)…

б) посыльные получите задание! (им выдаются два предыдущих параграфа, но уже в деформированном виде). См. в PDF: Юшк=ДЕФОРМ. материал [открыть в новой вкладке]

в) ЗАДАНИЕ: восстановить текст! (чтобы рука каждого в группе
была приложена к восстановлению!) – у вас 1,5-2 минутки. Время пошло! (Ведущий включает секундомер!)

– – – – – – – – – – – – – – – –

Об ограничениях «по времени» ведущему попутно можно
давать разъяснения, дескать, если не успели – ничего страшного.
Ведь у всех групп времени было – одинаково
.

Надо же нам соблюдать игровой принцип наличия проигравших)
– – – – – – – – – – – – – –  – –

г) ВЕДУЩИЙ: Время истекло. Все встали. Внесли «последний штрих» в работу. Вверху листа укажите название своей команды.

«пятый рефлексивный срез» – – – – – – – – – – – – –

Участники отправляются к таблице-БАБОЧКЕ и,
соблюдая маркировку, очередной раз каждый отмечает
 ячейку своего «основного пребывания»
во время прошедшего кона


*

VI КОН
[проверка командами]

а)  в направлении «против часовой стрелки» малые группы переселяются в соседнее «рабочее гнездо» для проверки.

Что понравилось – отмечаете ПЛЮСОМ. С чем не согласны – ставите ВОПРОС. Можете сбоку дописывать свой вариант.

б)  оцените работу и поставьте отметку (цифрой, смайликом, словами). Укажите, кто судил (название команды).
в) посыльный дублирует результат судейства на соответствующую строчку классной доски

«шестой рефлексивный срез» – – – – – – – – – – – – –
Каждый участник на таблице-БАБОЧКЕ очередной раз,
соблюдая маркировку, отмечает ячейку
своего «основного пребывания» во время прошедшего кона


*

VII КОН
[если рабочих команд было больше двух, то начинается «проверка проверяющих»; если меньше – «самопроверка»]

а) посыльные приносят в команды «исходники» (книжки или принтер статьи). Идет проверка с исправлениями восстановленного текста.

б) на доску выносится «экспертная» оценка за судейство (или «самооценка», если рабочих команд меньше трёх).

в) задание по таблице-БАБОЧКЕ: обсудите в вашей рабочей группке у кого и какая ячейка во время VII КОНА (последнего) оказалась «доминирующей», значимой, центральной. Каждый отмечает, соблюдая маркировку, соответствующую ячейку на большой таблице-БАБОЧКЕ.

 г) на малой копии таблицы-БАБОЧКИ отметить свою индивидуальную траекторию «путешествия» по ячейкам «основного пребывания» во время осуществления драмо/герменевтической процедуры.

*

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  1. Ключевыми словами(!) подготовить свои профессионально-ориентированные комментарии, толкования, выводы, связанные с траекторией драмо/герменевтического «путешествия», совершённого во время «Урока ЧТЕНИЯ» по статье А.Юшкова и отразившегося в таблице-БАБОЧКИ.
  2. В каждом озаглавленном разделе статьи А. Юшкова найти минимум по 2 СТРАННОСТИ (под запись и с указанием ЗАГОЛОВКОВ пяти разделов).

 

На следующей встрече для проверки домашнего задания все объединяются в «случайные тройки» (или «пары») и
А) договариваются о названии своего объединения;
Б) знакомятся с домашними комментариями (толкованиями, выводами) траекторий в таблице-БАБОЧКЕ;
В) проверяют найденные странности (и по наличию, и по содержанию).

На доску выносятся названия троек и общее число найденных странностей.

Затем две тройки (или пары) объединяются и
А) знакомят другую тройку со своей обобщённой версией комментария;
Б) выясняют какие ТРИ странности «САМЫЕ – САМЫЕ»? Чтобы уже всем (во «фронтальном режиме») сообщить о них.

К этому времени все будут порядком «разогреты». Поэтому углубление высказанных вариантов смысловых обобщений, пониманий, прочтений и интерпретаций не заставят себя ждать.

Очень может быть, что ведущему ничего не придётся добавлять. Это в том случае, если обсуждение «самых-самых» приведёт к появлению потока смысловых обобщений, пониманий и прочтений у обучаемых. Главное не переборщить, то есть после их бурного и заинтересованного обсуждения не нужно перегружать обучаемых информацией, заготовленной дома.

Но характер ситуации может быть и другим. Если ведущий увидит необходимость связывать некоторые из прозвучавших позиций, оказавшихся иллюзорно разрозненными или несущественными, то вполне возможно, что будет уместно познакомить студентов, например,

– с масштабированием  при а) извлечении из текста информации с помощью «жизненного опыта» и б) её дальнейшей дешифровки с помощью фактов всё того же личного «жизненного опыта»;

– с интерактивом субъектности (то есть с невольным читательским притязанием на объективизм понимания, его окончательность или истинность)  

 


– часть вторая –

 восемь параграфов домашних заготовок для учебной ПРОЖАРКИ, расширяющих контекст совместных рассуждений и поддерживающих деловую интерактивность при толковании прочитанного
ОТКРЫТЬ В НОВОЙ ВКЛАДКЕ }

Сн4П 

 

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика