Узел СВЯЗИ → Связь с АДМИНИСТРАЦИЕЙ сайта
Обратная связь (после ПРОЖАРКИ-1)
Л.В. Гамкова (дополнение 2): О своих занятиях
Здравствуйте, Вячеслав Михайлович!
Пишет Вам, музыкальный руководитель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад №185 г. Владивостока», Гамкова Лилия Васильевна.
После нашей «ПРОЖАРКИ» и вашего запроса – что из того, о чем говорилось на встрече, можно применить каждому на своих занятиях, – я крепко задумалась. А действительно, можно ли что-то применить на моих музыкальных занятиях? И если можно, то каких группах? И как, если музыкальные занятия в детском саду ограничены по времени, а учебных, воспитательных и образовательных задач, которые на занятии нам нужно реализовать, – огромное количество.
Больше всего меня «задели за живое», слова ведущего, что даже изучая буквы, воспитательницы постоянно обходят работу с книгами стороной. Мало того, что они не вводят их в занятие, как нужный, полезный и необходимый предмет, но и в окружающем пространстве группы книжки часто отсутствуют как развивающий элемент. Как обращать внимание детей на книги? Как подружить с ними малышей? Как научить их обращаться к ним при любых затруднениях?
Сегодня предприняла первую попытку поэкспериментировать с книжкой на своём музыкальном занятии. 8 апреля – День Российской анимации. Многие мультипликационные фильмы сняты по сюжетам народных сказок (не только русских), стихов, рассказов и повестей известных детских писателей: Корнея Чуковского, Сергея Михалкова, Самуила Маршака, Агнии Барто.
Отличительной чертой, любого мультфильма является его музыкальное оформление (лейтмотив или очень запоминающаяся песенка героя). Я вспомнила, что в детстве, даже находясь в другой комнате и занимаясь своими важными детскими делами, по звукам доносящимся из телевизора, мы с сестрой безошибочно определяли название мультфильма: «Ну, погоди!», «Простоквашино», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Крошка Енот», «Мама для мамонтёнка», «Бременские музыканты» и многие другие. Современные дети тоже с лёгкостью и радостью узнают любимые мелодии. У них свои предпочтения в выборе героев и мультфильмов. И это наверняка нам, музыкальным руководителям, можно использовать в своей работе.
Я пересмотрела детский раздел в своей домашней библиотеке. И нашла очень красивые книжки-панорамки: «Маша и медведь», «Крошка енот», «Мама для мамонтёнка» и книги обычного формата (классические издания) «Мойдодыр», «Федорино горе», «Путаница». По всем этим историям созданы прекрасные мультипликационные фильмы. Но использовать всё и сразу явно не стоит. Решила остановиться на книжке «Крошка енот» (выбрала по считалочке, как мы делали на «педагогической прожарке»).
Пока шла утром на работу – в голове созревал ход занятия. По расписанию занятия были в младших и средней группе. Необходимо было не только поиграть с детьми, дать им возможность попеть и потанцевать, но и познакомиться с книгой!..
С малышами решила поиграть в «Угадай мелодию». Разных детских песенок в ноутбуке великое множество. Выбрала самые популярные мелодии из мультфильмов: «Маша и медведь», «Фиксики», «Крошка Енот». Заранее решила, что «Улыбку» из «Крошки Енота» вряд ли угадают.
Не буду описывать всё занятие, а опишу только фрагмент с книгой. Сразу поясню, что героями на занятии были две куклы: Мальвина и Буратино (мы с ними играли в разные игры, в том числе в «Угадай мелодию»).
Я была неправа, все-таки некоторые дети знали песню про «Улыбку» и с удовольствием её подпевали и увлечённо хлопали в ладоши в припеве, (поработали с метро-ритмом песенки)…, но совершенно не помнили из какого она мультфильма. И тогда….
И тогда на помощь и пришла книжка-панорама. (В моём детстве, подобные книжки были на вес золота. Кто обладал хотя бы одной такой книгой, был самым счастливым ребёнком на свете!) Современных детей такой книжкой уже особо не удивить. Но всё же кое-что у меня получилось!
Увидев в моих руках книжку, дети 2-3 лет тут же с удовольствием подсаживались поближе, чтобы получше рассмотреть картинки. И с удовольствием послушали мой краткий пересказ книги. Рассказывала я неспешно. Переворачивая страницы, старалась голосом (и тембром и силой) изображать рисунки разных ситуаций, в которые попадал Крошка Енот. (тем самым и над развитием тембрального слуха поработали). Дети в свою очередь комментировали увиденное, добровольно дополняли мой рассказ подробностями, ими увиденными на картинках. И с удвоенным удовольствием они слушали песенку Крошки Енота.
Забегая вперёд, сообщу, что в средней группе, одна девочка догадались, что в пруду Крошка Енот увидел своё отражение. Поэтому мы смогли поговорить с детьми, что же помогло Крошке Еноту подружиться с тем, кто сидел в пруду?
А на прощание мы выучили песенку «Улыбка». Так что в конце занятия вполне осознанно подарили друг другу свои улыбки.
Мало? Куцо? Конечно и покреативнее можно было подойти. Всё может быть. Будем думать и искать!
Р.S. Читатели этих материалов могут решить, что рассказанное мною – не совсем то, о чём шла речь на прожарке (то есть об отсутствии доступной для детей полки с книжками в игровом помещении группы детского сада). Подчеркну, что здесь я описала музыкальное занятие в первой младшей группе. От 2 до 3-х лет. А «Крошку Енота» я следом использовала и во второй младшей и в средней группах.